Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Победитель «Артдокфеста» и «Лавра» выходит в российский прокат

«Последний лимузин» Дарьи Хлёсткиной теперь доступен для просмотра

Среди многих киносюрпризов, которые преподнёс 2013 год, стал триумф фильма Дарьи Хлёсткиной «Последний лимузин», получившего две самые престижные награды отечественной документалистики. Это дебютный полный метр Хлёсткиной, журналистки, продюсера и ученицы Мастерской Марины Разбежкиной. Фильм сочетает в себе актуальную проблематику и глубокую сверх-идею о том, как устроена наша культура.

Победитель «Артдокфеста» и «Лавра» выходит в российский прокат

Победитель «Артдокфеста» и «Лавра» выходит в российский прокат

Сюжет фильма «Последний лимузин» легко узнаваем. На Московском автозаводе им. Лихачева есть специальный цех, где в советское время изготавливали практически вручную специальные лимузины ЗИЛ, на которых элита страны ездила во время парадов. Лимузины были настолько высокого качества, что легко составляли конкуренцию лучшим аналогам зарубежного производства. Уже двадцать лет этот цех стоит без дела, потому что нет заказов. И вдруг - цеху предлагают изготовить три эксклюзивных автомобиля. Мастера, которые много лет ждали этой возможности, вновь принимаются за дело - при том, что производственной мощности завода в несколько раз меньше, чем в СССР, и каждому придётся работать за десятерых. Однако дело мастера боится - и почти на глазах у зрителя возникают автомобили, лучше которых отечественный автопром ничего не создал.

Трейлер фильма «Последний лимузин»

Мастерская Марина Разбежкиной учит студентов преодолевать дистанцию между автором фильма и тем, что он снимает. Основной метод - снимать маленькой камерой прямо с руки, без штатива, и не вступать с диалог с героями, чтобы фильм не наполнился «говорящими головами».


Дарья Хлёсткина получила «Лавровую ветвь» в номинации «Лучший кинофильм» и приз «Артдокфеста» в номинации «Лучший полнометражный фильм»


Мастерская Марины Разбежкиной славится своим методом, позволяющим сократить дистанцию между камерой и героем. Камера сливается с рукой человека, который держит её. По минимуму используются штатив и искусственное освещение, режиссёр не вступает в диалог с героями и не использует «говорящих голов», не записывает закадровый комментарий и пр. Кроме того, режиссёр должен отказаться от любых мессианских представлений о своей роли в фильме. Использование этих методов, часто вызывающее дискуссии, ведёт, помимо прочего, к конкретики и одноплановости повествования, что удаётся преодолеть далеко не всем ученикам Разбежкиной.

Дарья Хлёсткина - это как раз тот случай. Она сконструировала фильм таким образом, чтобы зритель мог обобщить показанное, считать образную структуру картины и понять, что заводские мастера - это весь русский народ. Народ, который способен творить чудеса, если возьмётся с желанием. Народ, который ждёт возможности проявить себя именно в том, что ему лучше всего удаётся. Народ, который чувствует себя забытым и невостребованным, но с благодарностью хватается за каждую возможность работать и жить. Народ, которому горько в очередной раз сознавать, что его опять обманули и что его усилия опять пошли зря. Беззащитный и смелый народ, переполненный гениальными «левшами» и просто хорошими людьми, для которых в их же стране не остаётся места: завод им. Лихачева закрывается, и прославленные своей продукцией цеха сдадут под офисы или развлекательные центры. Хлёсткина смогла донести все эти мысли сквозь локальный, простой и слишком обычный для нашей жизни сюжет, ничего не педалируя, но и нигде не продешевив, не уйдя в сторону и не поучая никого открыто. Главное, чему учит Разбежкина, - свидетельствовать. И Хлёсткина свидетельствует.
Последний лимузин
Дарья Хлесткина

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100