ФильмПро Ты решаешь, что смотреть

6 скрытых трендов «Оскара-2024»

Пробуем понять, куда движется мир и Американская киноакадемия

«Оскар» по итогам 2023 года показал обилие оригинальных и авторских фильмов, не столько развлекающих зрителя, сколько заставляющих его задуматься. О чём ещё может сказать список победителей и номинантов?..

6 скрытых трендов «Оскара-2024»

© Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Трансляцию в прямом эфире посмотрело 19,5 млн зрителей, что больше, чем в последние годы. Конечно, тут сказались самые разные факторы (например, в этот раз мероприятие решено было начать пораньше), но нельзя отрицать и следующего: Киноакадемия всегда отличалась известным бунтарством, многие всемирно известные звёзды использовали сцену как трибуну для острых высказываний – и в год выборов в Америке, вновь раздирающих страну напополам, вполне можно было ожидать от вечера чего-то столь яркого, что это имело смысл пережить вместе со всеми одномоментно.

Однако, главный магнит, притянувший аудиторию к экранам, всё-таки не нуждается в расшифровке: давненько уже на главную награду не претендовали настоящие суперхиты. 2023 год останется в истории кино годом Барбигеймера, и если «Барби», хоть и ставшая главным кассовым хитом года, в академических раскладах оказалась на второстепенных позициях, то «Оппенгеймер» изначально и до самого конца был безусловным фаворитом. Для серьёзной авторской картины, заработавшей в мировом прокате без малого миллиард, это лишнее подтверждение далеко не всегда и не всеми понимаемой истины: совсем не обязательно быть «непонятным художником», чтобы говорить о по-настоящему важном.

Режиссёр Кристофер Нолан в этом отношении действительно своего рода гений, сумевший (не единственный, но один из немногих) наладить мосты между большим творческим высказыванием и широкими зрительскими ожиданиями. Многие наверняка согласятся с тем, что в идеальном мире это был бы его не первый, а по меньшей мере четвёртый или даже пятый «Оскар» – например, после «Тёмного рыцаря», «Начала», «Интерстеллара» и «Дюнкерка». То, что награда столько лет обходила мастера стороной, было настолько вопиюще, что насладиться долгожданным торжеством справедливости оказалось мало с чем сравнимым удовольствием.

Все победители «Оскара»

Трейлер фильма «Оппенгеймер»:

Your browser doesnt support HTML5 video.


Упомянутая «Барби» не рассчитывала на главные призы, но вполне имела шансы побороться за второстепенные, а кроме того, как явление не столько искусства, сколько поп-культуры была обильно вписана в сюжет оскаровской церемонии. Это тоже наверняка добавило просмотров, одновременно напомнив и о другой важной теме, которая объединяла некоторую часть конкурсных картин: роль женщины в современном мире (современность не обязательно должна была присутствовать непосредственно в кадре, но мы помним, что хороший даже исторический фильм всегда первым делом говорит именно что с современниками). Об этом также – «Бедные-несчастные», «Анатомия падения», «Дайана Найэд», «Цвет лиловый», «Май декабрь», «Дочери Ольфы», отчасти – «Прошлые жизни», «Маэстро», «Учительская», «Убийцы цветочной луны» и даже (а почему нет?) «Миссия невыполнима: Смертельная расплата». Однако зачастую этом «женский сюжет» оказывался если не размыт, то в какой-то мере сокрыт под другими слоями, и потому он не прозвучал на сей раз столь же громко, как и военный.

Но эксперты уже давно подсчитывают не только присутствие женщин непосредственно в кадре, а также и их закадровое участие. В десятке лучших фильмов года – три поставлены женщинами; Жюстин Трие получила номинацию за режиссуру и «Оскар» за оригинальный сценарий. Год назад – было хуже: в десятку попала только лента «Говорят женщины», создательница которой, Сара Полли, получила награду, будучи единственной женщиной среди всех номинированных сценаристов. По итогам 2021-го в десятке было две таких картины, причём «CODA: Ребёнок глухих родителей» удостоилась главного приза, её автор Шан Хейдер получила ещё и сценарный приз, тогда как её главная конкурентка Джейн Кэмпион – «Оскар» за лучшую режиссуру («Власть пса»). В своём исследовании прошлого остановимся на Хлое Чжао, забравшей призы и за режиссёрскую работу, и за фильм («Земля кочевников»), и на Эмеральд Феннел, также присутствовавшей в этих категориях, но получившей только приз за сценарий («Девушка, подающая надежды»). Вердикт: один год не похож на другой, но как минимум количественно присутствие женщин в главных номинациях определённо увеличилось.

Трейлер фильма «Анатомия падения»:

Your browser doesnt support HTML5 video.


Как водится, важна для Академии национальная и расовая репрезентация. Прекрасно выучив уроки общественных манифестаций под лозунгом «Оскар слишком белый», Киноакадемия существенно расширила свой состав, что в результате сказалось и на номинациях. Темнокожее население планеты в этот раз в той или иной степени представляли фильмы «Американское чтиво», «Растин», «Цвет лиловый», «Я – капитан», «Создатель», не центральную, но важную роль они играли в «Оставленных» и «Бедных-несчастных». Азиаты – главные герои таких картин, как «Прошлые жизни», «Идеальные дни», «Мальчик и птица», латиноамериканцы – «Общество снега», «Граф», «Вечная память». Впервые в одной из ключевых номинаций – за главную женскую роль – оказалась родившаяся в США представительница коренного населения Лили Глэдстоун, сыгравшая в «Убийцах цветочной луны», которые посвящены истреблению индейцев, продолжавшемуся, оказывается, даже в XX веке (уточним, что Ялица Апарисио, номинированная пятью годами за «Рому», родилась и живёт в Мексике). Но лишь номинацией дело и ограничилось.

