При расчётах мы отталкивались от следующего определения: франшиза в кино - это сумма фильмов, объединённая одним брендом. Права на его использование при этом могут переходить от студии к студии.

Исследование «Фильм Про»/«Индустрии кино»: самые кассовые франшизы

ФРАНШИЗЫ И КИНОСЕРИИ



Часто смешиваются понятия «франшиза» и «киносерия», воспринимаются как синонимы. В действительности же «киносерия» - понятие более узкое. Части киносерии образуют единое целое в художественном плане; одни и те же актёры играют одних и тех же персонажей, действие одного фильма вытекает из действия другого. То же самое нельзя сказать о франшизе. Разница проясняется на примере: скажем, три «Человека-паука» с Тоби Магуайром и два «Человека-паука» с Эндрю Гарфилдом - это одна франшиза, один бренд. Но никак нельзя сказать, что эти пять фильмов рассказывают одну историю, то есть это не цельная киносерия. Даже наоборот - совпадение ключевых персонажей и некоторых сюжетных линий подчёркивает, что это похожие истории, рассказанные по-разному. В одну франшизу, таким образом, может входить несколько киносерий. И если главный атрибут франшизы - бренд, то киносерии - сюжетное единство, заданное рамками бренда. Путаница же возникает при смешении критериев экономических и художественных.


ФРАНШИЗЫ В РОССИИ И В МИРЕ: ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ



В рейтингах самых кассовых франшиз России и мира совпадают пять пунктов из десяти. Это весомая доля, особенно учитывая, что прямое сопоставление этих топов некорректно. Американские франшизы свой кассовый «учёт» ведут уже много десятилетий, в то время как данные по российским сборам систематически регистрируются только с конца 90-х. Этим, в частности, можно объяснить, почему в мировом и американском рейтинге «Звёздные войны» и «Бондиана» стоят так высоко, а в российском вообще отсутствуют (также показательно, что у топов по миру и США совпадений больше, восемь из десяти).


Тем не менее, такая асимметрия лишь подчёркивает удивительные сходства топов по важным показателям. Во-первых - лидерство киновселенной Marvel, причём с большим отрывом от всех конкурентов. Во-вторых - любовь зрителей к экранизациям Джона Р.Р. Толкина: и в международном, и в российском зачёте «Средиземье» показало лучшие средние сборы среди всех игровых франшиз. В-третьих - аналогичные предпочтения аудитории в отношении анимации: по средним сборам в обоих топах лучшая франшиза - «Гадкий я». В-четвёртых, наконец, наличие среди лидеров «Людей Икс», которые, появившись в начале 2000-х, впервые показали, что такое драматический кинокомикс. Аналитик кинопроката Николай Ларионов прокомментировал «Фильм Про» неожиданность этих сходств:

Кинокомиксы в нашей стране фактически стали так же популярны, как в европейских странах, хотя удивительно: у нас ведь нет культуры чтения комиксов, как в Америке, но тем не менее наши зрители склонны к эскапизму и хотят смотреть на эти новые, выдуманные миры, киновселенные, противостояния разных супергероев».


Есть в топах и принципиальное различие. В международном рейтинге самых кассовых (как и в американском топе) нет ни одной анимационной франшизы, да и по средним сборам в десятку пробился только упомянутый «Гадкий я». Между тем, в российской десятке сразу четыре анимационных франшизы (а по средним сборам даже пять). Это не означает, что в США и на других рынках те же самые франшизы не становятся блокбастерами, однако на сегодняшний день они попадают в лучшем случае в топ-20. Таким образом, в этой отрасли российская киноиндустрия в меньшей степени следует глобальным тенденциям; специфичность пристрастия к анимации подчёркивается и тем, что на третьем месте по сборам - отечественная «богатырская» серия студии «Мельница», рекордам которой не мешает отсутствие голливудских бюджетов.


РАЗНОВИДНОСТИ ФРАНШИЗ


Самый простой прецедент - когда киносерия и франшиза совпадают. Другими словами, все фильмы франшизы рассказывают одну историю, и до ремейков и других способов обновления бренда дело пока не дошло. Примеров такого рода среди главных кинофраншиз осталось немного. «Пираты Карибского моря», «Сумерки», «Ледниковый период», «Гарри Поттер», «Властелин колец» с «Хоббитом», «Форсаж», «Голодные игры» - эти франшизы вошли в число лучших, не прибегая к помощи ремейков, спин-оффов и других хитростей (это не гарантирует, впрочем, что так останется и в дальнейшем).


