Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Ульрих Зайдль: «В нашей суетной жизни мы всё равно тщимся обрести рай»

Интервью после венецианской премьеры фильма «Рай. Вера»

Давно считающийся одним из самых актуальных кинорежиссёров мира, Ульрих Зайдль окончательно утвердился в этом статусе показом на главных кинофестивалях планеты своей провокационной трилогии «Рай». Сергей Сычёв встретился с Зайдлем после премьеры второй части трилогии, «Вера», в Венеции. Поскольку фильм уже идёт в российском прокате, беседа с немногословным австрийским режиссёром может дать восприятию этой картины дополнительное измерение.

Ульрих Зайдль: «В нашей суетной жизни мы всё равно тщимся обрести рай»

Ульрих Зайдль: «В нашей суетной жизни мы всё равно тщимся обрести рай»

© Gettyimage

Сергей Сычёв
Начну с конца. Вернее, с финальных титров. У вас там в середине скромно появляется посвящение великому комику Максу Линдеру. Почему в середине?


Ульрих Зайдль
Мне не хотелось акцентировать на этом внимание зрителя, и я ничего не хотел сказать тем, что поставил титр именно туда. То был, скорее, личный жест. Это не тот Макс Линдер, о котором вы подумали. Это был мой друг, который работал художником-постановщиком на всех моих картинах. Я просто хотел таким образом вспомнить о нём ещё раз.

Трейлер фильма «Рай. Вера»

Сергей Сычёв
Ещё один вопрос по поводу титров. Теперь - из начала фильма. Вы там предупреждаете, что это вторая часть трилогии «Рай». Следует ли из этого, что зритель обязательно должен посмотреть сначала «Любовь», а потом уж «Веру»?


Ульрих Зайдль
Так я рассчитывал изначально, потому что выбор последовательности эпизодов трилогии имеет смысл. Но это совсем не означает, что вы не можете приступить ко второй части, не посмотрев первую.

Актриса Мария Хофштаттер, позируя с Зайдлем на дорожке Венецианского МКФ, кажется, полностью опровергает мнение о том, что Зайдль унижает актёров и издевается над ними


Сергей Сычёв
Вся трилогия на самом деле – о любви. Так почему вы назвали её «Рай»?


Ульрих Зайдль
Я бы даже больше сказал. Каждый фильм трилогии посвящён вере, надежде и любви. Но и раю, которого персонажи ищут, тоже. Мы все ищем рая, но, по всей видимости, так никогда его и не найдём. Рай – это библейское состояние вечного и неизменного счастья. Но мы в нашей суетной жизни всё равно тщимся обрести его.



Сергей Сычёв
Рай в сознании людей связан с наготой Адама и Евы. Вы поэтому в своих фильмах обнажаете актёров?


Ульрих Зайдль
Нет, конечно (смеётся). Мне интересно, как люди проявляются в своей телесной, физической составляющей. Это – с одной стороны. С другой, я пытаюсь продемонстрировать людей как они есть. И оказывается, что этот образ контрастирует с тем насквозь искусственным, неестественным изображением наготы, который насаждается в поп-культуре.


Сергей Сычёв
Сцена оргии мне лично напомнила такую же в «Идиотах» фон Триера. Можно ли считать это цитатой или полемикой?


Ульрих Зайдль
Я не вижу тут никаких параллелей. Нет ни одного повода сравнивать то, что делаю я, с фон Триером. Да, я тоже часто использую в фильме наготу, размышляю о чрезмерной сексуальности. Но всего этого ещё не достаточно для сравнения. У меня есть свои причины показывать те или иные сцены. Причины эти продиктованы логикой сюжета, драматургией, целями, которые я ставлю. Чтобы не быть голословным, скажу, что в «Собачьей жаре», 12 лет назад, задолго до Триера, такая сцена уже у меня была, и в фильме «Вера» я не копирую фон Триера, а использую свой собственный приём.

Трейлер фильма «Рай. Любовь»

«Собачья жара» (2001 год) принёс Зайдлю мировую известность


Сергей Сычёв
Если быть точным, то «Идиоты» вышли на несколько лет раньше «Собачьей жары», но это не имеет здесь принципиального значения... «Вера» стилистически отличается от «Любви». Там – гротеск, здесь – реализм.


Ульрих Зайдль
Думаю, что понятия «гротеск» и «реалистичность» являются субъективными, оценочными суждениями и выносятся зрителем. С моим личным отношением к фильмам они никак не корреспондируют. Я не использую термины при своей работе. Я отталкиваюсь от темы, от мест, где я снимаю, от персонажей. В «Любви» были открытые пространства, залитые солнцем, и нужно было показать черноту мужчины и белизну женщины, которая с ним занимается сексом. В «Вере» замкнутые пространства, маленькие комнаты, где развиваются отношения супружеской пары, диктуют свой взгляд. Каждая из этих ситуаций диктует свои правила, свои законы съёмки. Но это не значит, что я по-разному отношусь к тому, что показываю в двух картинах.


Сергей Сычёв
Насколько мне известно, перед съёмками вы изучали материал очень противоречивым способом. Вы сами приносили к верующим семьям статуи Девы Марии и молились вместе с ними, изучая их реакцию. Кажется, это было не совсем этично.


Ульрих Зайдль
Это не вопрос этики, мне кажется. Ты всегда должен изучать, общаться с людьми, с которыми ты работаешь. Каждый из вас что-то даёт другому при таком общении. Это - обмен. Для меня такое исследование чрезвычайно важно, потому что только так я могу пережить тот же опыт, что эти люди, понять их по-настоящему, узнать тот бэкграунд, который прежде был мне недоступен и незнаком. Я проживаю с ними часть их жизни. Не имеет значения, Австрия это, Африка или, например, Украина, как это было с фильмом «Импорт-экспорт». Я всегда ощущаю потребность произвести с этими людьми некий обмен опытом.

Трейлер фильма «Рай. Надежда». Дата выхода картины в российский прокат ещё не объявлена

Сергей Сычёв
Но вы предупреждаете, что потом будете снимать о них фильм?


Ульрих Зайдль
К каждому из этих людей у меня какой-то свой подход. И подходы могут быть очень разными. Но чаще всего оказывалось, что достаточно было постучать к людям в дверь, и они впускали тебя, принимали и с готовностью работали с тобой, помогая во всём.
Рай: Любовь, Рай. Надежда, Рай: Вера
Ульрих Зайдль

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100