Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Эксперты отрасли обсудили цифры российского кинопроката в «Москве»

«Духless 2» и «Призрак» - названы примерами удачных проектов новой волны отечественной индустрии

В рамках деловой конференции «Индустрия кино», организованной изданием «Ведомости», участники обсудили актуальные проблемы российского кинопроизводства и проката, а также тенденции развития российского кинобизнеса. Эксперты сошлись в том, что, несмотря на то, что кассовые показатели российского кино остаются не самыми утешительными, в целом ситуация заметно улучшается, а главной проблемой они назвали нехватку качественного жанрового кино. Отдельное внимание было уделено фильмам-событиям, вопросам государственной поддержки, международным продажам и интернет-пиратству.

Эксперты отрасли обсудили цифры российского кинопроката в «Москве»

Эксперты отрасли обсудили цифры российского кинопроката в «Москве»

Первая сессия конференции была посвящена особенностям развития рынка киноиндустрии в России. Модератораторами беседы стали Дарья Златопольская и Иван Кудрявцев, а в качестве спикеров выступили:


- президент компании «Амедиа» Александр Акопов,
- кинорежиссёр Павел Лунгин,
- генеральный директор «ТНТ» Игорь Мишин,
- генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе,
- генеральный продюсер Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский,
- генеральный продюсер Star media Владислав Ряшин,
- генеральный директор СТВ Сергей Сельянов,
- продюсер, президент ОРКФ Кинотавр Александр Роднянский.

В начале сессии Иван Кудрявцев поделился с участниками конференции последними статистическими данными по российскому кинопрокату. За три месяца 2015 года общие кассовые сборы составили 13,1 млрд. руб., а количество зрителей, сходивших в кино – 59,1 млн. человек. При этом, доля российских фильмов в общей кассе составила 27,5% (4,15 млрд.руб.), а в количестве проданных билетов - 28,9% (17 млн.человек). Общие рыночные показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли, однако доля российского кино, наоборот, упала – по сборам на 11,5%, а по зрителям на 13,2%. Эти данные пока не очень показательны, поскольку отображают ситуацию лишь за первые три месяца текущего года, однако, они послужили отправной точкой для дальнейшей дискуссии между участниками встречи.

Большинство спикеров отметило, что настроения в отрасли на данный момент достаточно противоречивы, но, тем не менее, выделили самыми актуальными и удачными фильмами последнего времени «Духless» 2 и «Призрак», сумевшие не только собрать приличную кассу, но и продемонстрировать довольно высокий художественный уровень. Сергей Сельянов отметил, что вся ситуация в индустрии в целом обеспечивается отдельными проектами и в том, что пока не происходит её взлёта, есть субъективные причины:

Есть ресурсы, которые не приводятся в действие и тормозятся, которые могли бы способствовать более бурному росту, созданию большего замечательных проектов, крупных фильмов, фильмов-событий. В индустрии кино есть существенный драйвер - государственная поддержка - и её эффективность, конечно, вызывает вопросы, при том, что был сделан колоссальный шаг с образованием Фонда кино и концентрацией ресурсов на лидирующие направления. Но следующий шаг сделан не был - скорее - один, полтора шага назад. Диалог с Министерством культуры практически отсутствует - происходят параллельные процессы, где решения принимаются независимо от того, что на самом деле происходит, что на самом деле является драйвером и что будет через два-три года.»

К тому же, учитывая политику Фонда кино при распределении государственной поддержки в том, что оно производится из расчёта на то, что поддержанные ведомством фильмы должны «выстрелить» в прокате, остаётся всё меньше возможностей для кинокомпаний, сужается поле для создания крупных рисковых проектов, где и могут рождаться фильмы-события. А это может привести к тому, что отечественный кинематограф может вернуться к сталинской модели, в период «малокартинья», когда снималось всего 12 фильмов в год, исключительно с участием народных артистов и на заданную тематику.

