Идея фильма принадлежит продюсеру Леониду Верещагину, которая пришла ему в голову после просмотра диснеевской картины «Чудо» (2004) с Куртом Расселом в главной роли. Напомним, что в голливудской ленте рассказывалось о сенсационной победе американских хоккеистов над советской командой в финале зимних Олимпийских игр 1980 года. Верещагин захотел сделать подобный фильм, но о триумфе наших спортсменов. Всё-таки отечественная хоккейная история гораздо богаче американской на памятные события, так как советская ледовая дружина неоднократно выигрывала золотые медали Олимпийских игр, становилась чемпионами мира и Европы. Но есть в истории хоккея событие, которое стоит особняком. Суперсерию между сборными СССР и командой Канады, составленной из игроков НХЛ, до сих пор помнят любители спорта по обе стороны Атлантики. Наши спортсмены впервые встречались с представителями заокеанской хоккейной лиги и неожиданно для многих разгромили канадцев в первом матче со счётом 7:3. Вот, что рассказал нам в эксклюзивном интервью Леонид Верещагин:
Я вам расскажу короткую историю. Я посмотрел в 2005 году фильм студии Disney, который называется «Чудо», Miracle. Я поклонник хоккея, и вообще, знаете, спорт — в советское время он культивировался, и как мне кажется, он даёт для жизни очень много, для молодых людей, и помогает в жизни всегда. И я посмотрел фильм о том, как американская хоккейная команда на Олимпийских играх в 1980 году обыграла вот эту самую знаменитую нашу сборную. Она была уже, конечно же, без Тарасова, там не было вот этих игроков... но она обыграла непобедимую команду, которая с 1960-го по 1980-й громила всех на всех площадках. И американцы обыграли, они это сделали. И фильм назвали «Чудо». Как только я вынул диск, я обратился к окружавшим меня близким людям, с которыми смотрел, и сказал: «Я хотел бы сделать такой фильм, только наоборот». И вспомнил, естественно, про этот матч, потому что в моей юности — а мне было 19 лет, когда происходили эти события, — не так много было моментов, которые объединяли всю страну. Я могу это сравнить, да и сравниваю всегда с полётом Гагарина, эту победу».

Одной из центральных фигур стартового матча и всей суперсерии стал нападающий Валерий Харламов, впоследствии включённый в Зал славы Международной федерации хоккея с шайбой. Выбрав героя и определив кульминационное событие будущего фильма, творческая команда студии «ТриТэ» приступила к разработке проекта. На создание итогового сценария, который бы устроил всех, в том числе режиссёра Николая Лебедева ушло несколько лет. Наконец, производственная группа влилась в подготовительный период - шёл кастинг, шились костюмы, строились декорации, подбиралась натура и создавались аниматики.

Трейлер фильма «Легенда №17»


Мотор! Начали!


Съёмки фильма прошли в Москве, Минске и в испанском Питильясе под Памплоной. В сцене бега с быками участвовало 18 животных, включая настоящего боевого быка, который буквально всё разносил на площади. Во время работы над этими кадрами на площадке дежурил наряд полиции, врачи и пожарные. В нескольких, наиболее динамичных эпизодах картины, количество одновременно задействованных камер доходило до десяти. Оператор-постановщик Ирек Хартович и режиссёр Николай Лебедев решили, что разные периоды жизни Харламова следует визуально разделить. Поэтому ранние годы снимались на 16-миллиметровую плёнку, годы расцвета — на 35-миллиметровую, а матч в Канаде, который резко отличался от других сцен, снимали на цифровые камеры, включая компактные GoPro.

Данила Козловский и Светлана Иванова о «Легенде №17». Сюжет в программе «Индустрия кино»


Эффектный хоккей


Кадр из фильма «Легенда №17». Форма для каждого персонажа существовала в нескольких экземплярах.


В фильме «Легенда №17» показаны несколько хоккейных матчей. Съёмки проходили на настоящих ледовых аренах. Более того, кинематографисты даже растапливали старый лёд и заливали новый, чтобы избавиться от рекламы под ледовым покрытием. Несмотря на стремление режиссёра снимать вживую по максимуму, компьютерная графика в фильме присутствует в достаточно большом числе кадров. Основной студией визуальных эффектов стала компания «Манга Компани», с сотрудниками которой студия «ТриТэ» делала дилогию «Утомлённые солнцем». Супервайзером визуальных эффектов был Илья Торопов, а VFX продюсером - Фёдор Журов. В общей сложности студии «Манга Компани» досталось около 600 планов, требовавших доработки. Поскольку графику следовало подготовить за несколько месяцев, к проекту привлекли ещё несколько студий, а именно A-VFX, Trigraph, Piastro и Полдень. В картинах, подобных «Легенде №17», компьютерная графика носит невидимый характер и редко выходит на первый план. Чаще всего художники дорисовывают пейзажи и удаляют ненужное из кадров.

