Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Русские в Голливуде: Сарик Андреасян

О самом неоднозначном российском режиссёре

Режиссёр, имя которого в России ассоциируется в основном с низкокачественным кино, прошёл довольно длинный путь от глуповатых комедий до фестивальных драм. В Голливуде Андреасян снял экшен про ограбление с Хейденом Кристенсоном и с обладателем «Оскара» за фильм «Пианист» Эдрианом Броуди. В нашем материале рассказываем об отношении Сарика Андреасяна к бизнесу в Америке.

Русские в Голливуде: Сарик Андреасян

Русские в Голливуде: Сарик Андреасян

© https://www.instagram.com/sarik_andreasyan

Справка «Фильм Про»

Сарик Андреасян, родился 24 августа 1984 года в Ереване. Окончил «Мастерскую Юрия Грымова» по специальности «режиссёр кино», снимал рекламу и музыкальные клипы. В кино дебютировал с фильмом «Лопухи», который вышел на экраны в 2009 году. Одна из самых ярких работ – комедия-ремейк «Служебный роман. Наше время». В 2010-м вместе с братом Гевондом Андреасян и продюсером Георгием Малковым учредил компанию Enjoy Movies, первым фильмом которой стала комедия «Беременный» с Дмитрием Дюжевым в главной роли. В 2013 году Андреасян начал снимать свой первый голливудский фильм – экшен «Ограбление по-американски». Премьера картины состоялась на кинофестивале в Торонто, где её купили для международного проката. Осенью этого же года началась работа над фильмом «Кутис» – продюсерским проектом Сарика Андреасяна с Элайджей Вудом в главной роли.

Про работу в Голливуде

По мнению Сарика Андреасяна, построить более-менее успешную карьеру в Голливуде можно только в том случае, если переехать в США совсем в юном возрасте. Будучи по своей натуре пробивным, Сарик попытал счастье со своим фильмом «Ограбление по-американски». Как режиссёр рассказал в интервью youtube-каналу «Super!», экшен он изначально снимал с прицелом на то, что в США он выйдет в прокат на стриминговых сервисах, именно поэтому американский прокат получился ограниченным. При этом «Ограбление по-американски» было продано в другие страны, что позволило окупить производство и получить небольшую прибыль.

В интервью youtube-каналу «Super!» Сарик Андреасян подробнее рассказал, как ему удалось пробиться на американский рынок:
Ситуация, когда вы забираете свой чемодан и улетаете в Америку и там пытаетесь пробиться, не работает. Только когда вы становитесь популярны в своей стране и добиваетесь успеха, вы можете на что-то претендовать там. В моей жизни тогда был “Служебный роман”, который заработал очень много денег – на мой взгляд, это замечательный ремейк. Мой друг в Нью-Йорке дружил с Хейденом Кристенсоном. Я сделал субтитры и попросил друга показать Кристенсену фильм. Через несколько дней после просмотра Хейден написал мне письмо, в котором сказал, что ему очень понравилось кино, и что он был бы рад со мной сотрудничать, если у меня есть такое желание. Я тогда впервые в жизни полетел в Лос-Анджелес, мы с ним встретились и начали обсуждать, а что если мы вместе сделаем кино. А Броуди мы туда затащили, когда у нас уже был готовый сценарий, мы с ним встречались два раза. Эдриан сказал, что он ничего подобного не играл и ему это очень интересно».

Андреасян признался, что бизнес-модель, если ты хочешь выйти с фильмом на рынки других стран, в этом случае разительно отличается. Фильм представляют на различных фестивалях и кинорынках на разных стадиях производства – от готового сценария до завершённых съёмок и этапа постпродакшна. В случае с «Ограблением по-американски» изначально планировалось, что в США фильм будет продан онлайн-площадкам, а в качестве промо-поддержки он выйдет на экраны нескольких кинотеатров.