Это мнение поддержал и Павел Лунгин:

Это странная история, что Министерство культуры занимается прибыльностью картин, Министерство должно заниматься ростом талантов. Чем больше разных картин, тем больше шансов получить ту самую, единственную. Не надо забывать, что весь мир двигается авторским кино.»

Помимо участия государства в финансовой поддержки кинопроектов, был затронут вопрос регулирования кинопроката.

Например, взятия государством на себя полномочий по перестановке дат выходов западных студийных проектов, пересекающихся с отечественными картинами.Участники дискуссии оказались вновь единодушными в своём критическом отношении к данной практике.

Насчёт идеи государственного регулирования кинопроката высказался и Александр Роднянский:

Я традиционный противник любых форм регулирования государством той единственной живой сферы деятельности в кинематографе, каковая называется отечественным кинопрокатом. Отечественный кинопрокат сформировался самостоятельно, обращаю ваше внимание, без государственных инвестиций, практически все сети построены частными владельцами. Более того, российскому кино удалось подняться уже на базе, сформированной американским кинематографом в девяностые — начале нулевых, с аудиторией, пришедшей, вернувшейся в кинотеатры. Кинотеатральные менеджеры квалифицированы, они точно понимают — в отличие от многих из продюсеров — что они и для кого делают, кому показывают. И я полагаю, что рынок в состоянии справиться с обстоятельствами.»

Вдобавок к этому Роднянский напомнил, что в отличие от российских картин голливудские заявляют дату своего релиза уже года за полтора, а то и за два — заранее, ещё на этапе съёмок, предъявляя аудитории и постеры, и трейлеры. Поэтому «совершенно не обязательно ставить свой фильм в тот самый день, когда выходят очередные «Мстители»:

Лучше самим разумно относиться к этому процессу. Таких фильмов, на самом деле, в году не более пятнадцати, может быть, даже меньше. Если честно говорить, чего их бояться-то?»

Сергей Сельянов отметил, что все всегда обходились внутри индустрии самостоятельно, пусть и не совсем легальными путями. Каждый прокатчик хочет чтобы его фильм получил лучшие условия:

Я против системной попытки создать какой-то репертуарный комитет. Если есть у меня владелец сети, скажем, в друзьях, а уж лучше трёх, и я с ним выпиваю и закусываю, то, конечно, я попрошу его мой фильм получше поставить. Мы же штучный продукт выпускаем, нам важно, чтобы он окупился. Да если будет у любого из присутствующих здесь административный ресурс – каждый им пойдет и воспользуется. Даты релизов – на вес золота, вам это любой прокатчик скажет. А конкуренция – дело жесткое.»

Была отмечена мировая тенденция появления проектов известных кинорежиссёров на телевидении и освоения ими этой ниши в качестве своеобразной лаборатории для проведения авторских экспериментов.

В качестве зарубежных примеров привели сериал «Карточный домик» видеосервиса Netflix. При запуске проекта Netflix шёл ва-банк — продюсером и режиссёром первого эпизода первого сезона был приглашен сам Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Социальная сеть», «Исчезнувшая»), а общий бюджет первого сезона составил рекордные для малого экрана $100 млн. Но риск оказался оправдан. Игорь Мишин подтвердил эту тенденцию, рассказав, что у на канале «ТНТ» готовятся к скорому выходу многосерийные проекты от режиссёров Валерии Гай Германики, Анны Меликян и Бориса Хлебникова. Он отметил, что у себя на канале они хотят опробовать американскую схему запуска сериалов большими кинорежиссёрами.

Александр Роднянский, в свою очередь попросил не забывать, что такой практикой занимаются прежде всего кабельные каналы и усомнился в потенциале именно эфирного телевидения в качестве полноценной альтернативы кинематографу. И отметил, что выпуская в эфир серьёзные драмы, наподобие сериала «Родины», канал всегда будет рисковать. Тем не менее, участники конференции согласились с тем, что российские зрители становятся всё более требовательны к качеству телевизионного контента и оно в свою очередь растёт.

