Ряд зарубежных критиков до сих пор считают, что «Парень встретил девушку» - лучшая работа Каракса и Лавана
Для рассказа о Дени Лаване нужно начинать отсчёт с 1983 года. Это год, когда он встретился с Леосом Караксом. Всё, что было до этого, можно отнести к его подготовке к большой актёрской судьбе. Лаван увлекался акробатикой, жонглированием, выступал на парижских улицах с небольшими номерами и даже начал актёрскую карьеру, снялся в нескольких небольших картинах, но никаких особенных успехов не показал. Ему было двадцать два года, когда Леос Каракс, который никак не мог найти актёра на главную роль в своём фильме, пригласил Лавана сыграть парня по имени Алекс. С этого момента началось творческое сотрудничество, принёсшее обоим всемирную славу. Каракс снял за всю жизнь всего пять фильмов, и в четырёх из них Лаван сыграл главную роль. В трёх фильмах героя Лавана зовут Алекс – это настоящее имя Каракса, что позволяет многим утверждать, будто герой Лавана – альтер-эго Каракса. Даже в большей степени, чем, скажем, Жан-Пьер Лео – альтер-эго Франсуа Трюффо, потому что там речь шла о цикле фильмов о вымышленном герое Антуане Дуанэле, а Алекс Лавана появлялся в совершенно разных историях, никак друг с другом не связанных.

Дуэт Лавана и Жюльетт Бинош - образец романтической экранной пары. Кадр из фильма «Дурная кровь»
Алекс в исполнении Лавана – это угрюмый тип с изборождённым преждевременными морщинами лицом. Молодой парень, который бросает вызов всему миру и всегда чувствует себя неуютно. Он вечно влюбляется в какую-нибудь девушку, боготворит её и служит её образу. Он не ценит свою собственную жизнь и легко с ней расстаётся: Каракс не любит хэппи-энды. Бесстрашный грубиян, Алекс презирает старших и не знается с ровесниками. Он романтический герой в полном смысле этого слова и готов за это платить сполна.

Премьера дебюта Леоса Каракса «Парень встречает девушку» прошла в Каннах, фильм получил приз молодёжного жюри, но главное, что премьера эта стала точкой невозврата. Нервный и неровный фильм, напоминающий независимое американское кино и даже называющийся по-английски, заметили, а также запомнили этих странных чудаков, Каракса и Лавана, чьё сотрудничество обещало ещё много любопытных сюрпризов.

«Любовники с Нового моста» - единственный фильм, в котором Каракс позволил себе хэппи-энд
Леоса Каракса трудно упрекнуть в однообразии. После проникнутого американским духом дебюта он решил отдать долг французской «новой волне», сняв «Дурную кровь». В фильме можно найти множество цитат, фантастический антураж напоминает «Альфавилль», но Алекс остался всё тем же Алексом. Его проход под музыку Дэвида Боуи и сегодня остаётся образцом киногении и стиля, а его отношения с героиней Жюльетт Бинош – одной из самых романтических сцен за многие годы французского кинематографа, прошедшие со времён «новой волны». Свой самый масштабный, самый дорогой фильм «Любовники с Нового моста» Каракс вновь снимает с Дени Лаваном и Бинош, только теперь стиль полностью подчинён героям. Герой Лавана, клошар, который умеет выдувать пламя изо рта, влюбляется в слепнущую девушку, и вместе они безумствуют на Новом мосту. Дени Лавану пришлось специально учиться искусству работы с огнём для этого фильма.

Вообще, по картинам Каракса может показаться, будто Лавану очень легко даются трюки любой физической сложности, а уж сделать с места сальто мортале ему просто ничего не стоит. Однако сам Лаван не раз жаловался на Каракса, что тот вечно требует от него невозможного, что дублей делается невероятное количество, а съёмки всё никак не заканчиваются. Но Лаван, конечно, понимает, что его имя останется в истории кино только благодаря Караксу и его требованиям. Также важно иметь в виду, что Каракса и Лавана нельзя считать друзьями не разлей вода, Лаван вовсе не соавтор Каракса, как может показаться. Соавтором Каракса можно, скорее, считать Жан-Ива Эскоффера, оператора Каракса на названных трёх картинах. Лаван вспоминает, что они вечно советовались и искали нужные решения для каждой сцены и для облика фильма в целом, они были единомышленниками, а ему оставалась роль марионетки, которая, впрочем, ему безумно нравилась, и он был готов сниматься у Каракса вечно.

Дени Лаван с удовольствием сыграл бы Китона, но достался ему Чаплин. Кадр из фильма «Мистер Одиночество»

Бродяга и слепая – этот дуэт зрителям «Любовников с Нового моста», конечно, знаком по классическому фильму Чаплина «Огни большого города». Вряд ли Лаван, соглашаясь на эту роль, думал, что через полтора десятка лет он снимется в роли двойника Чаплина в драме «Мистер Одиночество». Там он обыграл то же пародийное сходство Чаплина и Гитлера, на которое сам Чаплин обратил внимание в «Великом диктаторе». Двойник Чаплина в исполнении Лавана крутил жестокий роман с девушкой, похожей на Мэрилин Монро. Эта роль Лавана у современной молодёжи одна из любимых: мотив двойничества в «Мистере Одиночество» вскрывал модный постмодернистский тренд. Но для самого Лавана роль двойника Чаплина имеет глубокий смысл, ведь вдохновение он черпает именно в классике немого кино. Он всегда говорил, что предпочитает играть всем телом, а не только языком или другими органами. Правда, ему всегда был ближе Бастер Китон, чем Чаплин, но Китона ему сыграть пока не довелось. Ирония ещё и в том, что для роли в «Мистере Одиночество» Лавану пришлось учить английский язык, который он до этого не изучал принципиально, считая его языком коммерции.

