Сюжет фильма: В ноябре 1941 года в деревне Нефёдовка вчерашний курсант Николай Ивушкин вынужден принять командование единственным уцелевшим танком и вступить в неравное противостояние с немецкой танковой ротой, приближавшейся к Москве. Силами противника командовал опытный гауптман Клаус Ягер, но это не спасло его подразделение от поражения, хоть самому ему и удалось ранить нашего курсанта.
Летом 1944 года уже пытавшийся совершить несколько побегов Ивушкин попадет в концлагерь в Тюрингии. Там же оказывается и его «старый знакомый» Ягер, который решает использовать навыки Николая для тренировки немецких кадетов. Он распоряжается собрать тому команду и выдать только что прибывшую с фронта новую модель танка Т-34, не зная, что идею побега Ивушкин не оставил.
Летом 1944 года уже пытавшийся совершить несколько побегов Ивушкин попадет в концлагерь в Тюрингии. Там же оказывается и его «старый знакомый» Ягер, который решает использовать навыки Николая для тренировки немецких кадетов. Он распоряжается собрать тому команду и выдать только что прибывшую с фронта новую модель танка Т-34, не зная, что идею побега Ивушкин не оставил.
Аутентичность и уникальный подход к работе над деталями
Военными консультантами картины стали Михаил Барятинский (ведущий историк бронетехники Второй мировой войны, журналист) и Кевин Фаррелл (полковник армии США, директор компании Battlefield Leadership, консультант голливудского фильма «Ярость»).«Так детально никто не подходил к съёмкам в России, это точно на 100%! Да и не только в России: консультант, который делал фильм «Ярость», утверждает, что никогда не встречался с подобной разработкой. Мы очень много времени посвятили тому, чтобы было документально и подробно! Разумеется, это кино, и там есть художественные преувеличения, но с хроникальной точки зрения все аутентично», — рассказывал режиссёр Алексей Сидоров.
Как снимать в настоящем танке?
Сами создатели сразу отметили, что в фильме настоящие «тридцатьчетвёрки», в том числе реальный Т-34, подбитый во время Великой Отечественной войны. В картине снимались оригинальные танки Т-34–76 (в начале фильма) и Т-34–85 (в финале). В них же находились камеры и сами актёры, которые прошли курс подготовки, чтобы выглядеть в кадре не гостями внутри боевой техники, а настоящим экипажем. За время съёмок актёры научились управлять танком, наводить и заряжать орудие.
Кадр из «Т-34»
«Задач было много. Оператор тебе говорит в рацию: “Витюш, проверь диафрагму”. Ты, значит, смотришь, диафрагму. “А там вот кнопочку нажми и какой-то фильтр поставь”. “А камеру продуй, потому что пыльно”. “Камеру запусти, хлопушку хлопни, партнёру кровь в ухе поправь!” Да, это было смешно», — рассказывал Виктор Добронравов, сыгравший Василёнка, и научившийся за время съёмок по-настоящему водить танк.
«Мы приезжали на съёмочную площадку, нас гримировали полностью. Мы садились за четыре или пять стульев, в зависимости от модификации танка. В 76-м четыре члена экипажа, а в 85-м — пять. Мы садились с Лёшей [Сидоровым, режиссёром] и репетировали на земле, грубо говоря. Знаешь, как у парашютистов: они сначала на земле отыгрывают все фигуры, потом уже в воздух поднимаются. Мы на земле всё это дело отыгрываем. Лёша нам рисовал схемы. Каждый из нас даже сейчас может по памяти 40-50% воссоздать то, как устроена деревня, кто откуда выезжает. То есть, это не просто набор разных эмоций, которые потом подклеиваются в нужный момент. Каждый понимал, как устроен бой», — рассказывал Александр Петров, исполнивший главную роль.
В большинстве маневровых сцен актёры сами управляли танком, наводили и заряжали орудия. Тут стукнешься, там ударишься, здесь поцарапешься. А между дублями не вылезали. Сидели в грязи, в масле, в солярке, оглохшие от рёва двигателей. Только чтобы зритель у экрана тоже переживал эти невзгоды.«В танке мы снимались по 12 часов в день. Но он, конечно, как вся советская техника, очень колючий. Но после двух дней ты настолько к нему привыкаешь и считаешь, господи, какая удобная техника. Всё удобненько, ноги командира на плечах, всё по-свойски», — рассказывал Антон Богданов, сыгравший Демьяна.
Военный консультант фильма Михаил Барятинский отмечал: «Спустя 70 лет после войны вообще найти работоспособные машины на ходу – очень большая проблема. Здесь с ней справились. Приведу такой любопытный факт: Т-34 в первых эпизодах фильма был восстановлен из частей нескольких «тридцатьчетвёрок» примерно одного периода выпуска, но разных заводов. В итоге получилась машина, соответствующая по времени 1941 году. Причем машина настоящая, броневая».