Эту же тенденцию озвучил и Владислав Ряшин, которая продолжает развиваться с ростом зрительских претензий и ростом конкуренции каналов:
Сначала вытеснялись из прайм-тайма зарубежные сериалы, затем менее качественные телепродукты были заменены более качественными, теперь заходят сериалы-события. И хорошо, что такие есть не только среди адаптаций зарубежных форматов, но есть и оригинальные истории. Сейчас очень важный момент, когда индустрия не должна останавливаться. Зритель уже приучился к определенному качеству, поэтому «Родина» и собрала высокие рейтинги.»


Однако перспективы Ряшин нарисовал далеко не радужные:
Нужны новые качественные проекты, а сейчас ситуация такая, что все замерли. Телевизионный рекламный рынок упал на 70%, контентные бюджеты каналов упали, и производство серьезных картин упадет в разы».

По расчетам Ряшина, без своевременной государственной поддержки мы это ощутим уже через 1,5–2 года.

Приглашённые спикеры поделились своим мнением относительно того, при каких условиях отечественный кинопродукт может оказаться востребованным за рубежом.

Екатерина Мцитуридзе выделила два основных фронта проблем, которые требуют решения на пути к успеху на международных рынках – нужно увеличивать объемы производства и поддерживать дебютантов. Также необходим грамотный маркетинг и активное продвижение фильмов, и, как наиболее яркий пример из недавних побед российских картин, Екатерина привела «Левиафан» Звягинцева. По мнению Екатерины, необходима системная программа поддержки русского кино за рубежом на уровне государства, дотирование иностранных покупателей отечественного кино. Из недавних проектов по мнению Екатерины Мцитуридзе наибольшим потенциалом на международном рынке наделены фильмы «Духless 2» и «Битва за Севастополь». Сейчас обе картины поедут на кинофестиваль в Пекине и имеют много шансов выйти в китайский прокат.

Более категорично на этот счёт высказался Александр Роднянский, начавший с того, что «русское кино по определению не преодолевает границы своего языкового ареала»:

Есть только одна категория фильмов, которая востребована за пределами нашей страны: «Это фильмы выдающихся мастеров», — а таковых у нас «четыре-пять всем хорошо известных имён». Самый яркий пример тут — сокуровский «Русский ковчег», собравший в американском прокате больше, чем смог бы собрать там любой из жанровых русских «блокбастеров». Включая даже «Сталинград», хотя тот и выходил в США в залах IMAX при поддержке крупной студии. А на европейских территориях «Сталинград» не вышел. Студии не умеют работать с русским кино. Своими фильмами надо управлять, надо продавать тем, кто будет ими заниматься, надо влюблять в них.»

Работа продюсера, по мнению Роднянского, не должна сводиться к тому, чтобы произвести, как это говорят в Голливуде, «негатив», просто фильм, — а произвести тот самый пакет инструментов, которые, будучи в умелых руках, могут сыграть далеко за пределами страны — то, что умеет делать Голливуд. Роднянский также отметил, что нашим кинопроизводителям прежде всего нужно отвоевать русскоговорящий мир:

Мы на данном этапе потеряли Украину — 50 миллионов зрителей. Это плохо для русского кино — а в принципе надо отвоевать. Отвоевав русскоязычный мир как таковой, мы сумеем сконсолидировать аудиторию в 250 миллионов человек приблизительно, способных платить за собственный контент.»

Участники дискуссии высказали своё мнение о будущем цифрового контента и озвучили свои ожидания, связанные с новой редакцией антипиратского закона.