Youtube-каналу «Super!» Сарик Андреасян объяснил, что выбранная бизнес-модель позволила окупить затраты на производство:
Фильм продаётся заранее. Если у тебя играет Эдриан Броуди, он продаётся заранее. Заранее мы его продали, и в принципе он вышел в ноль и я думаю, даже что-то заработал. В штатах изначально это был платформенный релиз – это когда вы выходите в 5-10 кинотеатрах только для того, чтобы репутационно лучше продаваться на онлайн-площадках, таких как Netflix, Amazon и прочих. Фильм замечательно себя чувствует до сих пор на всех этих площадках и продаётся. Мы были на фестивале в Торонто, где участвовали в основном конкурсе. Фильм мы продали за $2 млн такой компании, как Saban Films, так он и окупился. Как это работает. Когда вы объявляете, что снимаете один фильм, не так много народа на вас обращает внимание, я имею в виду бизнес. А когда вы говорите, что снимете 11 фильмов, то вы становитесь игроком на рынке. И то, что сделал Тов Кристенсен – брат Хайдена, он был нашим продюсером, это было желание обратить на себя внимание. Никаких 11 фильмов не существовало. Было только два – «Ограбление по-американски» и «Кутис», в котором играет Элайджа Вуд и который мы продюсировали. На этом всё и закончилось. “Кутис” был на “Сандэнсе”, всё плюс-минус удачно, потому что Торонто и “Сандэнс”, на мой взгляд, – это большие победы для российского продюсера».

По мнению режиссёра и продюсера Сарика Андреасяна, в кино важно поймать момент – и снимать фильмы именно тогда, когда они популярны у зрителей. Тренды каждый год меняются, неизменным остаётся лишь масштаб: на многомиллионные блокбастеры, такие как кинокомиксы Marvel, люди ходят с большим удовольствием, принося их создателям неимоверную кассу. К моменту выхода на экраны «Ограбления по-американски», по словам Андреасяна, мода на фильмы такого жанра прошла.

В интервью РИА Новости Сарик Андреасян объяснил причины, по которым он решил не рисковать с выпуском фильма в широкий прокат:
“Ограбление по-американски” отлично себя показало на альтернативных площадках, но с ним мы застали момент, когда недорогое мужское кино стало никому не нужно в прокате, – всё кино стало женским и семейным. Когда мы начинали его снимать, то фильмы вроде “Заложницы” или “Воздушного маршала" собирали кассу, но когда мы подошли к прокату, этот пласт уже ушел — на телевидение и в интернет. Всё кино с социальным подтекстом теперь тоже там: от "Карточного домика" до "Настоящего детектива". В кинотеатре сегодня это никому не нужно: в Штатах зарабатывает или очень дорогой аттракцион, или очень местная драма в духе фестиваля "Санденс". А я не американец, я не могу снять американскую драму, как Клинт Иствуд. Я и русскую душу не могу понять до конца, хотя живу в России всю жизнь, а в Америке я вообще чужой. Я думаю, я должен снимать международные истории».

Андресян считает, что пробиться в Голливуде можно, но для этого нужно эмигрировать в США совсем в детстве, чтобы научиться думать и говорить, как они. Если актёру за тридцать, то у него тоже есть шанс попасть в голливудское кино, правда, не на главные роли. По словам Сарика Андреасяна, таких примеров довольно много, но есть и удачные истории.

В разговоре с Youtube-каналом «Super!» Андреасян рассказал, почему у наших возрастных соотечественников не складывается карьера за океаном:
У нас в стране каждая вторая – девушка Бонда. Нужно понимать, что и Оля Куриленко, и Мила Кунис, и Милла Йововович, у которых что-то получилось, они все там выросли. Кто-то с 6 лет, с 10 лет, с 12 лет. Безусловно, если вы эмигрант, приехавший туда в три года, у вас есть все шансы и вы можете покорить мир. Но если вы в 30 лет берёте чемодан и говорите “я получу «Оскар»”, то шансы на это минимальные, это почти невозможно. То есть вы, конечно, будете играть в кино. И Машков играл в кино, и Жижикин играл – ребята играли прекрасных русских злодеев. Я не хочу разбивать ни чьи мечты, но это рационально. И они понимают своё место. И они, в отличие от Саши Петрова, понимают, что “Оскар” не достижим. И опять же нужно понимать, что если вы играете в российском кино, вас никто и никогда не номинирует на “Оскар”. Я тоже хочу получить “Оскар”, все хотят получить “Оскар”. Это нормально. Если вы не хотите, значит, вы не в той профессии либо у вас не те мечты. Может, вы что-то перепутали. Это нормально, мы все приходим в эту профессию из лучших побуждений».

