Сколько стоит одеть «солдата»?
Разобраться в вопросе помог военный консультант Артём Кокин (работал на таких проектах, как «Воздух», «Праведник», «Литвяк», «28 панфиловцев»):«Одевать солдата в массовке — невыгодно. Сегодня готовой аутентичной формы осталось немного, поэтому гораздо эффективнее привлечь профессионального реконструктора, у которого есть собственная форма, точно соответствующая эпохе. Он умеет её правильно носить (учитывая уставные требования и посадку), а также владеет оружием — и понимает, как обращаться с ним в кадре. Стоимость услуг реконструктора — 7–8 тыс. рублей за смену.
Для главных героев форма часто изготавливается индивидуально, на заказ. Художники по костюмам скрупулезно подбирают крой, ткань, фурнитуру, даже пуговицы и погоны соответствуют конкретному году. Цена полного комплекта в некоторых случаях может доходить до 200 тыс. рублей. А таких комплектов несколько — ведь на экране обычно несколько основных героев.
Если говорить о средних значениях, то это несколько десятков тысяч рублей (от 10 до 30), — столько будет стоить форма высшего командного состава, например, офицера. Но в масштабе общей сметы проекта это довольно скромная статья расходов».
Для главных героев форма часто изготавливается индивидуально, на заказ. Художники по костюмам скрупулезно подбирают крой, ткань, фурнитуру, даже пуговицы и погоны соответствуют конкретному году. Цена полного комплекта в некоторых случаях может доходить до 200 тыс. рублей. А таких комплектов несколько — ведь на экране обычно несколько основных героев.
Если говорить о средних значениях, то это несколько десятков тысяч рублей (от 10 до 30), — столько будет стоить форма высшего командного состава, например, офицера. Но в масштабе общей сметы проекта это довольно скромная статья расходов».
Сколько стоит аренда стрелкового оружия?
Источник в одной из специализированных организаций, представляющей оружие для съёмок, поделился с нами актуальным прайсом:- Автомат Калашникова (АКМ, АК-74) — 6 тыс. рублей за смену.
- Пулемёты (РПКС-74, РПД-44) — 12 тыс. рублей за смену.
- Винтовка автоматическая Симонов СКС — 4 тыс. рублей за смену.
- Пистолет «ПМ» модель «Макаров»— 6 тыс. рублей за смену.
- Ружьё противотанковое Дегтярёва ПТРД 1941 или Симонова ПТРС 1941 — 12 тыс. рублей за смену.
- Холодное оружие (штык-нож АК-47, охотничий нож «Финка») — 2,5 тыс. за смену.
А сколько стоят танки, БТРы и вертолёты?
В большинстве проектов техника создаётся в виде макетов или бутафорских экземпляров (но есть и редкие исключения, вроде истории фильма «Т-34», которую мы вам настоятельно рекомендуем почитать). Это может быть как статичная модель, так и полностью подвижная конструкция с проработанным интерьером, работающими механизмами и подвижными элементами (например, вращающимися лопастями у самолёта).Для одного ещё невышедшего проекта, о котором нам рассказал источник, создавали полноразмерный макет кабины истребителя ЯК — его цена начиналсь от 3 млн рублей и зависела от степени проработки (макетов было несколько). В зависимости от сложности модели — она может не двигаться, могут двигаться лопасти, разный уровень проработки приборной панели. Если нужно чтобы каждая кнопочка, лампочка работала, а под капотом был реальный двигатель — одна цена, а если этого нет, то другая цена. На проекте таких макетов может быть несколько, разной степени проработанности, целости или «подбитости».
Если всё же нужна аренда, то такой вариант тоже возможен. Частичный прайс нам предоставила одна из специализированных организаций:
- Танк Т-34 или «Тигр VI» — 76 тыс. рублей за смену.
- Бронеавтомобиль «Остин-Путиловец» — 36 тыс. за смену
- Миномет реактивный БМ-13 «Катюша» — 50 тыс
Сколько стоит военный консультант?
