Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

19 лучших сериалов первой половины 2023 года

Одиннадцать российских и восемь зарубежных

Первая половина года позади. Настало время подводить промежуточные итоги и восполнять пробелы в просмотрах. В этой подборке мы собрали одни из самых впечатляющих новинок за прошедшие шесть месяцев. Здесь только сериалы, чьи первые сезоны вышли с январь по июнь. Независимо от ваших предпочтений, вы точно найдете что-то своё. И что самое прекрасное — не надо ждать новых серий (ну, почти).

19 лучших сериалов первой половины 2023 года

19 лучших сериалов первой половины 2023 года

© Фото: Иван Янковский

Монахиня борется с искусственным интеллектом, Кристоф Вальц терроризирует игровых разработчиков, Иван Янковский ищет пропавших людей и маньяков, пока Ребекка Фергюсон пытается выбраться из бункера под землёй. А также биографические сериалы и экранизации культовых книг. Первые шесть месяцев порадовали нас разнообразными премьерами. Листайте список и включайте, что по душе.

«ОЛИВЬЕ И РОБОТЫ»

2023 год начался с фантастической комедии «Оливье и роботы», вышедшей на платформе IVI. В шести несвязанных друг с другом новеллах создатели переносят зрителей в мир «русских высоких технологий». И делают это не в привычном для жанра настроении, сериал избегает серьезной назидательности и мрачной тональности предостережений в духе «роботы заменят человека». Нет, тут как раз-таки всё наоборот. Минимум спецэффектов и масштабных сцен, но максимум доброго юмора. Оттого просмотр превращается скорее в жизнеутверждающе и забавное путешествие в прекрасную Россию 2030-х годов. И в ней все необходимые фантастические элементы на месте: умные дома, клоны-помощники, роботы и, конечно же, простые люди, ищущие любовь в стремительном мире технического прогресса. Если в новогодние каникулы всё внимание ушло на оливье, то летом самое время переключиться на роботов.

«ОДНИ ИЗ НАС»

Если шумиха вокруг этого серила про постапокалиптическое будущее прошла мимо вас, то самое время вылезать из бункера и навёрстывать упущенное. Экранизация культовой компьютерной игры «The Last Of Us» случилась под чутким руководством её соавтора Нила Дракманна и выдалась на редкость великолепной. Помогал ему Крейг Мейзин, автор народного российского хита «Чернобыль», вышедшего также на HBO. Как итог — довольными остались и требовательные фанаты серии (что бывает крайне редко), и зрители, незнакомые с оригинальной видеоигрой. Из главного: у сериала мрачная атмосфера, хмурый главный герой и 14-летняя дерзкая девочка, которая всю свою жизнь живёт в страшном мире заражённых грибковой инфекцией монстров. А ещё там есть контрабандисты, бандиты и бескрайние руины США. Но, несмотря на фантастическую тематику, это в первую очередь крепкая драма про одиноких людей. Если аргументов всё еще недостаточно, то вот: главные роли исполнили Педро Паскаль и Белла Рэмси, уже знакомые зрителю по великой «Игре престолов». Сериал сразу после выхода продлили на второй сезон.

«ПОКЕРФЕЙС»

Чарли Кейн в исполнении обаятельной Наташи Лионн обладает удивительным даром — девушка способна распознавать ложь. Одарённая таким навыком, она использует его, чтобы раскрывать убийства. Автор сериала Райан Джонсон (это он придумал «Достать ножи») вернул нам наши 70-е. Ведь первые ассоциации при просмотре «Покерфейса» напоминают нам о тех ламповых процедуралах по типу «Коломбо», когда преступник известен уже в начале серии, но нам куда интереснее и увлекательнее наблюдать за главным героем, который этого самого преступника хитроумно ловит. И так каждая серия. Безусловно, новое творение автора стеклянной луковицы во всех смыслах свежее, чем те самые старенькие перевернутые детективы. Тут и свежий взгляд, и крутая главная героиня, и виртуозная постановка, и тонкое остроумие. К просмотру обязательно.

«ШАЛЯПИН»

Большой байопик великого русского оперного певца, который давно напрашивался. Режиссёром сериала про Царь-баса (в начале прошлого века о Шаляпине ходил анекдот: «В Первопрестольной три чуда: Царь-пушка, Царь-колокол и Царь-бас») выступил Егор Анашкин, известный по скандальному сериалу «Зулейха открывает глаза». Перед нами удивительная история простого крестьянского мальчика, который сделал головокружительную карьеру и стал символом отечественной культуры. Его популярность была настолько высока, что на собственные концерты ему приходилось добираться по петербургским крышам — улицы были заполонены поклонниками. В центре внимания — половина жизненного пути певца, от голодного детства и юности, когда он учился на сапожника и пел в церковном хоре, до отъезда в 1922 году в США на гастроли, с которых он уже не вернулся. Но именно на эти годы пришёлся расцвет русской культуры. И биографическая драма о Шаляпине со всей красочностью эту эпоху передаёт.

