С режиссёром Сергеем Урсуляком мы встретились на студии «Синелаб» – одной из самых технически оснащённых студий постпродакшена не только в России, но и в Европе.

Качество, а не количество

Иван Кудрявцев
Сергей Владимирович, здравствуйте.
Сергей Урсуляк
Здравствуйте. Садитесь.

Интервью. Сергей Урсуляк: «Есть истории, которые нужно рассказывать длинно»

ИВАН КУДРЯВЦЕВ
На что снимали?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Этот кусок мы снимали, как принято говорить, на электронную аппаратуру. Это, я думаю, Alexa, а вообще мы снимали… Современная часть у нас идёт на электронную, а всё остальное — на плёнку как всегда.
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Плёнка?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Плёнка. Я на плёнку снимаю всю жизнь и ни разу ещё не изменял ей.
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Сколько израсходовали?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
У меня расход большой плёнки. Закладываем обычно 1 к 10.
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
О, как! Выработка какая была на проекте?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Вы имеете в виду, дневная?
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Да.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
У меня обычно в среднем больше трёх с половиной минут не бывает. Я не считаю, что нужно делать больше. И, слава богу, мне идут навстречу. Опять же, день на день не приходится, я могу сделать и восемь минут, но для того, чтобы в какой-то день снять 30 секунд. В принципе, я противник выработки ради выработки.
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Три с половиной минуты — это киношная выработка, т.е. вы снимаете фильм для телевидения, но он качества как для кино.

Трейлер сериала «Ненастье»

СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Если ты хочешь, чтобы была качественная работа…
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Тем более, сегодня…
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Нужно давать возможность так снимать. Во-первых, актёр не может запомнить столько текста. Т.е., формально говоря, они запоминают вот такие (показывает) типа тексты, которые мы даём, но на самом деле, это же не демонстрация возможностей мозга, это же всё-таки творческая работа. И в каждом сериале я вижу, как человек смотрит в подкорку себе куда-то, значит, лишь бы сказать текст, лишь бы перевернуть эти странички, лишь бы кончился этот кошмар.

Сергей Урсуляк на съёмках «Ненастья», ВГТРК


Ненастье — это название дачного посёлка, где прячется главный герой, Герман Неволин по прозвищу Немец. Он в одиночку ограбил инкассаторскую машину, которую сам же водил.


ИВАН КУДРЯВЦЕВ
А вы согласны с тезисом о том, что сегодня время классического двухчасового полного метра проходит, наступает время большой формы, когда нужны большие произведения, чтобы часами мы могли их смотреть, днями, т.е. когда малая форма стесняет авторов?

СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Я думаю, что, на самом деле, материал диктует форму. Есть истории, которые нужно рассказывать длинно, подробно и т.д. Как рассказ, повесть и роман. Не нужно писать только повесть. Для каждой истории должен быть свой метраж, свой формат.

На этой неделе в Москве прошёл закрытый показ «Ненастья». Первыми зрителями стали друзья команды фильма и коллеги-кинематографисты. Встреча с единомышленниками ободряет, но в то же время усиливает волнение. Ведь мнение этих людей много значит. В целом, по признанию режиссёра, накануне премьеры всегда чувствуешь тревогу. Показали первые три эпизода. По словам зрителей, сериал затягивает сразу.

Режиссёр Валерий Тодоровский, посетивший премьеру сериала «Ненастье», считает, что этот проект – только начало:
Мне кажется, что этот фильм открывает большую серьёзную череду фильмов про 90-е».

Режиссёр Алексей Попгребский, посмотревший три первых серии «Ненастья», объяснил, почему стоит уделить время этому сериалу:
Самая большая удача – очень достоверные, плотные характеры. Все актёры на своём месте. Это, как всегда у Сергея Владимировича Урсуляка, ансамблевое полотно. За характерами хочется наблюдать дальше и дальше».

Сергей Маковецкий сыграл в «Ненастье» одну из лучших ролей в своей карьере, ВГТРК


Разные авторы – разный подход к адаптации

Предыдущий громкий проект, которым занимался Сергей Урсуляк, – сериал «Тихий Дон» по мотивам легендарного произведения Михаила Шолохова, за которое его автор был награждён Нобелевской премией. По словам режиссёра, он стремился снять «Тихий Дон» так, чтобы зрители поверили в реальность описываемых событий.

ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Последние семь лет вашей фильмографии вы имеете дело именно с романами: «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Тихий Дон» Шолохова, теперь Иванов с его «Ненастьем». Для вас это авторы одного ряда?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Это — разные авторы. Кто я такой, чтобы ставить их в ряд и, так сказать, раздавать им классы? Время покажет, кто из них какого ряда. Но это, безусловно, незаурядные авторы. Какие-то из них уже даже великие. Я хочу сказать про другое. Во-первых, мне нравится работать на телевидении, в тех условиях, в которых я работаю на телевидении, потому что я каждый раз ощущаю живую связь со зрителем. То, что очень трудно испытать в кинематографе, так сказать, большом, экранном. Если ты не делаешь какие-то блокбастеры, которые рассчитаны на широкую аудиторию, то встреча со зрителем происходит на кинофестивале максимум. Я это всё испытал на своей шкуре. Я делал какое-то время фильмы как фильмы, но просто в какой-то момент этого стало мало, понимаете? Что бы ты ни делал, ты получаешь огромный эмоциональный припёк и эмоциональную отдачу. Нравится, не нравится — это второй разговор. Принимаем, не принимаем, но мы смотрим, мы на это реагируем, понимаете? Значит, все затраты какие-то пустоватые, я бы сказал.

Трейлер сериала «Тихий Дон»

Новое кино про эпоху 90-х

90-е годы – эпоха, которая оставила след в жизни каждого: годы становления новой страны, Горбачёв, объявивший о распаде СССР, и многое другое. Один из самых знаковых сериалов об этом времени – «Бригада» – Сергей Урсуляк не видел, но, по его мнению, для работы над экранизацией романа Иванова это и не требовалось, ведь в «Ненастье» рассказывается совершенно другая история.

ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Я смотрю на картинку, цвета, и это 90-е самые настоящие. Вы играли в эти игры, которые часто играют — берут оптику тех времён, технику, подходы, ракурсы, даже монтаж тех времён, чтобы перенести зрителя туда?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Ну, во-первых, у нас техника и оптика тех времён. Особенно ничего не изменилось с тех времён. Тоже не нужно преувеличивать. Мы не используем какие-то навороты технические, новые, за исключением каких-то трюковых сцен. По минимуму используем компьютерную графику в данном случае, только в тех вещах, где без неё невозможно. Я вообще традиционно снимающий человек, так сказать, не это вот. Я снимаю, как говорится, как учили.

Для Татьяны Лялиной роль в «Ненастье» не первая, но одна из самых важных в карьере, ВГТРК


Ненастье — кроме того — и оценка бурного времени, в которое живут герои.


Сергей Урсуляк признаётся – ему нравится работать на телевидении: здесь есть живая связь со зрителем. К тому же, режиссёр привык работать не спеша – на качество, а не на количество, формат сериала позволяет ему рассказывать историю максимально подробно.

ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Я смотрел фильм в одной из монтажных сборок. Для меня эта картина, в моём зрительском восприятии, в каком-то диалоге с «Бригадой». Только «Бригада» была сразу после 90-х, а ваш фильм почти 20 лет спустя. Пора по-новому взглянуть на эту эпоху?
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Вы знаете, я не по-новому и не по-старому. Поскольку я на неё никогда не смотрел, больше того, «Бригаду», к сожалению, никогда не смотрел, видел фрагменты и не имею мнения по поводу этой картины, поэтому я в диалог никакой не входил. Просто хотелось рассказать эту историю, конкретно эту историю, мне показалось, что за этой историей стоит большая какая-то вещь, т.е. мы можем выйти на какой-то рассказ о поколении, судьбах, о том, что мы все пережили и т.д. Это не просто криминальная история, не просто история какой-то локальной группы. Мне хотелось бы, чтобы за этим было что-то большее. Получится ли это, не знаю, но я к этому стремился, по крайней мере. Поэтому здесь нет диалога ни с кем, кроме, может быть, Иванова и самого себя.

