Художники-мультипликаторы студии Aardman достигли больших профессиональных высот. Новаторы пластилиновой анимации, создатели запоминающихся героев и искромётных сюжетов, обладатели многочисленных престижных премий... Всего и не перечислишь. Сейчас они переживают решающий творческий этап. Прокатные показатели новой ленты предопределят будущее волшебной мастерской Бристоля: или голливудский триумф, или возвращение к привычным короткометражным лентам и телесериалам.

Волшебные миры студии Aardman. Невозможно пройти мимо


Английские школьники Питер Лорд и Дэвид Спрокстон вряд ли предполагали, что их увлечение выльется в масштабный проект международного уровня. Свои анимационные опыты они начинали на кухонном столе и в итоге отдали предпочтение именно пластилиновым персонажам. К 1972 году в результате долгой и кропотливой работы юные таланты основали студию с любопытным названием. Их первым проектом стали эпизоды телепрограммы для глухих детей по заказу компании BBC.

Один из эпизодов был выполнен из пластилина, и вскоре на свет появился любопытный персонаж Морф, который уже в 1990-х годах вдохновил аниматоров на целую серию мультфильмов. Дела у Aardman пошли в гору, и бывшие одноклассники решили перебраться в Бристоль. Там они получили новый заказ от BBC, благодаря которому в их послужном списке появились короткометражки «Анимированные беседы», основанные на реальных диалогах. Ленты выходили на британском канале Channel 4.

Aardman – имя персонажа передачи BBC для глухих детей. Оно произошло от голландского слова aard, то есть «природа».


Ник Парк, будущая звезда студии, влился в её дружный коллектив только в 1985 году. Он познакомился с основателями Aardman во время обучения в Национальной Школе Кино и Телевидения, что в английском графстве Бэкингемшир. Тогда Парк был одержим своей студенческой работой, короткометражным мультфильмом «Уоллес и Громит: Великий выходной». Именно после неё впервые появилась будущая визитная карточка студии, забавная парочка – Уоллес, простодушный изобретатель в зелёном вязаном жилете, и его сообразительный пёс Громит.

Ник Парк погружён в рабочий процесс


Этот период оказался очень плодотворным для творческой мастерской под началом Лорда и Спрокстона. Она отличилась в сфере видеоклипов и вернулась к анимации, основанной на реальных событиях, опять же с лёгкой подачи Channel 4. В 1989 году студию настиг первый «Оскар»: лента Ника Парка «В мире животных» стала «Лучшим короткометражным анимационным фильмом». Тогда же, наконец, вышла в свет лента, которую он холил и лелеял многие годы – «Уоллес и Громит: Великий выходной». В итоге, она завоевала номинацию на золотую статуэтку и получила приз Британской киноакадемии.

Окрылённый успехом, Парк вошёл в новое десятилетие со свежими идеями. Он с воодушевлением создавал мультфильмы про Уоллеса и Громита и смог добиться, на первый взгляд, невозможного: все четыре ленты получили по «Оскару». Причём, короткометражка «Неправильные штаны» (1993) стала одной из самых успешных картин за всю историю анимации, а также самым лучшим мультфильмом о двух неразлучных персонажах.

«Уоллес и Громит: Дело о смертельной выпечке». Трейлер на английском языке


В отличие от других студий, которые прославились пластилиновой анимацией, Aardman изготавливала своих героев из прозрачных целлулоидных плёнок.


Творческий запал Aardman продолжал радовать аудиторию. Одна за другой появлялись серии мультфильмов с симпатичными героями, один из которых, Морф, до сих пор остаётся для студии источником вдохновения. Тем временем, к «Оскару» вплотную подобрался Питер Лорд – он получил две номинации на золотую статуэтку за ленты «Адам» и «Поросёнок Вэта».

Кадр из мультфильма «Побег из курятника»


На волне всё возрастающей популярности неутомимая команда аниматоров во главе с режиссёром Ричардом Голешовски принялась за свой первый анимационный телесериал «Малыш Рекс». Он вышел в 1998 году и завоевал массу престижных наград. Годом ранее студия с гордостью сообщила о том, что готовит совместный проект с компанией DreamWorks Animation, полнометражную ленту «Побег из курятника» (2000). Над ней Aardman работала вместе с французской киностудией Pathe ещё с 1996 года.

Вскоре после этого партнёры подписали контракт на сумму $250 млн. ещё на четыре ленты, которые планировали выпустить в течение 12 лет. Первой из них должна была стать анимационная версия басни Эзопа «Заяц и черепаха» под руководством Голешовски. Но из-за недоработок в сценарии работу пришлось «заморозить». Летом 2000 года в мировой прокат вышел «Побег из курятника», который с восторгом приняли и критики, и зрители. Кассовые сборы мультфильма, режиссёрами которого выступили Питер Лорд и Ник Парк, превысили его бюджет более, чем в четыре раза. Главного персонажа, петуха-подстрекателя Рокки, озвучил Мэл Гибсон.

В 1986 году студия Aardman вместе с режиссёром Стивеном Джонсоном сняла клип на песню Питера Гэбриэла «Кувалда». Видео завоевало немало престижных телевизионных наград.


Ту-то и началась «золотая пора» Aardman. Студия отлично зарекомендовала себя в Голливуде и начала строить радужные планы на будущее. Главную ставку Ник Парк и компания сделали на всё тех же Уоллеса и Громита. Аниматоры мечтали о том, чтобы весь мир узнал их пластилиновых любимцев. Так, в 2002 году изобретатель со своим верным псом вернулись после семи лет отсутствия на экранах. В интернете состоялась премьера серии одноминутных мультфильмов «Хитроумные приспособления», получившая впоследствии восторженные отзывы.

