Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Почему Госкино Украины превратилось в «Министерство правды»

По какому принципу осуществляется цензура картин

Государственные агентства по вопросам кино необходимы в любой стране - для поддержки производства, защиты авторских прав, выдачи прокатных лицензий. Проблема в том, что в последние месяцы Госкино Украины превратилось в орган не столько надзорный, сколько откровенно цензурный. Фильмы делятся по национальному признаку, не допускаются положительные образы российских спецслужб и многое другое, противоречащее «национальным интересам».

Почему Госкино Украины превратилось в «Министерство правды»

Почему Госкино Украины превратилось в «Министерство правды»

Разумеется, деятельность Госкино Украины не ограничивается выявлением «крамолы» в российских фильмах - но для этой цели существует экспертная комиссия по вопросам распространения и демонстрации фильмов при Госкино. Характерно, что глава Госкино и экспертной комиссии - один человек, Филипп Ильенко, член Политсовета Всеукраинского объединения «Свобода». Это необходимо учитывать, чтобы увидеть, как принципы деятельности националистической «Свободы» находят прямое отражение в деятельности Госкино.

Госкино Украины запретило прокат таких российских картин, как, в частности, «Брат 2», «Тарас Бульба», «Белая гвардия».


Где заканчивается «Свобода» и начинается Госкино, едва ли можно различить: по сути, экспертная комиссия своей деятельностью приводит её идеологию в действие. Другими словами, пытается осуществить «национальную справедливость» - в её специфическом понимании. Напомним, что лидер «Свободы» Олег Тягнибок в 2010 году получил золотой крест «За заслуги перед Украиной» из рук ветеранов нацистской дивизии СС «Галичина». Та же самая «Свобода» встретила 2015 год факельным шествием в центре Киева с речёвкой «Бандера придёт, порядок наведёт!», недвусмысленно указывая на фигуру своего идейного вдохновителя. После этого также не требуется объяснять, почему в символике партии используются рунические символы, перешедшие к ним от немецких нацистов.

Марш в честь Степана Бандеры 1 января 2015 года


В связи с этим неудивительно, что в интервью «РБК Украина» Филипп Ильенко открыто продвигал националистскую политику:

Я глубоко убеждён, что, если с наших экранов исчезнут российские фильмы и сериалы, мы через несколько лет станем самодостаточной нацией. Мы забудем, кто такой Охлобыстин, мы не будем знать, кто такой Пореченков».



Собственно в поддержке национального кинематографа нет ничего дурного: каждое государство должно способствовать процветанию собственной киноиндустрии, повышению её конкурентоспособности. Однако когда для этой цели используется фактически насильственное устранение конкурентов, как в случае запрета российской кинопродукции, деятельность комиссии скорее напоминает Министерство правды из антиутопии «1984». В романе Оруэлла неугодная власти информация просто уничтожалась и подменялась «правильной», в том числе задним числом. По схожему принципу Госкино запрещает не только новые российские ленты, но и отыскивает жертв среди давних, как, скажем, в случае с «Братом 2». Ильенко, подчеркнувший, что лично принимает решение о запрете той или иной ленты, сформулировал принцип отсева:

Речь идёт о всех фильмах, содержащих элементы пропаганды российских силовых структур... Квалифицирующим признаком является именно создание положительного имиджа».



Если поначалу цензура имела характер точечный, направляясь на конкретные фильмы или артистов, то спустя несколько месяцев этого показалось недостаточно. 5 февраля Верховная рада запретила демонстрацию всех фильмов и сериалов российского производства, снятых после 1 января 2014 года. Политика защиты «национальных интересов» приобрела неожиданный поворот: главными пострадавшими теперь можно назвать украинских любителей кино.

Показательно, что, хотя решение о запрете проката фильмов и сериалов принимается в официальном порядке, афишировать эту деятельность Госкино Украины всё же не хочет: на странице Госкино Украины в Facebook последний раз о запрете российских фильмов сообщили в октябре 2014 года, притом что тогда процесс ещё не приобрёл нынешнего масштаба. Осуществлять цензуру - одно дело, похвастаться же ей не может никто.

СОЗДАТЕЛИ «ДУХLESS 2» ОБВИНИЛИ ГОСКИНО УКРАИНЫ В ПИРАТСТВЕ


Впрочем, цензура в Госкино Украины - это, в первую очередь, проблема самого Госкино Украины. Активность экспертной комиссии должна работать против неё же: запрет той или иной картины автоматически делает её актуальной и, соответственно, интересной зрителю. Можно не сомневаться, что после запрета многие проявили и будут проявлять повышенный интерес к «жертвам» Госкино. К тому же, как отметил глава департамента кинематографии Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов, это «абсолютно бессмысленные действия во времена интернета». Интернет Госкино запретить не может.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100