Трейлер сериала «Ненастье»

ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Саундтрек в этой картине заслуживает отдельного разговора. Выдаёт в вас человека, который это время, несмотря на все его ужасы, любит. Вы любите эти 90-е, потому что человек, который не любит 90-е, не мог так точно и грамотно подобрать музыку из 90-х.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
У меня к 90-м отношение сложное и, так сказать, дифференцированное. Что-то я в них очень люблю, что-то в них не люблю категорически. Больше того, часть музыки, которую я использую, терпеть не могу. Т.е. я ощущаю в ней некое обаяние, но считаю, что эта музыка вредоносна просто. С другой стороны, там есть замечательные образцы музыки. Неважно, попсовой или не попсовой, но просто очень хорошая музыка. Она тоже была разная, другой разговор, что я в целом считаю, что 90-е годы в смысле музыкальном дали большой отрицательный эффект. В этом смысле, я не считаю это лучшими годами для музыки.

Александр Яценко в сериале «Ненастье» сыграл роль Германа Неволина - того самого ветерана Афгана, решившего ограбить инкассаторскую машину, ВГТРК


Актёрский состав – ещё один повод посмотреть «Ненастье»

Главные роли в сериале «Ненастье» сыграли Александр Яценко, Сергей Маковецкий, Татьяна Лялина, Александр Горбатов, Александр Голубев.

ИВАН КУДРЯВЦЕВ
О вашем актёрском ансамбле хочется поговорить. Александр Яценко, Сергей Маковецкий… Какие-то новые страницы в своём творчестве они открыли в этом фильме. Для вас эти артисты как раскрылись?

Трейлер сериала «Ненастье»

СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Саша Яценко, при том, что мы с ним сделали последнюю картину «Тихий Дон»… Я его позвал в эту картину в самый последний момент, после долгих поисков. Как-то он у меня совершенно не фигурировал. Я к нему пришёл путём долгих поисков, как ни странно. Хотя, казалось бы, Саша Яценко — мы вот только-только завершили работу. Серёжа Маковецкий — человек бесстрашный, он не боится ни возраста, ни нечёсаных волос, ни сизого носа. Он, как замечательный, выдающийся артист, пускается в любое плавание с абсолютно открытой душой и абсолютным бесстрашием. Он замечательный в этом смысле. И артист замечательный, и товарищ прекрасный. Потому что сейчас, к сожалению, в этом возрасте, при том, что есть замечательные артисты в этом возрасте, выдающиеся артисты в этом поколении, некоторые из них почему-то очень хотят дольше, чем нужно, делать вид, что им 42, ну, 43. На самом деле, им чуть больше. Вот Серёжка этого не боится совершенно. Но там у меня большое количество людей, которых я не снимал или снимал давно, или первый раз вижу. Например, замечательная актриса Татьяна Лялина играет Таню. Молодая, абсолютно для меня новая актриса Таня Лялина из театра «Современник». Серафима Красникова просто из Щукинского училища я её взял на площадку. Она, мне кажется, очень убедительно играет жену главного героя. Саша Голубев, с которым мы не работали, наверное, лет десять, играет очень хорошо Басунова. Саша Горбатов играет Лихолетова — такую знаковую роль. Саша — артист, которого я снимал в «Тихом Доне», и мне нравится, как он работает в этой истории.

Конечно, «ненастье» здесь не только точка на карте. Так можно описать состояние героя Александра Яценко. В его душе ненастье. Совершая дерзкое ограбление, Немец, ветеран Афганистана, предаёт армейских друзей, идёт наперекор главным принципам.


ИВАН КУДРЯВЦЕВ
О дочери вы скромно молчите.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
О дочери я молчу, хотя эта картина для меня радостна тем, что я впервые снял Сашу Урсуляк. Она как раз специально появилась на экране. Я очень рад. У неё небольшая роль, но мне она очень нравится, я давно мечтал с ней работать, и для меня всегда большой травмой было, что я пропускаю такую замечательную актрису. Вот, наконец, мы встретились, и она у меня сыграла.
ИВАН КУДРЯВЦЕВ
Спасибо, мы больше не смеем вас отвлекать от работы.
СЕРГЕЙ УРСУЛЯК
Спасибо огромное.

Трейлер сериала «Ненастье»