Без этого специалиста ваше кино вряд ли выйдет реалистичным. Он помогает, чтобы всё в кадре было «по уставу», а актёры понимали, что и как они должны делать.Военный консультант Артём Кокин объяснил Фильм Про, сколько стоит такой специалист в чём суть его работы:
«Ставка качественного военного консультанта — от 150 тыс. рублей за месяц. Работа может начаться на стадии сценария, продолжиться на съёмках и реже — на этапе постпродакшна. В отличие от специалистов технических цехов (например, каскадёров), у консультантов нет фиксированных ставок — работа часто индивидуальна, творческая, требует глубокого погружения.
Причём военных консультантов на проекте может быть несколько — узкопрофильные специалисты по авиации, автотранспорту, быту, определенным эпохам и тому подобное. Почему вообще такая цена? Военный консультант не отвечает на вопросы с «полтычка», а изучает документы в архивах и собирает фактуру по конкретным вопросам. Это продолжительная работа, работа с историческими архивами, такой человек должен быть глубоко в теме. Потом он приходит и даёт короткие, чёткие ответы на поставленные создателями фильма вопросы».
Причём военных консультантов на проекте может быть несколько — узкопрофильные специалисты по авиации, автотранспорту, быту, определенным эпохам и тому подобное. Почему вообще такая цена? Военный консультант не отвечает на вопросы с «полтычка», а изучает документы в архивах и собирает фактуру по конкретным вопросам. Это продолжительная работа, работа с историческими архивами, такой человек должен быть глубоко в теме. Потом он приходит и даёт короткие, чёткие ответы на поставленные создателями фильма вопросы».
Цена «взрыва»: сколько стоят боевые сцены с пиротехникой?
Отвечает Павел Яковлев из Студии спецэффектов братьев Яковлевых:«Военное кино — самое дорогое для пиротехников. Сумма зависит от того, что имитируется. Например, взрыв гранаты стоит от 5 до 10 тыс. рублей — это «небольшой зарядик», локальная подготовка, с открытым грунтом или в каменном сооружении.
Большой взрыв — каскадные и многокомпонентные, по сути это череда маленьких зарядов, каскад поочередно детонирующих изделий, которые заполняют друг друга (одно выбрасывает обломки, другое — что-то поджигает, другое — имитирует эффект взрывной волны). Такие взрывы (бомбардировки, артобстрелы) могут стоить от 20 до 50 тыс. Чем сложнее, тем дороже.
Имитация попадания пули в человека от пистолета — 2,5 тыс. рублей.
Все это цены только за сам эффект — без учёта стоимости работы самих специалистов. Группа пиротехников на большом проекте может достигать 8-10 человек. Ставка специалистов — от 10 до 25 тыс. рублей.
От 1 до 10 млн рублей — в среднем такая смета пиротехников на военном фильме. Такая стоимость складывается из материалов и работы пиротехников».
Большой взрыв — каскадные и многокомпонентные, по сути это череда маленьких зарядов, каскад поочередно детонирующих изделий, которые заполняют друг друга (одно выбрасывает обломки, другое — что-то поджигает, другое — имитирует эффект взрывной волны). Такие взрывы (бомбардировки, артобстрелы) могут стоить от 20 до 50 тыс. Чем сложнее, тем дороже.
Имитация попадания пули в человека от пистолета — 2,5 тыс. рублей.
Все это цены только за сам эффект — без учёта стоимости работы самих специалистов. Группа пиротехников на большом проекте может достигать 8-10 человек. Ставка специалистов — от 10 до 25 тыс. рублей.
От 1 до 10 млн рублей — в среднем такая смета пиротехников на военном фильме. Такая стоимость складывается из материалов и работы пиротехников».
Сколько стоит «поджечь» или «подорвать» каскадёра?