«ФИШЕР»

Казалось бы, ну чем может удивить очередной российский сериал про маньяков? Оказывается, если постараться — много чем. Авторы сериала Сергей Кальварский и Наталья Капустина примерили на российской реальности жанр тру-крайма. И он, что называется, как влитой сел. Сюжет сериала повествует о реальном деле серийного убийцы Сергея Головкина по прозвищу Фишер. Сейчас он известен как последний казнённый человек в России. Сама история сосредоточена вокруг нескольких следователей накануне развала СССР. Им как раз-таки и поручают как можно скорее выяснить, кто скрывается за личностью загадочного Фишера. Усугубляется всё географией преступлений — мёртвых мальчиков находят возле правительственных дач на Рублёвке. Пока тамошние жители отгораживаются от мира за чистенькими фасадами, плодородная почва разлагающегося государства взращивает очередного кровожадного убийцу.

«КОНСУЛЬТАНТ»

Кристоф Вальц делает то, что у него получается лучше всего — играет демонического персонажа, который постепенно превращает жизнь окружающих людей в ад. По сюжету большая игровая компания нанимает его как бизнес-консультанта, чтобы тот наладил рабочие процессы, но всё идёт не по плану. Со временем манерный мужчина в бабочке завоёвывает все больше влияния и становится местным тираном. Сериал основан на одноимённом сатирическом романе 2015 года автора Бентли Литтла и отлично передаёт безумную атмосферу жутковатой чёрной комедии с элементами параноидального триллера, где начальник из самых страшных снов суёт свой нос в личные дела сотрудников и всячески их третирует. Если вам с начальником повезло, то «Консультант» — прекрасная возможность увидеть, насколько вам повезло.

«РАНЕВСКАЯ»

Биографическая картина про выдающуюся советскую актрису, которую сейчас многие знают, как автора бесчисленных крылатых фраз. Проект приглянется в первую очередь любителям масштабных костюмных драм. Сериал становится в один ряд с такими крупными российскими байопиками про знаменитых людей 20 века, как «Вертинский» и «Шаляпин» (вышедший одновременно с «Раневской»). Он выдержан в классической телевизионной повествовательной форме, где второстепенные персонажи, словно стробоскопы, лишь подсвечивают центральную героиню, — Фаину Раневскую, чей долгий и тернистый жизненный путь и становится основой сюжета. Смотреть этот неспешный бенефис глазу приятно — эпоха великолепно воссоздается декорациями, костюмами, музыкой... Но главная удача сериала — актриса Мариэтта Цигаль-Полищук, которая уловила всю сложность и противоречивость самобытной актрисы и создала запоминающийся образ Раневской.

«КОРОЛЬ И ШУТ»

Весна ознаменовалась широкой промокампанией Кинопоиска мрачной сказки о становлении панк-группы «Король и Шут», оригинального проекта онлайн-кинотеатра. Вдохновляясь репертуаром коллектива, авторы решили не идти по проторенной дорожке стандартных байопиков, а уйти в эксперимент - поиграться с нелинейным повествованием и сконструировать на экране фэнтезийное пространство текстов песен. Попытку с уверенностью можно назвать удачной. Одобрили задумку и преданные фанаты группы. В этом заслуга и Князя, участника группы, который приложил руку к созданию сериала. Будет ли интересно сие творение не поклонникам? Наш ответ - да. Это один из немногих российских проектов, в которых образ 90-х слеплен не из набивших оскомину крайностей.

«РОЙ»

Новый проект Дональда Гловера («Атланта») о нездоровом обществе эпохи соцсетей, патриархами и матриархами которых выступают мега-поп-звёзды. На одну из таких — певицу Найжи (в её образе легко считывается Бейонсе) — и молится главная героиня серила, девочка по имени Дре. Она ведёт фан-аккаунт певицы в Твиттере, не пропускает ни одного концерта и готова буквально на всё ради своей кумирши. Даже на убийства, которых по сюжету будет немало. В итоге получается этакий психологический хоррор, заходящий на территорию старого доброго слэшера с щепоткой неонуарной эстетики. При этом Гловер перенёс в проект и узнаваемый почерк. Визуальный стиль, сформировавшийся во втором сезон «Атланты», здесь доведён до абсолюта. Проект снимали на плёнку и вдобавок ещё обрезали соотношение сторон кадра. В общем, кому не хватает сюра в реальной жизни, добро пожаловать в мир гловерского «Роя», где «Не сотвори себе кумира» — не заповедь, а руководство к действию.

