Картина «Рай», премьера которой состоялась на Венецианском фестивале, рассказывает о хитросплетении судеб нескольких человек: Ольги – русской эмигрантки, аристократки и участницы французского Сопротивления, Жюля – француза-коллаборациониста, а также немца Хельмута – высокопоставленного офицера СС. Главные роли в «Рае» исполнили актёры из разных стран: Юлия Высоцкая, Филипп Дюкен, Кристиан Клаусс, Якоб Диль, Петер Курт, Жан Денис Рёмер и Кэролайн Питти. По словам Кончаловского, эту его работу можно описать словами немецкого философа Карла Ясперса: «Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остаётся. Лишь знание способно предотвратить её».

Трейлер фильма «Рай»

В своей рецензии обозреватель «Фильм Про» Сергей Сычёв сравнивает картину «Рай» с ранними работами Вуди Аллена:
Похоже на докудраму. Три длинных интервью с каждым героем – и большой как бы документальный фильм, где они разыгрывают то, о чём рассказывают, в реалистичных декорациях и со статистами. Прямо как у раннего Вуди Аллена, только почему-то без шуток. Хотя, возможно, всё куда серьёзнее, потому что речь о переломном моменте Второй мировой, когда победоносное шествие немецкой армии уступило место оборонительным операциям. В тихом пригороде в компании французских буржуа нам остаться не получится, из этого «рая» героям придётся переместиться в другой, хотя и разными путями. Например, русскую княгиню отправят в концлагерь, а, например, немецкий аристократ поедет туда инспектировать лагерное начальство на предмет коррупции. Может, они даже встретятся, потому что молодой человек попался очень дотошный, исследует каждый лагерь до последнего угла и уже отправил на расстрел самого начальника Дахау».

Международный трейлер фильма «Рай»

Роль русской эмигрантки в картине исполнила супруга Андрея Кончаловского – Юлия Высоцкая. Её образ был списан с реального человека – княгини Оболенской, эмигрировавшей во Францию. По сюжету женщину арестовывают за то, что она укрывала еврейских детей. Её дело берёт на контроль Жюль. Молодой человек увлекается ею, поэтому в обмен на сексуальные отношения может смягчить участь заключенной, но этому не суждено произойти. В итоге Ольга попадает в немецкий концлагерь. Здесь она встречается со своим старым знакомым – немцем Хельмутом, который когда-то в прошлом был в неё влюблен.

Эмигрантка Ольга - героиня Юлии Высоцкой - в компании персонажей фильма «Рай»

Издание Variety отдельно отметило визуальную составляющую картины:
После того, как “Сын Саула” предоставил зрителям возможность под иным углом взглянуть на ужасы нацистских концлагерей, планка для чего-то нового в подобных историях была поднята выше некуда. Оператор Симонов нисколько не приукрашивает ужасы, творящиеся на экране, но придаёт им визуальную строгость и спокойствие, которые они заслуживают».

19 сентября 2016 года стало известно, что Российский оскаровский комитет отправил в Американскую киноакадемию заявку на включение ленты «Рай» от нашей страны в список номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Попадёт ли он в список номинантов – станет ясно 24 января. Ранее в 2002-м картина Кончаловского «Дом дураков» в итоге не вошла в финальный список номинантов. Затем, в 2014 году, по личным причинам режиссёр попросил Российский оскаровский комитет не заявлять «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» на соискание этой награды.

Ольга, попавшая в концлагерь, прячет детей; кадр из фильма «Рай»

В 1979 году картина «Сибириада» Кончаловского была награждена «Главным призом жюри» Каннского кинофестиваля. В 1988-м его «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» получила «Приз международной ассоциации кинокритиков - почётное упоминание» на Берлинском кинофестивале. Спустя почти десять лет Московский международный кинофестиваль специальным призом отметил вклад Андрея Кончаловского в мировой кинематограф, а в 2002-м фильм режиссёра «Дом дураков» получил «Особый приз жюри» Венецианского киносмотра. Затем, в 2014-м, Кончаловский представил в Венеции «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», которые принесли ему «Серебряного льва за лучшую режиссёрскую работу». Эта же лента в 2015-м завоевала «Золотого орла» за лучший сценарий. На 73-м Венецианском кинофестивале, который прошёл в 2016-м, «Рай» отметили призом за лучшую режиссёрскую работу.

Трейлер фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»