Об этом нам рассказал постановщик трюков Евгений Козлов из крупнейшей команды постановщиков трюков и каскадёров страны «Каскадёры России Кинотрюк».Минимальная ставка каскадёров — 25 тыс. Что в неё входит? Сценическое движение, умение драться, падать, партерная акробатика и тому подобное. Это всё обычно и требуется в сложнопостановочных военных экшн-драмах. Всё, что сложнее — увеличивает стоимость. Например, каждый каскадёр умеет отыгрывать попадание пистолетной пули, а попадание снаряда в человека — другая история. Минимальная ставка постановщика трюков — две ставки каскадёров (50 тыс.).

Кадр из фильма «28 панфиловцев»
Комплексные трюки с техникой, несколькими каскадёрами, пиротехникой — до 350 тыс. рублей, не считая стоимости реквизита (например, автомобиля, подлежащего разрушению; этими вопросами обычно занимается реквизиторский цех).
«У режиссёров иногда такие задачи, что я не сплю по ночам, пытаюсь хоть как-то это визуализировать в своей голове», — Евгений Козлов.
Смета каскадеров на военном фильме — до 2-3 млн рублей. Сколько вообще стоит один съёмочный день сложнопостановочной военной экшн-драмы?
Отвечает режиссёр и продюсер Андрей Шальопа («28 панфиловцев» (2016), «Литвяк» (2025):«Стоимость одного съёмочного дня — от 1,5 до 3 млн — формируется от количества людей и техники на площадке. В эту сумму не входят декорации, костюмы, которые изготавливались на этапе подготовки.
Подготовка — довольно большая часть расходов. Она длится как минимум год. Но по деньгам всё равно на неё уходит меньше, чем на производство, потому что меньше нужно выплачивать зарплат, небольшой группой человек в 10 можно работать на этом этапе.
Сильно увеличивают затраты экспедиции. Их на военных фильмах много может быть. Это расходы на дорогу, гостиницу, питание, билеты и тому подобное.
Особенность военных фильмов в том, что это часто сложнопостановочное кино. Например, обычный 100-минутный фильм снимается примерно 50 смен при выработке две минуты за смену. А когда много сложной постановки (перестрелки, батальные сцены, взрывы и так далее), то в некоторые дни может сниматься буквально по несколько секунд. Вот из-за этого и растёт количество смен на проекте. Соответственно, и расходы проекта.
Производство вообще самая дорогая стадия — деньги съедаются каждую секунду, когда задействовано по 150-200 человек ежедневно.
Постпродакшн тоже дорогой — это монтаж, цветокоррекция, звук, музыка, компоузинг и компьютерная графика. Эти специалисты очень дорогие. Они нанимаются на проекты на определённое количество смен. Например, у режиссёра монтажа 30 монтажных смен.
Сегодня хороший военный фильм можно снять за 500 млн».
Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации
Подготовка — довольно большая часть расходов. Она длится как минимум год. Но по деньгам всё равно на неё уходит меньше, чем на производство, потому что меньше нужно выплачивать зарплат, небольшой группой человек в 10 можно работать на этом этапе.
Сильно увеличивают затраты экспедиции. Их на военных фильмах много может быть. Это расходы на дорогу, гостиницу, питание, билеты и тому подобное.
Особенность военных фильмов в том, что это часто сложнопостановочное кино. Например, обычный 100-минутный фильм снимается примерно 50 смен при выработке две минуты за смену. А когда много сложной постановки (перестрелки, батальные сцены, взрывы и так далее), то в некоторые дни может сниматься буквально по несколько секунд. Вот из-за этого и растёт количество смен на проекте. Соответственно, и расходы проекта.
Производство вообще самая дорогая стадия — деньги съедаются каждую секунду, когда задействовано по 150-200 человек ежедневно.
Постпродакшн тоже дорогой — это монтаж, цветокоррекция, звук, музыка, компоузинг и компьютерная графика. Эти специалисты очень дорогие. Они нанимаются на проекты на определённое количество смен. Например, у режиссёра монтажа 30 монтажных смен.
Сегодня хороший военный фильм можно снять за 500 млн».