«АКТРИСЫ»

Новый сериал Фёдора Бондарчука, который после успешного «Психа» прочувствовал прелесть этой художественной формы. В этот раз именитый режиссёр пускает зрителей за кулисы хорошо знакомого ему мира и рассказывает о нелёгкой судьбе трёх актрис в исполнении Светланы Ходченковой, Елены Николаевой и Полины Пушкарук. Проект вообще пестрит звёздами и поражает масштабностью американского размаха. При этом в происходящие скандалы, нервы, крики «по-станиславски» веришь. Паулина Андреева, ответственная за сценарий сериала, прекрасно знает, о чём пишет. Так что говорить о междусобойчике, крайне неинтересном простому зрителю, не приходится. «Актрисам» есть чем увлечь далёкого от театральной сцены зрителя.

«ГРЫЗНЯ»

История о том, как два незнакомца сильно повздорили на парковке. Звучит буднично, но это сериал А24, поэтому не всё так просто. Если в реальной жизни люди после такого просто разъезжаются и забывают друг друга навсегда. То в случае «Грызни» близкий к банкротству Дэнни (Стивен Янг) и богатая художница в кризисе Эми (Али Вонг) становятся друг другом буквально одержимы. Их повседневный конфликт вскрывает в каждом из них такие глубокие дыры личных неудач и комплексов, что шоу тут же срезонировало с огромным количеством зрителей по всему миру. Сериал вобрал в себя всё лучшее из последних животрепещущих тем: на этом эмоциональном аттракционе месту нашлось и для детских травм и обид, и для социальной критики, и для вечных мотивов мятущейся человеческой природы. Если вы уже тоже давно на пределе, а времени уехать в лес и поорать всё нет, то «Грызня» — это возможно лучший вариант терапевтического ора, только сидя на диване.

«САНСАРА»

Андрей (Павел Деревянко) так бурно отметил тридцатипятилетние, что проснулся во вчерашнем дне. И завтра у него снова день рождения. Только это завтра никогда не наступит, потому что он попал во временную петлю, где постоянно играет одноименная песня Басты. И хоть синопсис намекает на параллель с каноническим «День сурка», при просмотре становится понятно, что создатели больше вдохновлялись повестью братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Если в комедии с Биллом Мюрреем герой топчется на месте, проживая один и тот же день, то в «Сансаре» герой идёт по своей жизни задом наперёд. А компанию ему составляет загадочная девушка Надя в исполнении Кристины Асмус и кинематографичный Санкт-Петербург.

«МИССИС ДЭВИС»

2023 год. Человечество уже десять лет наслаждается гармонией, достигнутой благодаря «Миссис Дэвис» — искусственному интеллекту, который захватил умы людей. Однако монахиня Симона (Бетти Гилпин) отказывается принять эти технологии и решает уничтожить робота, а заодно и восстановить прежнюю жизнь. Для этого она заключает вынужденную сделку с ИИ и отправляется искать легендарный Священный Грааль, чтобы затем его уничтожить. Если у неё всё получится, «Миссис Дэвис» самоуничтожится. Звучит как бред, но очень весёлый бред! В сатирическом сериале «Миссис Дэвис» его создатель Дэймон Линделоф («Остаться в живых») смешно и трогательно показывает ожесточённую борьбу между телом и разумом, верой и наукой, душой и алгоритмом. В результате мы имеем по-настоящему развлекательное шоу с нетривиальным образом монашки на байке, вооружённой праведным гневом.

«ПЛЕЙЛИСТ ВОЛОНТЁРА»

Основанный на автобиографическом романе Мршавко Штапича (псевдоним Артёма Ляшенко) сериал с Иваном Янковским в главной роли приглашает нас в сырой, вязкий и болотистый мир поисковиков-добровольцев. В нём героям приходится каждый день не только искать пропавших людей, но и стараться не потерять себя. И какое из этих занятий сложнее, им ещё предстоит разобраться. «Плейлист волонтера» — изобретательное творение под руководством режиссёра-постановщика Максима Свешникова, прославившегося проектами «257 причин, чтобы жить» и «Контейнер». Проект стал рекордсменом по числу призов на недавно прошедшем фестивале Original+: его наградили за лучшую музыку, актёрскую игру (Янковский), Гильдия кастинг-директоров вручила ему спецприз за актёрский ансамбль, а жюри прессы назвало шоу лучшим сериалом. Пожалуй, на этом аргументов достаточно.

