Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как написать фантастику, чтобы она стала успешной в России

Мнение Андрея Золотарёва, соавтора «Сто лет тому вперёд»

18 апреля в российских кинотеатрах стартует блокбастер «Сто лет тому вперёд», который обещает отправить зрителей не только в будущее, но и к звёздам – место, в котором российское кино пока что ещё редкий гость. Одним из авторов сценария приключенческой фантастики стал Андрей Золотарёв («Притяжение», «Вторжение», «Слова пацана. Кровь на асфальте»), который не побоялся переработать повесть Кира Булычёва и «присвоить» произведение советского фантаста. В эксклюзивном интервью Фильм Про он рассказал, что обычно мешает сценаристам в работе над экранизациями и как написать фантастику, чтобы она стала успешной в России.

Как написать фантастику, чтобы она стала успешной в России

Как написать фантастику, чтобы она стала успешной в России

© Кадр со съёмок фильма «Сто лет тому вперёд»

Фильм Про
Скоро совсем выходит «Сто лет тому вперёд». Проект очень амбициозный, новый, свежий... Как вы поняли, что пора лезть в фантастику? Это ведь спорный для России жанр. Как решили рискнуть?
Андрей Золотарёв
Он спорный во-многом из-за объёма недоверия. Вот наглядный пример «Притяжение»: ребята из Main Rail Post, которые делали графику для фильма, выкладывали образцы своих наработок в англоязычный и русскоязычный интернет. Круто сделанные моменты с падающей тарелкой, например. И вот в англоязычном сегменте все писали "amazing! просто невероятно! ребята, как вы это сделали?!", а в русскоязычном буквально первый комментарий "ну, я такое дома рисую" (смеётся). Не все такие хейтеры, конечно, но у нас люди, склонные что-либо комментировать в интернете, обычно настроены негативно уже изначально.
Фильм Про
Не на пустом же месте это взялось?
Андрей Золотарёв
Конечно. Нас выбили 90-е из кинопроизводства. Целое поколение сценаристов, режиссёров вычистили... По факту индустрии не существовало 20 лет. Приходится создавать всё с нуля, ведь было пустое поле. Сейчас потихоньку всё возрождается. Мы видим, что индустрия совершенствуется. И фантастика в том числе, но это очень сложный жанр, который требует особого подхода. Фантастика ведь очень локализована. Она как бы... не международная, а очень сермяжная. У нас хорошо работает фантастика, которая приземлена на нашу ментальность и народность. Когда фантастика происходит в твоей родной булочной, а не просто где-то в усредненном городе N. Также сейчас работают сказки, которые комбинируют вот эту нашу сермягу и какой-то фантастический мир. Sci-fi работает хуже, потому что уровень доверия к нему меньше, в том числе и у продюсеров. Они не так часто вкладываются в какой-то мощный sci-fi, так как он редко показывают какие-то мощные результаты. Но я обожаю этот жанр, и я с большим удовольствием этим фильмом занимался.
Фильм Про
Что вы сделали в «Сто лет тому вперёд», чего не делал ещё никто и никогда?
Андрей Золотарёв
Мне кажется, мы там всё сделали (смеётся). Это не произведение Булычёва на экране, а произведение, вдохновлённое Булычевым, в котором присутствуют герои, которых использовал Булычёв. У меня к этому отношение немножко своеобразное — я не боюсь, как и ребята из «Водорода», переделывать Булычёва. Ведь что бы мы ни сделали, Булычёв всегда останется Булычёвым. Мы ему не навредим. Человек, который хочет прочитать Булычёва, всегда его найдет в книжном магазине. И это будет счастье, если мы сможем привлечь внимание к этому автору благодаря фильму. Но мы рассказываем что-то своё. Если мы будем пытаться следовать исключительно тем смыслам, которые были в книге, то будет большая проблема. Такая прямая экранизация в случае с Булычёвым не работает. Есть авторы, которых довольно легко прямо экранизировать, например, Дюма, а есть авторы, которых очень сложно экранизировать прямо.

Трейлер фильма «Сто лет тому вперёд»

Фильм Про
А вы современную российскую научную фантастику читаете?
Андрей Золотарёв
Современную российскую научную фантастику я мало читаю. В художественной литературе пока немного интересного вижу. Из зарубежных мне очень нравятся Тэд Чан, Ли Ци Синь. Модно-молодёжные авторы такие.
Фильм Про
Булычёв — это огромный мэтр российской фантастики, многое предсказавший, но сейчас это уже почти махровый ретрофутуризм. Что пришлось изменить, чтобы это снова стало фантастическим, чтобы это снова было вау-прогнозом на будущее?
Андрей Золотарёв
Мы не ставим перед собой задачу рассказать о том, каким будет будущее. У нас задачи амбициозные, но мы не мним себя как мессии, которые сейчас всем расскажут, как правильно жить. Мы скорее пытаемся рассказать маленькую историю семьи на фоне огромной-огромной катастрофы, которая там происходит. И все эти события, которые там есть, они все у Булычёва существуют. Просто компиляция другая. Угол обзора немножко другой. И персонажи гораздо больше приземлены на нашу реальность. Вот скорее то, чем мы занимались. Из-за этого и сам сюжет стал тоже другим.
Фильм Про
А где вообще вот эта тонкая и шаткая грань между чужой и своей историей? Например, в том же «Сто лет тому вперёд»?
Андрей Золотарёв
Я всегда присваиваю историю. Я был бы рад делать историю только Булычёва, но это так не получается. Как только ты пытаешься... вот этот большой пиетет перед автором очень мешает. Ты можешь сделать что-то крайне приятное автору, но неприятное зрителю. И в этом есть большая опасность. А мы всё-таки, если мы кому-то и должны, то в большей степени зрителю, чем автору. Поэтому мы делаем, как мы считаем нужным. И максимально пытаемся сохранить скорее авторский стиль. но не авторские элементы внутри истории.
Фильм Про
То есть автор мёртв?
Андрей Золотарёв
Да, он давно мёртв. Я имею ввиду, автор как автор. Вообще, всё, что мы делаем, это не мы. Это отдельно от нас существует. Произведение и автор — это разные сущности, которые связаны друг с другом мостиком, но они не тождественны.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100