Справка «Фильм Про»

Советский, российский и казахстанский режиссёр, родился 25 июня 1961 года. Свой дебютный фильм – «Пешаварский вальс» – снял в 1993 году, а год спустя он получил призы на кинофестивале «Кинотавр», а также в Карловых Варах. В 2001 году американский продюсер Роджер Корман предложил Бекмамбетову снять малюбюджетный исторический боевик «Гладиатрикс», а уже после этого в прокат США вышли фильмы «Ночной Дозор» и «Дневной Дозор». В 2008 году по заказу студии Universal Тимур Бекмамбетов снял картину «Особо опасен», в которой главные роли сыграли Джеймс МакЭвой и Анджелина Джоли. Спустя год на экраны вышел анимационный фильм «Девять», который российский режиссёр снимал совместно с Тимом Бёртоном. Чуть позже состоялась премьера экшена «Президент Линкольн: Охотник на вампиров». В 2016-м студия Paramount выпустила историческую ленту «Бен-Гур», постановщиком которой так же выступил Тимур Бекмамбетов.

Трейлер фильма «Ночной Дозор»

Про начало работы в Голливуде


Тимур Бекмамбетов, из интервью Дмитрию «Гоблину» Пучкову:
Запустили меня туда с небезызвестными “Ночными дозорами” и “Дневными”. Фильм наш был воспринят там по-хорошему, по-доброму, ну и времена были другие тогда ещё, и как я потом увидел, он много, на что повлиял там. Я без ложной скромности могу сказать, что такие безбашенные в смысле рейтинга, кровавости и остроты фильмы в жанровом кино, в принципе, не снимали, они были все мягче – “Пауки”, там, “Хеллбои”, но они все помягче, пофэнтезийнее, а такой вот жесткач пошёл там именно с “Дозоров” – и “Тёмные рыцари” потом появились, и сейчас вот “Дэдпул”. В каком-то смысле “Дозоры” прорвали эту плотину. Это было давно – 2004 год. Потом, в общем, я снимал “Особо опасен”, потом рубил головы вампирам топором американского президента, и затем дорвался до колесницы и Бен Гура. Это большой опыт. Честно скажу – я никогда туда не рвался. У меня была в детстве мечта стать художником театра и кино и работать в Петербурге стенографом – вот именно такая мечта была, а режиссёром я стал по необходимости – просто как художник я не смог найти никакого режиссёра, с которым можно было бы работать, и стал режиссёром. А в Америку попал просто, можно сказать, по стечению обстоятельств. Честно – я никогда к этому не относился серьёзно, и когда меня спрашивают “как у вас там?”, я никогда не относился, что я там дома, я всегда был там в командировке. И это несложно, потому что в кино же мы живём там, где работаем, а, например, снимая “Особо опасен”, я провёл год почти с лишним в Праге, снимая “Бен-Гура”, я 1,5 года жил в Риме. Ну, если взять мои десять лет голливудской активности, то из них половину я был где-то на съёмках. Так что всё-таки по-прежнему не ощущаю себя там дома».

Трейлер фильма «Особо опасен»


Про американский быт

Тимур Бекмамбетов проводит в США больше времени, чем проводит в России, но, по его словам, только потому, что того требует работа. В интервью изданию «Комсомольская правда» Бекмамбетов рассказал, что живёт он в Америке в исторической части Голливуда, там, где в начале XX века жили первые кинематографисты. Тимур Нуруахитович признался, что времени на прогулки там обычного ни у кого нет – жители перемещаются по Лос-Анджелесу на машинах. Несмотря на массу возможностей для интересного досуга, Бекмамбетов остаётся верен своей же традиции – он ходит в баню, построенную евреями, эмигрировавшими в США после Второй мировой войны.

Тимур Бекмамбетов на съёмках фильма «Особо опасен» (Universal Pictures)


В разговоре с Дмитрием «Гоблином» Пучковым Тимур Бекмамбетов поделился историей об этой удивительной бане, уголке СССР:
В Лос-Анджелесе есть баня. Там есть бульвар, Пико называется, и там есть баня, существующая с 1949 года, построенная выжившими в концлагерях евреями, которые эмигрировали в Лос-Анджелес и построили там баню, и там собираются – вот там Советский Союз. Вот говорят, что Советский Союз был разрушен в 1991 году – он не разрушен, он существует в этой бане. Там узбеки, белорусы, украинцы, казахи, русские, буряты, есть молдаване. Там депутаты украинской Рады, депутаты Государственной Думы… Все вместе, и это ритуал – каждое воскресенье, как минимум, там четверг и воскресенье, там есть строго мужские дни, есть какие-то смешанные. Короче говоря, там собирается наш народ, и вот это вот комфортное для нас, наверное, с тобой, людей немолодых, сообщество, его уже нет здесь сейчас, его тем более нет где-то в другой заграничной стране, но вот в этой бане оно то, в котором я вырос, именно те отношения, к которым я привык, когда нет национальностей… Ну, они есть, и все шутки, анекдоты – армяне про евреев, евреи про армян, все рассказывают, все смеются. И там вот это вот идеальное общество, которое существует – оно вот там для меня. Я тебе скажу: более того, я когда лечу в Лос-Анджелес, я летаю по работе, я всегда выбираю рейс, который туда прилетает в день, чтобы я сразу из аэропорта сразу ехал в баню. Там есть рейс, который прилетает что-то в час с лишним, быстро, вещи с собой, главное, не брать, чтобы там не ждать, в такси, и минут через 20 ты уже в бане. И точно так же я всегда улетаю из бани – я приезжаю в воскресенье в баню, до часу дня, а потом на регистрацию – и в Москву. Так что это правда уникальное место».