«УКРЫТИЕ»

Еще одна экранизация. Постапокалиптический сай-фай «Укрытие» — это адаптация одноименного цикла книг Хью Хоуи про десять тысяч человек, запертых в огромном бункере глубиной в 144 этажа. Покидать его запрещено, так как воздух снаружи отравлен. Для пущей наглядности смертельно-опасный мир снаружи каждый житель может наблюдать воочию через огромное стекло. А по ту сторону — действительно мёртвая природа, окутанная едким туманом. И так уже 140 лет. Но вот почему так, и как люди оказались здесь — никто не знает. Естественно, несколько обитателей бункера начинают подозревать: всё, что им внушили, — ложь. «Укрытие» получилось с поистине голливудским размахом и эффектностью. В главной роли Ребекка Фергюсон, знакомая зрителям по другой недавней экранизации культовой книги — «Дюне» Вильнёва. Шоураннером и сценаристом «Укрытия» выступил Грэм Йост, работавший над боевиком «Скорость» с Киану Ривзом и сериалом «Правосудие». И это действительно знак качества.

«БАЛЕТ»

После провокационного серила про вебкам «Happy End» Евгений Сангаджиев окончательно отошёл от актёрской карьеры и сконцентрировался на режиссуре. В новом проекте изобретательная постановка молодого дарования под патронажем Фёдора Бондарчука и Сергея Бондарчука-младшего (их компания продюсировала проект) превратилась в масштабное и тяжеловесное исследование состояния российской культуры и жизни вообще. По сюжету советская прима-балерина Рута Майерс, ставшая хореографом с мировым именем, возвращается в Россию спустя почти 40 лет. В Москве она сталкивается со старыми знакомыми и многочисленными интригами в стенах Большого театра. Даже если мир балета от вас далёк, то сериал стоит смотреть ради виртуозной картинки, прекрасно поставленным танцам (Сангаджиев и сам заканчивал отделение хореографии Элистинского училища искусств) и мощи замысла. «Балет» выдался действительно отличным, и не только по российским меркам.

«ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ»

Сразу обозначим, «Основано на реальных событиях» не основан на реальных событиях. Это не более чем игра с ожиданием современного зрителя, который одержим тру-краймами. Попытка высмеять помешанность общества на различных шоу криминально-документального характера получилось забавная. В центре сюжета семейная пара Ава и Нэйтан, они ждут ребёнка и чувствует, как их отношения медленно угасают. Тогда супруги решают запустить подкаст о серийных убийцах, чтобы вернуть былую страсть. В комедийном триллере снялась звезда «Теории большого взрыва» Кейли Куоко и Крис Мессина.

«БЭБИ-ТУР»

Соскучились по двухтысячным? Вот и сценарист Василий Сигарев («Страна ОЗ») тоже. Вместе с режиссёром Фёдором Стуковым («Физрук») они сделали смешную комедию про нулевые и четырёх подруг с птицефабрики. Они решают забеременеть и вместе родить в США. Ну, знаете, там, за бугром всяко лучше, чем тут. Так с помощью детей девушки планируют обосноваться в свободном капиталистическом мире. Но есть проблема — где-то нужно раздобыть деньги и найти отцов для малышей. «Бэби-тур» — чисто юмористическая история, сочетающее в себе всё лучшее, что когда-то выходило на ТНТ или СТС времён расцвета ситкомов. Сейчас, в эпоху новой искренности, порой жутко не хватает вот этой лихой распущенности (не пошлости!) тех проектов. И у создателей ностальгическую капельку выдавить получилось. На фестивале Original+ сериал получил две награды — за оригинальный сценарий и оригинальную актрису (приз достался женскому ансамблю проекта).

«РАЙЦЕНТР»

Встреча выпускников провинциальной школы превращается в охоту за драгоценным метеоритом и расследование старого убийства. Безумный и мультижанровый проект от сценаристки Ирины Пивоваровой, прежде работавшей над «Доктором Преображенским» и «Временем первых». На прошедших фестивальных смотрах «Райцентр» стал самой долгожданной премьерой летнего сезона. Это и чёрная комедия о встрече выпускников, которая идёт наперекосяк, и кровавый сельский детектив, и пародия на триллеры о маньяках. Аргументов в пользу нажать на кнопку «play» несколько: во-первых, это один из немногих по-настоящему хулиганских проектов с кровью, абсурдом и чёрным юмором. Во-вторых, место действие наконец сместилось с условных «московских патриков» в сторону бескрайних просторов российской глубинки, которая наконец не предстаёт лишь как хтонеобразущее пространство. Ну, и в-третьих, продюсеры Александр Цекало и Иван Самохвалов, чьи проекты всегда отличаются качеством.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100