Первая сессия конференции была посвящена особенностям развития рынка киноиндустрии в России. Модератораторами беседы стали Дарья Златопольская и Иван Кудрявцев, а в качестве спикеров выступили:
- президент компании «Амедиа» Александр Акопов,
- кинорежиссёр Павел Лунгин,
- генеральный директор «ТНТ» Игорь Мишин,
- генеральный директор «Роскино» Екатерина Мцитуридзе,
- генеральный продюсер Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский,
- генеральный продюсер Star media Владислав Ряшин,
- генеральный директор СТВ Сергей Сельянов,
- продюсер, президент ОРКФ Кинотавр Александр Роднянский.
В начале сессии Иван Кудрявцев поделился с участниками конференции последними статистическими данными по российскому кинопрокату. За три месяца 2015 года общие кассовые сборы составили 13,1 млрд. руб., а количество зрителей, сходивших в кино – 59,1 млн. человек. При этом, доля российских фильмов в общей кассе составила 27,5% (4,15 млрд.руб.), а в количестве проданных билетов - 28,9% (17 млн.человек). Общие рыночные показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли, однако доля российского кино, наоборот, упала – по сборам на 11,5%, а по зрителям на 13,2%. Эти данные пока не очень показательны, поскольку отображают ситуацию лишь за первые три месяца текущего года, однако, они послужили отправной точкой для дальнейшей дискуссии между участниками встречи.
Большинство спикеров отметило, что настроения в отрасли на данный момент достаточно противоречивы, но, тем не менее, выделили самыми актуальными и удачными фильмами последнего времени «Духless» 2 и «Призрак», сумевшие не только собрать приличную кассу, но и продемонстрировать довольно высокий художественный уровень. Сергей Сельянов отметил, что вся ситуация в индустрии в целом обеспечивается отдельными проектами и в том, что пока не происходит её взлёта, есть субъективные причины:
К тому же, учитывая политику Фонда кино при распределении государственной поддержки в том, что оно производится из расчёта на то, что поддержанные ведомством фильмы должны «выстрелить» в прокате, остаётся всё меньше возможностей для кинокомпаний, сужается поле для создания крупных рисковых проектов, где и могут рождаться фильмы-события. А это может привести к тому, что отечественный кинематограф может вернуться к сталинской модели, в период «малокартинья», когда снималось всего 12 фильмов в год, исключительно с участием народных артистов и на заданную тематику.
Это мнение поддержал и Павел Лунгин:
Помимо участия государства в финансовой поддержки кинопроектов, был затронут вопрос регулирования кинопроката.
Например, взятия государством на себя полномочий по перестановке дат выходов западных студийных проектов, пересекающихся с отечественными картинами.Участники дискуссии оказались вновь единодушными в своём критическом отношении к данной практике.Насчёт идеи государственного регулирования кинопроката высказался и Александр Роднянский:
Вдобавок к этому Роднянский напомнил, что в отличие от российских картин голливудские заявляют дату своего релиза уже года за полтора, а то и за два — заранее, ещё на этапе съёмок, предъявляя аудитории и постеры, и трейлеры. Поэтому «совершенно не обязательно ставить свой фильм в тот самый день, когда выходят очередные «Мстители»:
Сергей Сельянов отметил, что все всегда обходились внутри индустрии самостоятельно, пусть и не совсем легальными путями. Каждый прокатчик хочет чтобы его фильм получил лучшие условия:
Была отмечена мировая тенденция появления проектов известных кинорежиссёров на телевидении и освоения ими этой ниши в качестве своеобразной лаборатории для проведения авторских экспериментов.
В качестве зарубежных примеров привели сериал «Карточный домик» видеосервиса Netflix. При запуске проекта Netflix шёл ва-банк — продюсером и режиссёром первого эпизода первого сезона был приглашен сам Дэвид Финчер («Бойцовский клуб», «Социальная сеть», «Исчезнувшая»), а общий бюджет первого сезона составил рекордные для малого экрана $100 млн. Но риск оказался оправдан. Игорь Мишин подтвердил эту тенденцию, рассказав, что у на канале «ТНТ» готовятся к скорому выходу многосерийные проекты от режиссёров Валерии Гай Германики, Анны Меликян и Бориса Хлебникова. Он отметил, что у себя на канале они хотят опробовать американскую схему запуска сериалов большими кинорежиссёрами.Александр Роднянский, в свою очередь попросил не забывать, что такой практикой занимаются прежде всего кабельные каналы и усомнился в потенциале именно эфирного телевидения в качестве полноценной альтернативы кинематографу. И отметил, что выпуская в эфир серьёзные драмы, наподобие сериала «Родины», канал всегда будет рисковать. Тем не менее, участники конференции согласились с тем, что российские зрители становятся всё более требовательны к качеству телевизионного контента и оно в свою очередь растёт.