Клип студии Aardman на песню Питера Гэбриэла «Кувалда»

Кадр из мультфильма «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня»


Aardman с трепетом готовилась к важному событию – релизу полнометражной ленты «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (2005). Над вторым совместным проектом с DreamWorks Animation творческий коллектив трудился целых пять лет. По словам режиссёров Ника Парка и Стива Бокса, они приготовили зрителям первый «вегетарианский» хоррор.

Сотрудничая с DreamWorks Animation, создатели мультфильма не хотели идти на уступки. Но в итоге им так и не удалось уберечь своё пластилиновое детище от компьютерной графики. Зато они добились, чтобы автомобиль Уоллеса остался таким, каким задумывался изначально.

По мнению Парка, современная машина не оставляла возможности для иронии. Кроме того, из ленты пришлось изъять неизвестный в США британский аналог слова «кабачок» и заменить его более привычной «дыней». Подавляющее большинство отзывов о мультфильме были положительными, но касса была уже значительно меньше, чем у «Побега из курятника» — $56 млн. при бюджете в $30 млн. Хотя радости Aardman всё равно не было предела: «Проклятию кролика-оборотня» присудили «Оскар» и приз Британской киноакадемии. Кроме того, с выходом ленты в мире произошёл долгожданный бум на товары с изображением Уоллеса и Громита.

Среди преданных поклонников анимации Aardman числится Хаяо Миядзаки.


С релизом мультфильма в октябре 2005 года совпало пренеприятное происшествие. На одном из складов студии произошёл крупный пожар, уничтоживший ценные материалы и награды. Коллектив был несказанно рад тому, что огонь не коснулся их незавершённых работ и набросков. Ник Парк отнёсся к ситуации со всем оптимизмом, на который только был способен.

Третий плод сотрудничества Aardman и DreamWorks Animation стал также и первым опытом Ника Парка и компании в компьютерной анимации. Так случилось потому, что необходимая по сюжету вода могла повредить пластилиновые модели, и студия решила прибегнуть к помощи цифровых технологий.

Кадр из мультфильма «Смывайся»


Идею полнометражного мультфильма «Смывайся!» (2006) о приключениях крыс вынашивали долго и мучительно. Поначалу партнёры планировали снять ленту о пиратах, но Aardman сомневалась в её успехе. На тот момент киносерия «Пираты Карибского моря» ещё не взорвала международный прокат. Посему концепцию изменили, но проект всё равно пришлось на время отложить из-за работы над «Проклятием кролика-оборотня».

Лента с рабочим названием «Крысополис» отличалась большим количеством версий. Продюсеры метались из стороны в сторону, вследствие чего бюджет проекта сильно раздулся. Название в итоге сменили из-за сходства с «Рататуем» студии Pixar. Лента, озвученная Хью Джекманом, Кейт Уинслет и Энди Серкисом, показала неудовлетворительные прокатные результаты. Но большая часть отзывов на неё была положительной.

В 2008 году студия Aardman приняла участие в запуске интерактивного интернет-портала 4mations, посвящённого анимационным лентам и играм на их основе.


В январе 2007 DreamWorks Animation и Aardman официально заявили о том, что не будут продлевать свой контракт. По словам представителя Aardman, бизнес-модель Dream Works Animation им больше не подходит, но они расстаются полюбовно. По неофициальной версии, это произошло из-за небольших сборов «Проклятия кролика-оборотня» и «Смывайся!», а также отказа Aardman потакать давлению Dreamworks.

DreamWorks Animation тут же занялась новым мультфильмом «Пещерные люди», анонсированном в 2005 году. А команда Aardman вернулась к излюбленному короткому метру, сняла сериал об очаровательном барашке Шоне и довольно быстро получила предложение о сотрудничестве от компании Sony Pictures. 8 декабря в российский прокат выйдет их первый совместный мультфильм «Секретная служба Санта-Клауса» (2011).

Это яркий пример компьютерной анимации, в котором оживают рождественские чудеса. Увлекательная и динамичная история для всей семьи уже завоевала немало поклонников во всём мире. Лента рассказывает о двух поколениях Санта-Клаусов, у каждого из которых свои хитрости экспресс-доставки подарков. А что если хотя бы один ребёнок останется без долгожданного сюрприза? Тогда кому-то придётся отправиться в опасное путешествие на другой конец земного шара.

«Секретная служба Санта-Клауса». Трейлер на английском языке

В следующем году Sony и Aardman разродятся лентой «Пираты: Банда неудачников». Это вторая режиссёрская работа Питера Лорда после «Побега из курятника» и первый проект студии Лорда и Спрокстона, созданный методом кукольной анимации в формате 3D. Не забыты и Уоллес с Громитом. Самый свежий мультфильм о них, «Дело о смертельной выпечке», появился в конце 2008 года.

Режиссёр студии Aardman Стив Бокс снял клип на песню Spice Girls Viva forever. Производство видео заняло более пяти месяцев.


Помимо мультфильмов, студия работает и в рекламной сфере, создавая порядка 75 роликов в год при помощи различных методов анимации. Среди именитых клиентов фигурируют компании Hershey's и Kelloggs. Aardman также занимается производством флэш-игр, по большей части основанных на мультфильмах «Уоллес и Громит» и «Барашек Шон».

Профессионалы студии уже не раз доказывали, что способны выдавать высококачественный продукт и без поддержки партнёров. На такой случай у них в загашниках всегда есть проект-другой. Ещё в 2007 году стало известно, что один из них - кукольная лента Стива Бокса «Коты-грабители» - будет посвящён котам, которые крадут молоко и замышляют «ограбление века». А второй пока держится в тайне. Известно одно – им займётся Ник Парк, и это будет уж точно не история об Уоллесе и Громите.