Тут важно отметить, что тема репрезентации чаще всего уходит из большого кино на стриминги – в сериалы («Йеллоустоун» и пр.). Однако, стриминги уже не первый раз пытаются «сыграть» на этой теме в надежде получить серьезные кинонаграды: бюджет на тех же «Убийц…» Мартин Скорсезе получил не у киностудии, а у Apple. Но стратегия дать большой бюджет на подобные темы пока не особенно работает: не без ехидства было встречено поражение масштабных стриминговых проектов (за которыми ещё недавно видели будущее) в пользу «традиционных» картин для большого экрана (или даже очень большого: со сцены нахваливали IMAX). Но если Скорсезе в очередной раз просто не повезло (объективная конкуренция!), то «Наполеон» – пусть и по-своему симпатичная, но далеко не самая выдающаяся работа Ридли Скотта (как и не попавший в прицел академиков финчеровский «Убийца», про которого тоже сейчас вспоминают), а «Маэстро» – уж больно слащавая и претенциозная попытка Брэдли Купера выдать себя за настоящего режиссёра. Так что в этом отношении уж точно не стоит говорить о каком-либо наметившемся тренде – особенно после недавних побед уже упомянутых «Ромы» или «CODA». Если тут что и есть, то это не сильно связано именно с «Оскаром»: стриминги и без того постепенно понимают, что мало дать художнику огромный бюджет и полную творческую свободу, – нужно внимательнее относиться и к тому материалу, который они, эти художники, предлагают.

Трейлер фильма «Убийцы цветочной луны»:

Your browser doesnt support HTML5 video.


Это, впрочем, относится решительно ко всему кинематографу. Одной из очевидных тенденций последнего года является фатальное снижение популярности приключенческих лент, особенно кинокомиксов. Понятно, что развлекательный жанр и «Оскар» – понятия плохо сопоставимые и пересекающиеся чаще всего разве что в технических номинациях: за лучший звук или лучшие спецэффекты. Отдельным пунктом идёт, разумеется, анимация – и в этот раз многие ставили на победу супергеройского мультфильма «Человек-паук: Паутина вселенных». И даже его проигрыш был засчитан как очередное свидетельство «усталости» публики от жанра как такового. Но вряд ли это на самом деле так: проблема реально существует и всеми в индустрии обсуждается, но всё-таки ещё год назад на «Оскаре» вполне уверенно присутствовал сиквел «Чёрной пантеры», а фильм-победитель – «Всё везде и сразу» – совершенно очевидным образом вдохновлялся как структурой, так и самим духом комикса. Так что дело не столько в конкретном жанре, сколько в его наполнении. И как раз успех Барбигеймера наглядно свидетельствует о том, что зритель в кой-то веки соскучился по оригинальным сюжетам, лишь базирующимся на неких общеузнаваемых фундаментах (коими в данных случаях являются кукла №1 и всеобщий страх перед атомной бомбой).

Что за фильмы вместе с «Барби» и «Оппенгеймером» номинированы на «Оскар»?

Трейлер фильма «Барби»:

Your browser doesnt support HTML5 video.


Одним из неожиданных статистических фактов прошедшего «Оскара» стало отсутствие во всех четырёх актёрских категориях артистов младше 30 лет. Говорят, подобное произошло впервые за долгие-долгие годы (мы проверили списки XXI века и согласимся) – как правило, хоть кто-нибудь из молодых хотя бы в номинацию да пробирался. Чаще всего это были талантливые и красивые девушки, которые всегда нравятся мужчинам в возрасте, преимущественно наполнявшим Киноакадемию в былые годы. Сейчас, повторим, ситуация меняется: не только национального, но и возрастного разнообразия среди академиков стало гораздо больше. Значит ли это, что молодым вдруг перекрыли дорогу?! Вовсе нет.

Скорее всего, правильным ответом тут будет «просто так получилось» – бывает. Или именно в этом году всем давно наработавшим на «Оскар» решили сделать подарок: из актёров – Мёрфи и Дауни-младшему, из режиссёров – Нолану и Уэсу Андерсону… Но если всё же попробовать сделать из этого откровения какой-нибудь вывод… А что, если Академия стала «старше» не в «плохом», а в «хорошем» смысле – то есть обращает теперь внимание не столько на смазливое личико, сколько на собственно актёрскую игру?.. И среди претендентов на почётное звание номинанта объективно выбрала тех, кто и правда показал в фильмах 2023 года действительно выдающиеся результаты, не взирая на иные, пускай порой и приятные обстоятельства?.. Можно ли такое предположить? Вполне.

Как можно со всей определённостью сказать и то, что «Оскар» как будто бы стал чуточку умнее: давно уже в номинациях, причём самых главных, не было такого изобилия и разнообразия вдумчивых авторских фильмов, сложных, не старающихся угодить массовому вкусу. Таковыми были, конечно, не все избранные картины года, но их всё-таки было заметно больше, чем бывает обычно; среди них – победители и участники Каннского, Венецианского, Берлинского фестивалей, «Сандэнса» и Торонто. В их числе, как уже было сказано, и главный триумфатор сезона – «Оппенгеймер», не идущий на компромиссы, но всё равно привлекающий и публику, и профессионалов.

Станет ли это уроком на будущее?.. Кто знает.
#оскар #Американская киноакадемия #кинонаграды
Барби, Оппенгеймер , Убийцы цветочной луны, Бедные-несчастные
Кристофер Нолан, Мартин Скорсезе, Жюстин Трие
593 просмотров
0 комментариев

Свежие новости

Все новости

Популярные материалы

Все популярные

Подборки

Все подборки

Новые трейлеры

Все новые трейлеры