Кадр из «Т-34»
Сцены внутри танка снимались в кабине, где операторской группе удавалось разместить до пяти камер. Вариант с разборной подвижной декорацией — как в голливудской «Ярости» — отвергли: недостоверно. Оператор Михаил Милашин придумал, как поместить зрителя прямо в кабину «тридцатьчетвёрки», реальной, боевой, на ходу. Так ещё никто не делал.
«Мы сделали супермаленькие камеры с маленькими объективчиками, закрепили их маленькими крепежами, за что спасибо моей команде, и сразу снимали всех актёров. Таких съёмок внутри танка я раньше не видел, это наша маленькая победа. Я, правда, переживал за композицию кадра, так как в кабине вместе с камерами не могли находиться камерамены. Поэтому актёрам давались точные рамки и ограничители, чтобы они оставались в композиции кадра и в свете (который в танке, конечно же, был непростой). Вообще, ребята получили навыки практически во всех профессиях», — оператор Михаил Милашин.
Кто работал над визуальными эффектами?
Более 200 специалистов (студии Film Direction FX, Trehmer, PostModern, KinoPost, Sci-FX, Spatial Harmonics и множество небольших компаний и художников) под управлением компании ALGOUS STUDIO. Всего в картине 800 кадров со спецэффектами, которые делала команда супервайзера Алексея Гусева. Главная «фишка» экшен-сцен — эффекты с замороженным временем.«В боевых действиях процесс попадания снаряда в танк — это не просто трюк, это драматический элемент, потому что никто никогда не видел, почему погибают люди внутри танка. Чтобы создать кадры с замедлением времени в десятки тысяч раз, нам пришлось изучить все существующие в мире попытки снять на камеру полеты пуль, взрывы, химические реакции, обратиться к консультантам и провести бесчисленное множество тестов, которые позволили бы нам визуально приблизиться к этим образцам. Нет ни одной кинокартины в мире, на которую мы могли бы ориентироваться, поэтому наша задача была особенно интересна», — Алексей Гусев, супервайзер визуальных эффектов.
Разные «интонации» боевой техники
Саундтрек «Т-34» писали четыре композитора. В фильме звучат симфонический оркестр, гитары, редкая электроника. Когда всё гремит и взрывается, а за танком Ивушкина мчится техника Вермахта — играет музыка композитора Вадима Маевского. У каждого танка своё звучание. Стреляют Пантера и Т-34 с разной «интонацией».«В начале фильма танк один, в конце —другой. Немецкие танки тоже отличаются по звуку друг от друга. Немецкие танки бензиновые, у них бензиновые моторы. Звучат они соответственно — как больше бензиновые машины. Наши танки дизельные, они тоже звучат уникально», — Вадим Маевский.
Гитары в «Т-34» — это от Алексея Сидорова. Режиссёр просил подчеркнуть музыкой, что немцы в фильме — одержимая истреблением, но технократическая нация. Когда в кадре наши — звучат русские народные инструменты, симфоническая музыка и хоры.Маевский подчеркнул, что в фильме в целом нестандартное звучание — смешаны «Nine Inch Nails, Rammstein и Вагнер».
А что насчёт декораций?
Одной из самых больших и масштабных стала невероятно реалистичная декорация деревни. Работами по постройке декорации руководил художник-постановщик Константин Пахотин. Он опирался на архивные фотографии и письменные документальные свидетельства больших сёл того времени. Декорацию строили ежедневно в две смены в течение полутора месяцев. Большинство построек — реальные дома, им по 150-200 лет. Для съемок скупали старые срубы в Псковской и Тверской областях, перевозили на площадку и аккуратно собирали заново. Крыши, наличники и резьбу так же частично закупали, но большую часть специально изготавливали для фильма.«Это Подмосковная деревня со светлицами с резными какими-то вещами. Каждый двор, по сути дела, должен был быть двором одного хозяина. Хозяева разные, поэтому и дворы должны были быть разные. Это нестандартные такие постройки. Каждый двор сделан с любовью», — художник-постановщик фильма «Т-34» Константин Пахотин.
Концентрационный лагерь снимался в чешском Терезине на территории реального существовавшего концлагеря, ныне превращенного в Музей Гетто. Для сцены прибытия поезда с заключенными использовались настоящие старые немецкие паровозы с аутентичными вагонами. «Надо сказать, что эти две смены съёмок прибытия поезда были абсолютным безумием! Это были очень тяжелые и эмоциональные смены: сотни людей холодной ночью снимались под проливным дождем, мы как могли пытались облегчить их страдания, согреть их. Но всё равно это было физически и морально очень тяжело, поэтому усталость, холод и дрожь, которые видно на экране, не наиграны, это реальные эмоции», — исполнительный продюсер Михаил Китаев.
Возможно, в этом и есть главный секрет успеха фильма — приверженность реальности, в том числе в эмоциях. Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации