«ГОЛОВА-ЛАСТИК» (1977)


Уже дебютный полный метр Линча производит тот же эффект, что и другие его шедевры: зритель недоумевает, что вообще творится на экране, но всё равно полностью очаровывается происходящим. Гипнотическое воздействие усиливается причудливым сюжетом (хотя пересказ едва ли что отражает): у молодой семьи, живущей в мрачном промышленном городке, вместо ребёнка рождается невиданный мутант, который, однако, во многом напоминает обычного младенца. Визуальные эффекты картины поразили аудиторию, включая Стэнли Кубрика: никто не мог понять, как Линч добился такой естественности при ограниченных технических возможностях. Однако режиссёр до сих пор не хочет раскрывать карты: он уверен, что кино только теряет при попытке его разъяснять и раскладывать на элементы.

Трейлер фильма «Голова-ластик»

«СИНИЙ БАРХАТ» (1986)


Вся суть кинематографа Линча чётко отражена в одной из первых сцен «Синего бархата»: зритель видит ослепительно зелёную лужайку и радужный антураж, но, как только камера вглядывается в детали, обнаруживается, что в траве кишат жуткие насекомые. Так и весь «Синий бархат» - фильм о том, что находится по ту сторону видимой реальности. Если присмотреться, увидишь, как орудуют силы зла: а чтобы не попасться, лучше подсматривать, как и делал герой фильма в одной из самых знаменитых сцен, спрятавшись в шкафу в чужой квартире.

Трейлер «Синего бархата»

«ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» (1999)


Пожалуй, «Простая история» - последний фильм, который стоило бы ждать от Дэвида Линча, судя по его предыдущим заслугам. Под стать названию, история проще некуда: пожилой Элвин Стрейт узнаёт о том, что у его старшего брата случился сердечный приступ, и решает его навестить. Так как у него нет водительских прав, Элвин покупает газонокосилку и на ней проезжает сотни километров. По пути не происходит ничего потрясающего и тем более сюрреалистического. Некоторые поклонники Линча и в «Простой истории» усматривают скрытый мистический подтекст, который ставит фильм в ряд с его другими работами, однако, вероятно, это просто следствие того, что Линчу снова удалось всех удивить - на этот раз линейностью и мудрым аскетизмом.

Трейлер «Простой истории»

«МАЛХОЛЛАНД ДРАЙВ» (2001)


Спустя два года Линч снова всех поразил: «Простая история» и «Малхолланд Драйв» фильмы разные настолько, насколько это возможно. В «Малхолланд Драйв» всё не то, чем кажется, но до конца зритель так и не поймёт, что реально, а что - нет. Причина проста: в картинах Линча нет старомодного деления на вымысел и реальность. Для проформы можно сказать, что в фильме молодая актриса (Наоми Уоттс) приезжать покорять Голливуд, но вместо этого оказывается в эпицентре мистических интриг. Впрочем, возможно, никаких интриг и нет, а это всего лишь сон или видение. Но это звучит слишком однобоко - вопрос остаётся открытым.

Трейлер «Малхолланд Драйв»

«ВНУТРЕННЯЯ ИМПЕРИЯ» (2006)


Дэвид Линч в интервью не устаёт повторять: не нужно углубляться в немыслимые теории, пытаясь понять, что же на самом деле творится в его картинах. Нет никакого «на самом деле». Есть только конкретный зритель, который видит фильм по-своему и может оценить его с собственной, уникальной точки зрения. Это стоит помнить перед просмотром «Внутренней империи», которая по энигматичности легко превосходит даже «Малхолланд Драйв». По сюжету, съёмочная группа приступает к работе над очередным американским фильмом. Актрису, которая играет главную роль, сразу начинает беспокоить тёмное прошлое сценария и то, как он незаметно вторгается в её жизнь. Большего знать нет смысла - «Внутреннюю империю» смотрят не ради сюжета. На сегодня это последний полный метр Линча.

Трейлер «Внутренней империи»