Мнения по поводу текущей ситуации и перспектив дистрибуции контента в интернете разделились. Например, Сергей Сельянов убеждён, что выгоду можно иметь и в рунете, главное - постоянно «держать руку на пульсе»:
Успешный проект (а у Сельянова есть и «Лунтик», и «Три богатыря») вполне может вернуть через платные интернет-ресурсы до 10% бюджета — а это вовсе немало, к тому же цифры просмотров определённо растут. Тут просто важно понимать, что дистрибьюция — в частности, в YouTube, и вообще в интернете — более сложное дело, чем производство контента».
Другой участник дискуссии - Александр Акопов - считает, что в интернете (по сравнению с другими источниками финансирования индустрии) денег нет — и не будет ещё лет десять. И для сравнения приводит такие цифры: с телевидения в кино возвращается порядка пяти миллиардов долларов («без кризисных поправок»), кинопрокат даёт в общей сложности миллиард…
Деньги из интернета на этом фоне — вообще ничего. Просто ноль. Все существующие площадки заработали, может быть, 30 миллионов долларов в прошлом году.»
Екатерина Мцитуридзе, в свою очередь, напомнила собравшимся, что американский онлайн-кинотеатр «Hulu» существует всего четыре года, в то время как крупнейшие киностудии — уже целую сотню лет. И вот если иметь это в виду, то темпы роста сервиса впечатляют. К тому же Мцитуридзе приводит такой пример: российский «Шпион», проданный для показа на «Hulu» уже без малого три года назад, до сих пор получает оттуда отдачу: по итогам последнего квартала на счёт фильма «капнуло» ещё 20 тысяч долларов. Вроде бы «мелочь» — а приятно.

Также, эксперты поделились своими ожиданиям от грядущего 1-го мая вступления в силу новых изменений в законодательстве, когда и можно будет быстро закрывать сайты, демонстрирующие нелегальный контент. Александр Акопов выразил надежду, что через какое-то время сетевое пространство будет очищено и пиратство будет окончательно побеждено:

Мы надеемся, что к середине года из рунета исчезнут известные пиратские сайты. В принципе, закон позволяет избавиться от всех хорошо известных пиратских площадок, и пираты будут вынуждены создавать каждый раз новые под каждое кино.»


Сергей Сельянов также считает, что новая редакция антипиратского закона нанесёт по пиратству ещё один удар, и также отмечает:
В разрез с принятием этого закона идёт инициатива, связанная с глобальной лицензией, которая легализует пиратство в интернете и делает всех, кто ворует, вроде бы честными и прекрасными. И тех, кто потребляет ворованное, — тоже честными и прекрасными. Это ещё один пример отсутствия диалога — в данном случае, с Министерством культуры у сообщества правообладателей, продюсеров. Потому что Минкульт разработал этот закон, обсудив его в узком кругу такого домашнего общественного совета, проигнорировав мнение, скажем, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, которую присутствующие здесь продюсеры представляют. Это ещё один пример, повторяю, такого вот неправильного, с нашей точки зрения, администрирования в зоне наших с вами интересов.»

Вторая сессия конференции была посвящена проблемам поддержки и перспективам развития молодого отечественного кинематографа.

Особое внимание было уделено обсуждению социального проекта «Счастье - это...», организованного Мариной Жигаловой-Озкан и компанией Disney. В задачи проекта входило открытие новых талантов и предоставление им шанса проявить себя. В проведении подобных социальных проектов все спикеры видят одно из решений проблем дебютантов, но этого, конечно, недостаточно. Отмечая в очередной раз кризис жанрового, в особенности, семейного кино, эксперты обозначили основную проблему в нехватке профессиональных режиссеров и сценаристов.

Так, Алексей Учитель призывает крупные студии и продюсеров выращивать под своим крылом новые кадры, но так, чтобы государство тоже не оставалось в стороне и оказывало финансовую поддержку:
Мейджоры обязаны искать дебютантов: и режиссеров, и сценаристов. Все продюсеры сталкиваются с проблемой – или снимаешь в убыток, или снимаешь авторское кино. Как найти баланс для продюсера – никуда не деться от поддержки государства. 50% госсфинансирования должны давать именно на дебюты, я считаю».


Режиссеры Владимир Хотиненко и Александр Митта подчеркнули значение развития жанрового кино, высокий уровень которого в той же Америке обеспечивает зрительских успех их картин по всему миру.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100