Такое бывает не слишком часто. Россия выдвинула на «Оскар» действительно лучший отечественный игровой фильм года. Автор фильма – режиссёр с мировой известностью. Тема фильма интернациональна, а идея чрезвычайно злободневна. Подробнее об этом можно прочесть в нашей рецензии. Несмотря на жёсткую конкуренцию, фильм вошёл в шорт-лист, что само по себе достижение: теперь про него написали все мировые издания, в которых вообще публикуются новости кино. Шансы победить восемь конкурентов есть. Попробуем их рассмотреть.

Трейлер фильма «Рай»

У фильма «Рай» очень хорошо началась фестивальная судьба. Андрей Кончаловский получил в Венеции-2016 приз за режиссуру, это один из самых престижных призов в мире. Была волна положительной критики на разных языках, фильм называли в числе фаворитов. Для «Оскара» это, конечно, не главный показатель. Например, победителей всех трёх главных фестивалей в шорт-листе нет вовсе, зато о фильме академики могли прочесть в профильных изданиях – и обратить на него внимание.

Конечно, их должно было привлечь имя режиссёра. Это один из тех редких случаев, когда карьера российского кинематографиста в Голливуде не только не пошла на спад, но, напротив, оказалась успешной и многогранной. Здесь и драма «Возлюбленные Марии», и триллер «Поезд-беглец», где одну из лучших ролей в своей карьере сыграл Джон Войт, и боевик «Танго и Кэш» с Куртом Расселом и Сильвестром Сталлоне. Добавим масштабный проект «Одиссей» (премия «Эмми» за режиссуру и спецэффекты) и киносказку в 3D «Щелкунчик и Крысиный король», которая, хоть и провалилась в прокате, не прошла незамеченной. Скорее всего, киноакадемики, если они хоть немного следят за современным кинематографом, знают, что у Андрея Сергеевича в творчестве наступил подлинный расцвет и что уже вторая его картина подряд становится подлинным событием мирового кино. Правда, их может смущать то, что Кончаловский в последнее время часто открыто критикует Голливуд (при этом не отрицая, что «Голливуд» в себе самом ему пришлось изживать в течение десятилетий), но такая «левизна» может даже найти поддержку среди западных интеллектуалов.

Трейлер фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»

В шорт-листе у Кончаловского есть серьёзные конкуренты. Напомним, что это за фильмы.

«Танна» (режиссёры Бентли Дин и Мартин Батлер, Австралия)

«Это всего лишь конец света» (режиссёр Ксавье Долан, Канада)

«Моя земля» (режиссёр Мартин Зандвлиет, Дания)

«Тони Эрдманн» (режиссёр Марен Эд, Германия)

«Коммивояжёр» (режиссёр Асгар Фархади, Иран)

«Выбор короля» (режиссёр Эрик Поппе, Норвегия)

«Вторая жизнь Уве» (режиссёр Ханнес Холм, Швеция)

«Жизнь кабачка» (режиссёр Клод Баррас, Швейцария)


Примечательно, что в списке нет картин, которые можно было бы там ожидать и которые действительно могли бы стать частью суперкоманды номинантов, где сюрпризов можно бы ждать отовсюду. Нет фильмов «Она», «Мама Роза», «Сьераневада». Зато присутствует безгранично красивый этнографический шедевр «Танна». Рядом с ним – неожиданно зрелый и точный фильм самого модного молодого режиссёра в мире Долана, в котором ещё и собрана плеяда французских суперзвёзд. Картина недавнего лауреата «Оскара» Асгара Фархади, помимо ориентального колорита, примечательна двумя каннскими призами и невероятным восторгом критиков. Мультфильм «Жизнь кабачка» в шорт-листе скорее всего представлен лишь для «галочки». Наконец, главный фаворит этой номинации – немецкая трагикомедия «Тони Эрдманн», у которой, кроме приза ФИПРЕССИ в Каннах, наиболее впечатляющий фестивальный шлейф среди представленных работ, и хотя её сложно всерьёз считать лучшим фильмом 2016-го года, именно её все называют главным претендентом на «Оскар». Кроме того, все перечисленные фильмы не только неоднократно показывались в США. «Тони Эрдманн», и «Коммивояжёр» куплены для американского проката, а это для сильно интегрированной в индустрию Киноакадемии очень важно. Так, успеху «Левиафана» в США во многом способствовало не столько качество фильма, сколько наличие у него влиятельного местного прокатчика. Если бы таковой был у «Рая», «Золотой глобус» точно бы эту картину не проигнорировал.