Дени Лаван за годы между «Любовниками» и «Мистером Одиночество» времени не терял. Он снимался много, не деля роли на главные и второстепенные. Работал с Клодом Лелушем, Жан-Мишелем Карре, Ким Ки Дуком, Жаком Вебером, Жан-Пьером Жёне, создал яркие образы в «Хорошей работе» Клэр Дени и «Капитане Ахаве» Филиппа Рамо. Много сил и времени отдал театру, в том числе, моноспектаклям – даже приезжал с ними в Россию.

Мсье Дерьмо вылез из канализации и готов к новым приключениям. Кадр из фильма «Токио!»
Однако «проклятый художник» Каракс вновь появился на горизонте, а Лаван вновь не смог отказать ему. Одна из самых его сумасшедших ролей – образ в одной из новелл киноальманаха «Токио!», снятой Караксом во время долгого безденежья. Тут нужно сказать, что из-за коммерческого провала «Любовников с Нового моста» Каракс за двадцать следующих лет снял всего один фильм, «Пола Икс», где не было Лавана, потому что нужен был другой типаж (его воплотил Гийом Депардье). Как говорил сам Каракс, в мире просто не было достаточно безумных продюсеров, чтобы дать ему денег на фильм. И тут – «халтурка», новелла с условием, чтобы действие происходило в Токио. Каракс придумал для Лавана героя, которого звали уже не Алекс, а попросту Дерьмо. Или мсье Дерьмо, если уважительно. Дерьмо жил в канализации Токио и время от времени вылезал наружу, откусывая у торговки цветами лепестки вместе с её мальцами и совершая другие бесчинства. Это был ответ Каракса всему миру – а Лавану пришлось воплощать образ дикаря в зелёном костюме. Дополнялось всё это тем, что разрешение на съёмки в ряде районов Токио получить не удалось, а упрямый Каракс всё равно привозил туда группу и снимал сцену партизанским методом, с одного дубля, пока всех не арестовывала токийская полиция.

Леос Каракс и Дени Лаван всегда выглядят неформально
Разумеется, когда Каракс всё же нашёл деньги на фильм, он не забыл этот подвиг Лавана и позвал его на роль сразу нескольких персонажей, каждый из которых был маской одного и того же человека. Герой Лавана весь фильм колесил по мегаполису в лимузине, переодеваясь и гримируясь, чтобы разыграть сцену со своим участием и уехать на новое задание. Среди его масок был и полюбившийся зрителям Дерьмо, и ниндзя из футуристического боевика, и гангстер, и персонаж мюзикла, и даже согбенная старушка, просящая подаяния. Восторг зрителей достигал апогея, когда лимузин, на котором ездил герой Лавана, начинал говорить пропущенным через фильтр голосом самого Каракса. Не важно, что жюри Каннского кинофестиваля, где участвовала картина «Священные моторы», проигнорировало фильм: Каракса вообще во Франции не очень любят. О работе с таким режиссёром Дени Лаван мог только мечтать, и стоило прождать ради этого двадцать лет. Роль в «Священных моторах» вновь заставила весь мир вспомнить этого актёра и поразиться его манере игры, неповторимой и запоминающейся.

Видеоблог о первых впечатлениях от фильма «Священные моторы»

Дени Лавану уже за пятьдесят, но он по-прежнему в отличной форме - как и положено серьёзному актёру. В прошлом году вышло восемь фильмов с его участием. В этом выйдет пять. В перерывах между съёмками у Каракса можно и не такое успеть
Напоследок стоит сказать об одной важной детали в биографии Дени Лавана. В течение большей части своей жизни он был уверен, что у него была русская бабушка. Поэтому Лаван всерьёз интересовался русской культурой, изучал русский язык, читал книги, с удовольствием играл Чехова в театре. Потом выяснилось, что бабушка вовсе не была русской, но связь с Россией уже была установлена – так же, как у Каракса, частого гостя в нашей стране, женившегося на русской актрисе Екатерине Голубевой. Лаван ещё в девяностые сыграл в фильме «Тувалу» - европейской картине, где его партнёршей была Чулпан Хаматова, а его героя звали Антон. В последние же годы сотрудничество Лавана с русским кинематографом приняло особый масштаб. Он сыграл в короткометражке Игоря Волошина «Атлантика» (альманах «Эксперимент 5ive»), согласился на эпизодическую роль в фильме «Маруся» про русскую эмигрантку, а теперь его увидит вся страна в блокбастере «Поддубный», где Лаван сыграл тренера нашего силача по борьбе. Здесь ему особенно пригодилось знание русского языка, а вот продемонстрировать свои физические навыки возможности не представилось. Все, кто работал с Лаваном, прекрасно знают: если выпустить на волю дремлющего в нём джинна, для зрителя в фильме останется только Лаван и созданный им образ, а всё остальное отойдёт на третий план. Создатели фильма «Поддубный» рисковать не стали. Но встреча с Лаваном в кадре – это приятный сюрприз для всех, кто придёт на эту картину. Это актёр абсолютной киногенИи, сумасшедшего таланта и феноменальной скромности. Если кто-то с ним ещё не знаком – спешите познакомиться.