«ИВАНОВО ДЕТСТВО»


Первый фильм Андрея Тарковского - и один из лучших советских военных фильмов. Великая Отечественная война отражена не в сражениях и судьбоносных интригах - а в глазах 12-летнего Ивана, семью которого погубили нацисты.

Кадр из фильма «Иваново детство»


«ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ»


Обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля - уникальное достижение российского кинематографа. Если вас поражает операторская работа в «Гравитации», фильмах Алехандро Иньярриту и Терренса Малика, то вы удивитесь ещё больше: оператор Сергей Урусевский так умел ещё в 1957 году.

Кадр из фильма «Летят журавли»


«ТЕЛЕЦ»


Главный герой «Тельца» - Ленин, однако сложно представить себе фильм, менее похожий на традиционную кинобиографию. У Сокурова Ленин - тяжело больной человек, который уже не может не то что влиять на судьбу страны, но и справиться с собственным телом. «Телец» - вторая часть тетралогии Сокурова, в которую также входят «Молох», «Солнце» и «Фауст».

Кадр из фильма «Телец»


«КОЧЕГАР»


«Кочегар» - формально один из самых простых фильмов Балабанова. Он легко мог бы стать короткометражкой, если вырезать длинные проходы персонажей от точки до точки. Впрочем, все балабановские черты при нём: минимум выразительных средств и диалогов только усиливают напряжение.



«Иван Царевич и Серый Волк»

Мультфильм студии «Мельница», в основу которого легла известная русская сказка. Ивану, чтобы получить в жёны царскую дочь, придётся отправиться «туда, не знаю куда», чтобы «найти то, не знаю что». Всё согласно канонам. Василиса – принцесса – не горит особым желанием выходить замуж за Ивана, но ещё не вечер – время на раздумья есть. Ивану в его походе будет помогать верный друг Серый Волк.





«Неуловимые мстители»

Один из самых известных советских приключенческих фильмов. Его события разворачиваются в годы Гражданской войны 1917-1923 гг. Главные герои – Ксанка, Данька, Валерка и Яшка-цыган пытаются разобраться с атаманом Бурнашом, который под флагами Белых грабит мирное население. Посмотреть картину вы можете по этой ссылке.

Кадр из фильма «Неуловимые мстители»


«Алёша Попович и Тугарин змей»

Ещё один мультфильм российской анимационной студии «Мельница». В центре его сюжета – богатырь Алёша Попович. Его геройская судьба началась с неприятного инцидента – пытаясь избавиться от тугар, которые подступили к Ростову, Алёша разрушил половину города. Ошибку он свою, конечно же, исправил, но для этого пришлось хорошо постараться.





«Карнавальная ночь»

Классика советского кинематографа. Исполняющий обязанности директора Дома Культуры Огурцов решает, что встречать Новый год нужно в серьёзном настроении. Он постановил сократить количество праздничных номеров, которые заранее подготовили работники ДК, а также вызвать на мероприятие специальных докладчиков. Его идея никому не приглянулась. При помощи различных уловок, объединившим усилия сотрудникам Дома Культуры, всё-таки удаётся встретить 1 января именно так, как они этого хотели. Посмотреть фильм вы можете здесь.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»


«Жизнь за один день»

Это экспериментальный проект сервиса YouTube и режиссёра Ридли Скотта. 24 июля 2010 года любой из жителей нашей планеты мог загрузить на сервис свой фильм – фильм о том, как он провёл тот или иной день своей жизни. Снять видео можно было заранее, но к участию в проекте допускались только те материалы, которые были загружены 24 июля. Из загруженных на сайт фильмов Ридли Скотт отобрал те, которые затем вошли в ленту «Жизнь за один день». Эта лента представлена в нашем обзоре на английском языке с русскими субтитрами.




«БУМЕР»


Криминальная драма Петра Буслова - из тех фильмов, с которыми непосредственно ассоциируется российское кино 2000-х в целом. История четырёх друзей, пустившихся в бега в российскую глубинку, оказалась одинаково жёстким и сентиментальным фильмом, русским аналогом Мартина Скорсезе. Картина получила продолжение, которое также можно посмотреть бесплатно.



«МОНГОЛ»


Историческая драма Сергея Бодрова о Чингисхане - номинант на «Оскар» от России, а заодно и доказательство того, что в костюмном фильме важен не только масштаб, но и психологизм. После «Монгола» Бодров снял блокбастер уже в Голливуде - «Седьмой сын».



«БРАТ»


Возможно, самый известный фильм Алексея Балабанова - если «Бумер» стал знаковой картиной 2000-х, то «Брат» - это 1990-е. Как и «Бумер», он получил продолжение, и оно вызвало противоречивые эмоции - то была уже не криминальная драма.



«БРАТ 2»


Данила Багров вернулся в 2000 году - в новом фильме было меньше жестокости, многим он показался чуть ли не коммерческим проектом, явно уступающем неумолимо правдивой первой части. Другие, однако, видят в нём абсолютно самостоятельное произведение, логичное развитие истории и изменение антуража, а копирование собственного успеха - удел режиссёров меньшего таланта, чем Балабанов.



«ОЛИГАРХ»


«Олигарх» Павла Лунгина 2002 года отказывается от демонизации заглавного героя: персонаж Владимира Машкова, что принципиальнее всего, - харизматичный, увлечённый человек. Его путь к богатству может вызывать какие угодно вопросы, но жизненная сила - вот что волнует Лунгина.



«ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОХОТЫ»


Фильм Александра Рогожкина 1995 года утверждает простую мысль: главной «особенностью охоты» является вовсе не её процесс и тем более трофеи, а то, как она объединяет людей и даже представителей разных культур и национальностей.



«ОСЕННИЙ МАРАФОН»


Один из лучших фильмов про терзания и метания советской интеллигенции. Главный герой в исполнении Олега Басилашвили - переводчик по профессии, мятущийся мужчина, который разрывается между женой и любовницей, принципами и насущными потребностями. Слабохарактерный или очень добрый - решать зрителю.




«БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»


Фильм Эльдара Рязанова потому и остался в истории, что это довольно редкий случай в советском кино, когда сложно определить жанровую принадлежность. Это и комедия, и мелодрама, и приключенческий фильм, а сюжет про похитителя автомобилей (Иннокентий Смоктуновский) неожиданно лишён традиционной назидательности.



«АЛЫЕ ПАРУСА»


Экранизацию Александра Грина в СССР посмотрели более 22 млн. зрителей. История о девушке, мечтающей о том, как за ней в рыбацкий посёлок приплывёт принц под алыми парусами, при неосторожном исполнении оказалась бы зрелищем исключительно детским. Но универсальная сила сказки воплощена в фильме Александра Птушко с подлинной экспрессией.