Трейлер фильма «Тони Эрдманн»

Стоит также отметить ещё две важные детали. Фильм Кончаловского имеет сложную структуру: он стилизован под докудраму, «треугольник» главных героев довольно быстро оказывается в ситуации, которой зритель не мог предвидеть, - словом, для киноакадемиков, которые предпочитают очень простые, но эмоционально и интеллектуально заряженные истории, «Рай» может оказаться слишком трудным. И они не смогут его оценить, хотя объективно фильм гораздо интереснее того же «Тони Эрдманна». Вторая сложность связана с темой фильма. Два года подряд «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получали картины про Холокост – и тут «Рай», где опять нацисты и опять концлагерь. Есть риск, что академики просто устали от этого и не захотят поощрять остряков, наградив «Рай».

Можно ещё вскользь добавить, что регламент «Оскара» предполагает, что приз в данной номинации получает не автор, пусть и высокоуважаемый, а страна, которая фильм выдвинула. Отношения с Россией непростые, и хотя тут может сыграть постоянный фрондёрский настрой «Оскара», это могло бы на каком-то этапе стать препятствием для фильма. Но не станет, потому что вряд ли члены Киноакадемии забудут, что смотрят произведение именно Кончаловского, да ещё и такое, где русский язык практически не звучит.

Кадр из фильма «Рай»


Зато у Андрея Кончаловского в фильме есть идея, актуальность которой выше не только предшественников по тематике, но и может легко тягаться со всеми соперниками в этом году. «Рай» - это подлинное высказывание, художник предупреждает весь мир о том, что каждый раз, когда где-то начинают строить рай на земле насильственными методами, происходит страшная трагедия, которую на личном уровне может победить только чудо, а на национальном – совокупность чудес. Или Судьба. Мысль эта может быть адресована всем странам мира, и США отнюдь не исключение. Наоборот, именно для них мысль Кончаловского могла бы стать поводом для серьёзных размышлений. Конфликты других картин шорт-листа на этом фоне кажутся куда менее значительными и, кстати, выражены они не так новаторски.

Ещё одно преимущество «Рая» - фильм снят необычайно стильно, красиво. Американцы любят чёрно-белое кино, любят, когда оно выразительно и тонко срежиссировано. Любят акцент на актёрах, а здесь как минимум несколько ярких драматических работ от представителей разных национальных школ. Любят, когда по внешности актёров заметно, какую работу они проделали для этой роли. Любят умеренную жестокость в кадре, не доходящую до натуралистического смакования, но переходящую за грани, обычные для коммерческого кино. Здесь всё это есть, равно как и тщательно написанные, литературные монологи персонажей.

Постер фильма «Рай»


Напомним, что российское кино вообще не часто поощряли на «Оскаре». По крайней мере, гораздо реже, чем мы этого заслуживали. «Разгром немецких войск под Москвой» получил «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм», но это была перемонтированная версия, кроме того, фильм разделил приз с тремя другими документальными фильмами о Второй мировой. Следующий успех на «Оскаре» у нас был почти через четверть века, с монументальным и масштабным блокбастером «Война и мир». Потом были «Дерсу Узала», «Москва слезам не верит», «Утомлённые солнцем», анимационный «Старик и море». На прошлом «Оскаре» в номинантах, между прочим, был тоже анимационный фильм – «Мы не можем жить без космоса», который был сильнее соперников, но награду не получил. Среди номинантов последних лет стоит также вспомнить «Левиафан», «12». Кроме того, фильм «Монгол» номинировался от Казахстана. Но наград у нас не было уже два десятилетия.

Трейлер фильма «Мы не можем жить без космоса»

Сейчас есть реальная возможность поставить новую отметку во взаимоотношениях нашего кинематографа и «Оскара». Такую, за которую не будет стыдно ни награждающим, ни награждённым. Но это тот случай, когда фильм как событие и так состоялся, и для него получение «Оскара» не имеет никакого значения, кроме того, что в США его будет смотреть чуть больше людей. В российский прокат фильм выходит за месяц до «Оскара», 19 января. И в кино его увидит столько людей, сколько у нас вообще обычно смотрит авторское кино, то есть до 100 тысяч человек. Потом, вне зависимости от результатов «Оскара», его посмотрят миллионы по телевидению, где его покажут в прайм-тайм. И он останется в истории как один из важнейших отечественных фильмов десятых годов. Поэтому это не фильму нужен «Оскар», а «Оскар» может показать свою прогрессивность, наградив «Рай» статуэткой. Просто Киноакадемия не так часто это делает.