Эту же тенденцию озвучил и Владислав Ряшин, которая продолжает развиваться с ростом зрительских претензий и ростом конкуренции каналов:
Однако перспективы Ряшин нарисовал далеко не радужные:
По расчетам Ряшина, без своевременной государственной поддержки мы это ощутим уже через 1,5–2 года.
Приглашённые спикеры поделились своим мнением относительно того, при каких условиях отечественный кинопродукт может оказаться востребованным за рубежом.
Екатерина Мцитуридзе выделила два основных фронта проблем, которые требуют решения на пути к успеху на международных рынках – нужно увеличивать объемы производства и поддерживать дебютантов. Также необходим грамотный маркетинг и активное продвижение фильмов, и, как наиболее яркий пример из недавних побед российских картин, Екатерина привела «Левиафан» Звягинцева. По мнению Екатерины, необходима системная программа поддержки русского кино за рубежом на уровне государства, дотирование иностранных покупателей отечественного кино. Из недавних проектов по мнению Екатерины Мцитуридзе наибольшим потенциалом на международном рынке наделены фильмы «Духless 2» и «Битва за Севастополь». Сейчас обе картины поедут на кинофестиваль в Пекине и имеют много шансов выйти в китайский прокат.Более категорично на этот счёт высказался Александр Роднянский, начавший с того, что «русское кино по определению не преодолевает границы своего языкового ареала»:
Работа продюсера, по мнению Роднянского, не должна сводиться к тому, чтобы произвести, как это говорят в Голливуде, «негатив», просто фильм, — а произвести тот самый пакет инструментов, которые, будучи в умелых руках, могут сыграть далеко за пределами страны — то, что умеет делать Голливуд. Роднянский также отметил, что нашим кинопроизводителям прежде всего нужно отвоевать русскоговорящий мир:
Участники дискуссии высказали своё мнение о будущем цифрового контента и озвучили свои ожидания, связанные с новой редакцией антипиратского закона.
Мнения по поводу текущей ситуации и перспектив дистрибуции контента в интернете разделились. Например, Сергей Сельянов убеждён, что выгоду можно иметь и в рунете, главное - постоянно «держать руку на пульсе»:Также, эксперты поделились своими ожиданиям от грядущего 1-го мая вступления в силу новых изменений в законодательстве, когда и можно будет быстро закрывать сайты, демонстрирующие нелегальный контент. Александр Акопов выразил надежду, что через какое-то время сетевое пространство будет очищено и пиратство будет окончательно побеждено:
Сергей Сельянов также считает, что новая редакция антипиратского закона нанесёт по пиратству ещё один удар, и также отмечает:
Вторая сессия конференции была посвящена проблемам поддержки и перспективам развития молодого отечественного кинематографа.
Особое внимание было уделено обсуждению социального проекта «Счастье - это...», организованного Мариной Жигаловой-Озкан и компанией Disney. В задачи проекта входило открытие новых талантов и предоставление им шанса проявить себя. В проведении подобных социальных проектов все спикеры видят одно из решений проблем дебютантов, но этого, конечно, недостаточно. Отмечая в очередной раз кризис жанрового, в особенности, семейного кино, эксперты обозначили основную проблему в нехватке профессиональных режиссеров и сценаристов.Так, Алексей Учитель призывает крупные студии и продюсеров выращивать под своим крылом новые кадры, но так, чтобы государство тоже не оставалось в стороне и оказывало финансовую поддержку:
Режиссеры Владимир Хотиненко и Александр Митта подчеркнули значение развития жанрового кино, высокий уровень которого в той же Америке обеспечивает зрительских успех их картин по всему миру.