Про «Оскар»

Фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение» был выдвинут Арменией на соискание премии «Оскар», но в итоге академики исключили его из лонг-листа из-за того, что заявка была оформлена с ошибками. В частности, по правилам Американской Киноакадемии, фильм должен выдвигаться от той страны, к которой принадлежит большая часть съёмочной группы. В заявке, поданной компанией «Марс Медиа», в сотрудничестве с которой Андреасян и делал картину, большинство фамилий оказались русскоязычными.

В интервью изданию «Известия» Сарик Андреасян назвал решение академиков политическим:
Безусловно, здесь есть элемент политического решения. Я почти уверен — если бы часть коллектива была не гражданами России, а, к примеру, Эстонии, никто бы не обратил на это внимания. Пути прессинга стали более изощрёнными. Россию наказали через Армению. Армения очень редко посылает фильмы на “Оскар”: кажется, за 30 лет было всего четыре таких случая. Естественно, схема не отработана и в документах могли быть технические ошибки. Мне кажется, что оскаровская комиссия просто ими воспользовалась».

О противостоянии российского и голливудского кинематографов

В 2017 года на экраны вышел отечественный супергеройский фильм «Защитники», режиссёром которого выступил Сарик Андреасян. В Сети ещё на этапе съёмок картину провозгласили ответом комиксам Marvel, за что она и поплатилась. С недоведённой до ума компьютерной графикой зрители «Защитников» высмеяли – фильм собрал в нашей стране 273,5 млн рублей, 216,2 млн рублей из них были заработаны в первые выходные. Получается, что в России российский же супергеройский фильм провалился.

Сарик Андреасян в интервью «Известиям» рассказал, в чём одна из самых важных проблем не только «Защитников», но и всего российского кинематографа:
Скажу по секрету: никто в Голливуде ответов этих не ждёт. Они даже не знают про наш кинематограф. За исключением пары фестивальных фильмов. Да ещё Тарковский продаётся в киномагазинах. На этом для американцев российский кинематограф заканчивается. И потом — не надо держать нашего зрителя за дурака. Когда люди читают, что российский режиссёр ответил “Интерстреллару”, то, естественно, думают, что именно создатели картины этот “ответ” провозгласили. Возникает диссонанс. Зрители недоумевают, как же это мы решили за $3 млн тягаться с Кристофером Ноланом, у которого бюджет $300 млн? Естественно, они воспринимают это как обман. На деле мы пока ничего не можем противопоставить большому голливудскому кино. Поэтому до зрителя надо доносить: да, это не Нолан, но зато наше. Кино как локальный продукт может существовать, только если в стране развит патриотизм. После таких материалов зрители приходят в кинотеатры и задаются вопросом: “А где, собственно, ответ?” А его не было. Мы просто сделали хороший фильм для России в рамках наших возможностей».

О планах на будущее

В 2020 году на экраны выйдет трагикомедия Сарика Андреасяна «Родина», которая частично снята в Голливуде. Это история эмигрантов, много лет живущих в США и скучающих по Родине. Других проектов, снимающихся за рубежом, в том числе в Америке, у Андреасяна пока нет. Но в ближайшие годы, кроме «Родины», на экраны выйдут ещё как минимум два фильма: «Робо» и «Каникулы в юбках».

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100