Линейное повествование используется в современных франшизах всё реже - выгоднее развиваться не только «вдаль», но и «вширь». Моду на так называемые «киновселенные» породила студия Marvel - а за ней последовали «Звёздные войны» (помимо новой трилогии - несколько спин-оффов), кинокомиксы DC, а затем приобщатся и «Трансформеры» (вслед за очередным сиквелом планируются фильмы об отдельных персонажах, которые должны расширить горизонты франшизы). Своего рода киновселенной стала и анимационная «богатырская» серия - мультфильмы студии «Мельница» про Алёшу Поповича, Добрыню Никитича, Илью Муромца и их совместные приключения. Среди киновселенных ближайшего будущего - проект студии Universal, который объединит знаменитых монстров: Дракулу, Человека-невидимку, Мумию, Человека-Волка. По опробованной Marvel схеме, сначала каждый из них получит сольный фильм, а затем они объединятся в одном блокбастере. Застрельщиком станет «Мумия» с Томом Крузом, которая выйдет на экраны в 2017 году.


Если киновселенная кажется замыслом излишне грандиозным, то на помощь франшизе приходят спин-оффы. Подход в данном случае прост: из персонажей киносерии выбирается зрительский фаворит, достойный отдельного полного метра, и новый фильм преподносится одновременно как свежая часть франшизы и как временный отход от основной линии. Эту стратегию использовал «Мадагаскар» («Пингвины Мадагаскара»), «Шрэк» («Кот в сапогах»), «Гадкий я» («Миньоны»), «Люди Икс» («Росомаха» и «Дэдпул»), «Ёлки» («Ёлки лохматые»). Спин-оффы выгодны и тем, что снижают риск неудачи для франшизы: в случае провала такой картины-ответвления киносерия остаётся «нетронутой». Если же её ждёт успех, то это разовое ответвление может стать самостоятельной киносерией в рамках франшизы, как это планируется с «Дэдпулом» и уже случилось с «Росомахой».


У супергеройских франшиз, за исключением Marvel, свой рецепт успеха: постоянные «перезагрузки», или ремейки. Когда истощается потенциал одного замысла, можно начать заново. Сила брендов в супергеройском кино сегодня такова, что они могут пережить неудачные инкарнации и измениться до неузнаваемости. «Бэтмен», «Бэтмен возвращается», «Бэтмен навсегда», «Бэтмен и Робин» разительно отличаются от трилогии Кристофера Нолана о Тёмном рыцаре - тем не менее, все они идут под брендом «Бэтмен». «Бэтмен и Робин» «похоронил» героя на восемь лет, но это не помешало фильму «Бэтмен: Начало» возродить франшизу с новой силой в 2005 году. Так же и «Человек-паук» с «Людьми Икс», которые несколько лет назад «перезапустились» с новыми актёрами, как только положение дел перестало удовлетворять аудиторию («Человек-паук» успел это сделать и ещё раз - теперь герой стал частью киновселенной Marvel). Обновление путём регулярной «перезагрузки» проходит и «бондиана» - раз в несколько фильмов меняется исполнитель главной роли, и франшизе это только на пользу. 54 года на экранах, 25 фильмов - и следующая часть точно будет, с Дэниэлом Крэйгом или без.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ



Глобальный успех требует развития - из всех франшиз-лидеров, упомянутых в наших рейтингах, завершёнными можно считать всего три: «Голодные игры», «Сумерки» и «Средиземье», объединяющее «Властелина колец» и «Хоббита» Питера Джексона. Завершение во всех трёх случаях, очевидно, вынужденное: охвачен весь книжный первоисточник. Впрочем, Голливуд не остановить такими условностями - ставить на этих франшизах крест всё равно нельзя. Приквел, ремейк, спин-офф - всё к услугам этих и любых других франшиз.

Все указанные рейтинги актуальны на август 2016-го. Каждый год несколько франшиз из этих топов в обязательном порядке будут получать сиквелы - и расклад сил изменится. Кроме того, нельзя забывать, что некоторые блокбастеры просто не успели стать франшизами, как «Аватар». Продолжение точно следует.