Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Далтон Трамбо. Жертва «охоты на ведьм» и герой на все времена

К выходу фильма «Трамбо»

Его имя мало что говорит обычному зрителю. Но достаточно назвать пару фильмов, и вы сразу поймёте, о ком идёт речь. «Римские каникулы». «Спартак». «Исход», «Мотылёк». Трамбо написал сценарии к этим картинам. А ещё у него была одна из самых трудных судеб, которую только можно себе представить у голливудского кинематографиста.

Далтон Трамбо. Жертва «охоты на ведьм» и герой на все времена

Далтон Трамбо. Жертва «охоты на ведьм» и герой на все времена

Кто-то однажды заметил, что вся история кино представляет собой большой мартиролог. Причин масса: коррупция, политика, деньги, личная жизнь, влиятельные враги. Как бы то ни было, чуть ли не любая биография выдающегося кинохудожника заставляет сильно задуматься о цене славы и успеха в этом виде искусства.

Кадр из фильма «Мы, которые молоды». Автор сценария Далтон Трамбо


Далтон Трамбо за свои убеждения пострадал достаточно. Он сидел в тюрьме, его публично поливали грязью, лишили возможности работать в профессии. Его характер от всего этого так испортился, что Трамбо чуть не потерял свою семью, да и друзей у него было не слишком много. От всего этого сегодня остались только несколько фильмов, которые до сих пор пересматривают миллионы зрителей. Но забывать о том, каким человеком был Трамбо и за что он пострадал, всё же не стоит.

Кадр из фильма «Китти Фойль». Автор сценария Далтон Трамбо


Трамбо родился 9 декабря 1905 в Колорадо. Уже в школе он начал писать для стенгазеты, потом делал то же в университете, а после окончания стал профессионально заниматься журналистикой. Параллельно он писал рассказы и повести, от которых отказывались все издательства, но Трамбо это не останавливало. Он был трудоголиком, так что мог работать почти круглосуточно, что он большую часть жизни и делал.

Кадр из фильма «Парень по имени Джо». Автор сценария Далтон Трамбо


В 30-х старания Трамбо увенчались успехом. Он стал публиковаться в крупных изданиях уровня Vanity Fair, получил ставку в Hollywood Spectator, а уже оттуда ушёл редактором в Warner Bros. Он и во время учёбы с удовольствием писал рецензии, так что критиком он был уже опытным, да и писательский талант Трамбо отмечали уже на уровне национальных премий, в частности, его книга «Джонни взял ружьё» стала бестселлером и переведена на множество языков, включая русский, как замечательное антимилитаристское произведение. В конце жизни Трамбо экранизирует эту книгу и получит за неё приз в Каннах.

Кадр из фильма «Джонни взял ружьё». Автор сценария Далтон Трамбо


Из редактора Трамбо быстро превращается в самого востребованного автора сценариев своего времени – и одного из самых высокооплачиваемых. Его ежегодный доход составляет 80 000 долларов, по тем временам огромные деньги. Так, новый «Форд» в 1937 году стоил 850 долларов. Трамбо исправляет чужие сценарии и создаёт свои. В 1941 году он получает свою первую номинацию на «Оскар» - за адаптированный сценарий фильма «Китти Фойль», его фильмография за пять лет работы уже насчитывает два десятка фильмов. Его имя не всегда даже есть в титрах, но весь Голливуд знает, что раз Трамбо приложил руку к работе над фильмом, значит, всё в порядке: должно получиться что-то стоящее.

Кадр из фильма «Римские каникулы». Автор сценария Далтон Трамбо


Ещё в тридцатые годы Трамбо увлекается политикой и дружит с коммунистами. В партию он, правда, вступит только в 1943 году, в разгар войны. Будучи пацифистом, Трамбо резко отрицательно относился к возможности вступления США во Вторую мировую войну, и хотя во время войны он проявил себя патриотом, он не скрывал сочувствия и интереса к СССР, понимая, в какой ситуации оказалась обескровленная войной страна. В 1946 году Трамбо выпустил статью, написанную от лица советского гражданина. В статье утверждалось, что для СССР сегодня Запад и США в первую очередь представляют реальную угрозу, и это мнение шло вразрез с популярными в США «страшилками» о возможной экспансии СССР на Запад.

Афиша фильма «Храбрец». Автор сценария Далтон Трамбо


Статья вызвала большой скандал, и против Трамбо и других голливудских кинематографистов, сочувствующих СССР и объявивших себя коммунистами, началась травля. С этого начинается фильм «Трамбо». Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности фактически объявила ему войну. Она уже подвергла массированной атаке таких известных людей как Чарльз Чаплин и Бертольд Брехт, но с середины сороковых она начала систематическое преследование деятелей культуры. Трамбо стал одной из первых жертв её деятельности, которую сегодня вспоминают как «охоту на ведьм». С 1947 года Трамбо и его менее известных коллег стали вызывать на слушания и требовать публично признать, что они ведут скрытую прокоммунистическую пропаганду через фильмы. Трамбо свою вину не признал. Многие сдались и отреклись от своих убеждений.

Кадр из фильма «Исход». Автор сценария Далтон Трамбо


После ряда унизительных допросов Трамбо в 1950 году был посажен в тюрьму на несколько месяцев, но самое страшное было то, что, выйдя на свободу, он обнаружил, что ни одна студия не хочет с ним работать. Все боялись маккартистов и не хотели подставляться. Чтобы свести концы с концами, Трамбо вновь берётся за редактуру сценариев, анонимно, за копейки, так, чтобы никто не знал. Постепенно он вновь втягивается в написание сценариев для фильмов, но в титрах всегда указываются другие люди. Трамбо даже лично не появляется в офисах студий, чтобы никто не заподозрил, что он работает. На заработанные деньги он содержит дом и семью с тремя детьми, а также помогает тем из своих коллег, которые тоже оказались в «чёрном списке» и не могут работать. Пишет он чаще всего прямо в ванне, лежа там со своей печатной машинкой и с сигаретой в зубах. Именно такой памятник Трамбо поставят после его смерти.

Кадр из фильма «Спартак». Автор сценария Далтон Трамбо


По иронии судьбы, именно в годы запрета Трамбо получает два «Оскара» - за сценарии фильмов «Римские каникулы» и «Храбрец». В титрах его нет, «Оскар» вручается другим людям. Только в 1960 году выходит сначала «Исход» с его именем в титрах, а потом создатели «Спартака» публично объявляют, что сценарий фильма написан Трамбо. Считается, что на этом «охота на ведьм» в Голливуде заканчивается, но Трамбо прекрасно знал, что закончилась она только для него. Многих других кинематографистов по-прежнему не пускали в Голливуд. Трамбо боролся и за их права тоже, оставаясь коммунистом. Для него это, кстати, означало очень простую вещь: каждый человек имеет право на уважение к его жизни, его собственности и его идеям. По сути, для Трамбо быть американцем, живущим по Конституции, и быть коммунистом означало одно и то же.

Кадр из фильма «Мотылёк». Автор сценария Далтон Трамбо


Трамбо умер 10 сентября 1976 года признанным ветераном Голливуда, кинематографистом с мировой известностью, абсолютным классиком – и актуальным художником, что доказывают его последние работы, прежде всего, «Мотылёк». Его жизнь и борьба воспеты в статьях, книгах и фильмах. В мартирологе кинематографа ему выделено особое место, которое у него уже никто никогда не отнимет.

Трейлер фильма «Трамбо»
Спартак, Мотылек, Римские каникулы, Джонни взял ружье, Исход, Китти Фойль, Храбрец, Трамбо
Чарльз Чаплин, Далтон Трамбо

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100