В нашей стране трудно отыскать человека, который не смотрел «Семнадцать мгновений весны». А большинство представителей старшего поколения пересматривали этот знаменитый 12-серийный телефильм не один раз. Любопытно, что когда он вышел на телеэкраны в 1973 году, многие не могли поверить в то, что захватывающий сериал о советском разведчике сняла хрупкая женщина Татьяна Лиознова.
К 91-й годовщине со дня рождения Татьяны Лиозновой
© Мастюков Валентин,Черединцев Валентин // ТАСС
Она родилась в Москве 20 июля 1924 года. В 1949 году Лиознова окончила режиссёрский факультет ВГИК, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Затем она работала в театре и даже написала две пьесы по мотивам китайских и корейских народных сказок. Её режиссёрский дебют в кино состоялся только в 1958 году – Лиознова поставила по сценарию
Сергея Герасимова и Тамары Макаровой картину
«Память сердца». Затем последовали фильмы
«Евдокия» (1961),
«Им покоряется небо» (1963) и
«Рано утром» (1965). Но истинное признание пришло к
Татьяне Лиозновой после выхода её ленты
«Три тополя» на Плющихе» с
Татьяной Дорониной и
Олегом Ефремовым в главных ролях. Этот безусловный
шедевр стал классикой советского кино и был высоко оценен за рубежом.
Кадр из фильма «Три тополя» на Плющихе»
И всё-таки наивысшим творческим достижениям Лиозновой по праву считается сериал
«Семнадцать мгновений весны», снятый по роману
Юлиана Семёнова. Режиссёру удалось не только собрать на съёмочной площадке звёздный актёрский состав, но и создать по тем временам настоящее новаторское произведение. Ведь, по сути, впервые в советском кино нацисты были изображены не ходульными персонажами, а людьми со всеми их достоинствами и недостатками. Возможно, именно поэтому сериал «Семнадцать мгновений весны» не был удостоен госпремий. Однако главной наградой для него и для Татьяны Лиозновой стала всенародная любовь. На протяжении десятилетий этот телефильм повторяли десятки раз, а его герои стали частью народного фольклора.
Кадр из «Семнадцати мгновений весны»
После «Семнадцати мгновений весны» Лиознова на долгое время отошла от режиссуры, посвятив всё своё время преподаванию. В
1980 году она вернулась на телевидение, сняв двухсерийный фильм
«Мы, нижеподписавшиеся», а в
1981 году поставила мелодраму
«Карнавал», которая снискала большую популярность.
В
2011 году Татьяны Лиозновой не стало.