Трейлер фильма «Дневной Дозор»

Жизнь в Америке и жизнь в России, конечно, отличаются, но, как признаётся Тимур Бекмамбетов, что земляков хватает и в Голливуде. На деловых встречах российского режиссёра часто встречают словами «Здравствуйте, а у меня дедушка и бабушка из России». В интервью изданию «Известия» Бекмамбетов рассказал, что, по его мнению, вся творческая часть Голливуда – это внуки и правнуки выходцев из России.

Тимур Бекмамбетов на съёмках фильма «Особо опасен» (Universal Pictures)


Про отличия в индустриях

Зрители удивляются, почему российское кино зачастую уступает голливудскому. По словам Тимура Бекмамбетова, всё дело в различиях индустрий. В США иначе подходят к созданию фильмов, вкладывают иные деньги – суммы, исчисляемые миллиардами долларов. В нашей стране до сих пор такие вложения остаются невозможными. Хотя плохих кинокартин хватает и там.

В интервью газете «Комсомольская правда» режиссёр «Ночного Дозора» прояснил разницу между Голливудом и российским кинематографом:
Там делается очень много и ерунды, и конфеток, просто до нас доходят в основном конфетки. У нас хороший проект просто не находит зрителя: не отлажена система, когда актёры становятся звёздами, один и тот жанр развивается в течение многих лет, одна тема становится культовым феноменом. А в Америке на этом всё строится. В их системе есть разные фильмы, у каждого находятся свои поклонники, своя аудитория. У них есть долгосрочные планы, традиции, каноны. И у них на порядок больше средств. Это отражает отношение общества, власти к киноискусству. Впрочем, вот “Ёлки” – феномен, которого в голливудской практике нет».

Трейлер фильма «Ёлки»

Бекмамбетов верит, что российский кинематограф можно привести к голливудскому уровню, но для этого придётся поменять подход к работе. Как он рассказал изданию РБК, для начала нужны идеи мирового класса. В России кризис сценариев, а без хорошего сценария шансы снять хорошее кино равны нулю. По мнению режиссёра, ещё один немаловажный аспект – системные денежные вливания, ведь одного хорошего фильма для индустрии мало. Чем более долгосрочными будут инвестиции, тем проще будет работать.

Тимур Бекмамбетов на съёмках фильма «Президент Линкольн - охотник на вампиров» (20th Century Fox)


Тимур Бекмамбетов считает, российскому кино нужно учиться защищать свой рынок:
В кино должно быть гораздо больше средств. Когда это произойдёт, тогда и кино превратится в индустрию и научится не только защищать свой рынок, но и с успехом играть на “чужом поле”. В Америке производится большое количество замечательных фильмов. Соответственно, рождаются звёзды кино, которые связаны с американским кинематографом. И всё это вместе создаёт феномен, который называется американским кино. Но производить его можно где угодно. Большой процент американских фильмов снимается не в Америке, а в Канаде, Болгарии, Венгрии или Лондоне. Фильмы считаются американскими просто потому, что сами решения о том, что их нужно производить, принимаются в Америке. И если принятие таких решений перенести, скажем, в Москву, то на международном рынке появятся российские фильмы».

Трейлер мультфильма «Девять»

Голливуд привлекает для работы над своими проектами международные актёрские составы. То есть многие кинокартины, производящие в США, можно лишь формально назвать американскими, ведь продюсеры в итоге могут набрать интернациональную команду. Режиссёр – родом из Китая, актёры из европейских стран, в том числе и из России, визуальные эффекты для фильмов производятся за пределами США. Пробиться в Голливуд не так сложно, как кажется – важно быть открытым к новым возможностям.

Как признался Бекмамбетов в интервью «Известиям», попасть в Голливудские фильмы могут и российские актёры – было бы желание:
И надо хорошо знать английский язык. У нас на фильме («Бен-Гур», – прим. ред.) работала интернациональная команда. В главных ролях — англичане Джек Хьюстон и Тоби Кеббелл. Пилата играет датчанин Йохан Филип Асбек, другие актёры — из Бразилии, Ирана, Израиля... Могли бы быть и русские. Но они все оказались заняты — снимаются в сериалах».

Трейлер фильма «Бен-Гур»


Про будущие проекты

4 октября 2019 года в США состоится премьера фильма «Война токов» – продюсерского проекта Тимура Бекмамбетова, главные роли в котором сыграли Кэтрин Уотерстон, Бенедикт Камбербэтч, Майкл Шеннон, Том Холланд, Николас Холт и другие. Первый показ фильма состоялся осенью 2017 года на кинофестивале в Торонто. После того, как продюсера Харви Вайнштейна, бывшего главы студии The Weinstein Company, обвинили в сексуальных домогательствах, премьера «Войны токов» была отложена на неопределённое время.

Трейлер фильма «Война токов»

По слухам, в настоящее время в работе у Тимура Бекмамбетова находится три американских проекта: фантастический экшен «Джеремайя Харм» (правда, с 2017 года о нём нет никакой информации), комедия «Лайкнутый» (находится на стадии пост-продакшена) и комикс «Особо опасен 2» (пока не подтверждён режиссёром).