Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Фильм Про. Азбука. Кадр

Словарь самых нужных кинотерминов

Кусок жизни, помещённый в рамку, превращается в кадр. Изображение может двигаться и не двигаться, но за пределы своего прямоугольного плена оно убежать не в состоянии.

Фильм Про. Азбука. Кадр

Фильм Про. Азбука. Кадр

Кадром (от французского «рамка») называют либо отдельное изображение видеоряда, либо законченный фрагмент видеоряда, иначе говоря, то изображение, которое зафиксировалось между нажатиями кнопок «запись» и «стоп». Иногда для первого значения слова используют термин «кадрик», чтобы не путать со вторым. Для второго значения используют словосочетание «монтажный кадр». Иначе возникает путаница приблизительного такого рода: «Первые фильмы фабрики Люмьер были сняты одним кадром длительностью чуть меньше минуты. Съёмки аппарат Люмьеров производил со скоростью 16 кадров в секунду». Впрочем, путаница всё же возникает, потому что слово «кадр» большинство людей используют без уточнений, и слушающему предлагается по контексту догадываться о том, что имеется в виду. Заметим также, что сегодня частота кадров при съёмки и проекции изображения сильно увеличилась, позволяя создавать реалистическое изображение на скорость 48 и более кадров в секунду.

Фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». Снят одним кадром, как и большинство фильмов в то время

Кадр в первом значении относится к основным единицам киноязыка, включающим также план, ракурс и т.д. Любой анализ кинопроизведения начинается с того, что именно и почему находится в данный момент в рамке кадра, после чего зритель начинает размышлять о том, как элементы изображения внутри кадра меняются (или не меняются) в соответствии с замыслом автора. Практически все иллюстрации о кино, не считая рекламной продукции, представляют собой единичные кадры из фильмов, позволяющие оценить мастерство режиссёра и оператора. Когда телевидение стало конкурировать с кино, Голливуд ответил на это увеличением ширины кадра. Фильм «Как выйти замуж за миллионера» – одна из первых картин с соотношением сторон кадра 2,35:1.

Кадр из фильма «Как выйти замуж за миллионера»


Периодически кинематографисты пытаются снять фильм одним кадром, без монтажных склеек, или, по крайней мере, имитировать их отсутствие. «Русский ковчег» - среди самых заметных таких попыток. Сложнейшим маршрутом камера проехала по всему Эрмитажу и зафиксировала ряд игровых сцен, которые за счёт одного кадра воспринимаются как единое повествование.

Трейлер фильма «Русский ковчег»
Как выйти замуж за миллионера, Русский ковчег
Луи Люмьер, Огюст Люмьер

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Все материалы
Rambler's Top100