Но картина «Легенда №17» поставила перед специалистами действительно интересную творческую задачу, которую предстояло решить в сценах с хоккеем.


Речь идёт об увеличении численности зрителей на трибунах, в том числе для самых динамичных сцен, когда камера летает по арене следом за игроками, фиксируя «смачные» моменты поединков. У художников студии «Манга Компани» было время на отладку технологии, потому что студию подключили на этапе проработки сценария режиссёром. Вот, что рассказал нам супервайзер визуальных эффектов Илья Торопов.

Во время читки сценария мы с режиссёром картины и оператором-постановщиком обсуждали, что и как будем снимать. Особое внимание было уделено сценам игры в хоккей. У нас даже была картонная модель стадиона и миниатюрная камера, которую Николай Лебедев двигал и рассказывал о характере движения и ракурсах. Мы также побывали на нескольких ледовых аренах. Собственно уже тогда стало понятно, какую работу потребуется сделать. При этом все понимали, что художникам по эффектам предстоит подстраиваться под манеру съёмки, а не наоборот. Именно съёмка на основе сложной хоккейной хореографии ставилась во главу угла».

Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начало».


Действие снималось с нескольких камер, использовался кран и стедикам, а также миниатюрные камеры GoPro. Камера практически нигде не была статичной, что осложняет добавление графики. Такие кадры очень непросто обрабатывать из-за «выматывающего» трекинга. Илья Торопов рассказал нам, что они подошли к решению задачи фундаментально:
Нам нужно было точно знать, в каком месте находится камера, не имея для этого практически ничего кроме картинки. Было решено сделать геодезическую съёмку всех стадионов. Мы пошли этим путём, а не воспользовались планами и схемами арен, потому что геодезисты снимали то, что нам требовалось, - таблички, приметные углы, выходы, сиденья и даже маркеры. В итоге, у нас на руках оказался специфический план, необходимый для рассаживания массовки. Мы получили контуры всех трибун, плюс референсные точки для трекинга. На основе этих данных строилась трёхмерная модель стадиона с точками. После чего, запустив трекинг по точкам с известными координатами, мы в 90 процентах кадров могли в точности определить положение камеры».

Кадр из фильма «Легенда №17». Численность массовки увеличивалась средствами композитинга.


При создании массовки, вариант с использованием программ типа пакета Massive, даже не рассматривался из-за характера съёмки. Камера снимала болельщиков с разной крупностью, поэтому генерирование цифровой толпы не подходило. Илья Торопов и Фёдор Журов приняли решение снимать отдельно актёров, после чего их изображения синхронизировать с компьютерными плашками. Предварительно был сделан тест, который показал, что этот подход даёт хорошие результаты. Непосредственно к съёмке актёров для массовки Илья Торопов приступил после того, как был смонтирован фильм. Художники должны были понимать, какие эмоции будут испытывать зрители, попавшие в кадры. О создании массовки рассказывает Илья Торопов:
Получив монтаж, мы поняли, какую массовку надо дополнительно создавать. Японцы и канадцы вели себя белее раскованно, чем наши соотечественники, и это надо было учитывать. Кроме того, стали понятны модели поведения, в каких-то ситуациях зрители реагировали на голы, где-то - на борьбу и так далее. Затем была проведена съёмка статистов на хромакейном фоне. В ней участвовали порядка ста человек. Каждый из них на протяжении минуты изображал широкую гамму эмоций и действий. Они улыбались, кричали, вставали с места, поворачивались и махали флажками. После этого записи действий актёров массовки синхронизировались с компьютерными плашками в программе для композитинга. Мы написали специальный алгоритм, который позволял специалисту разбивать действия «толпы» на фазы и вносить множество настроек, вплоть до количества мужчин и женщин, а также их поведения в кадре. На техническую разработку технологии у нас ушло около полугода».

Данила Козловский о «Легенде №17» в Просмотровом зале «Индустрии кино»


Помимо увеличения численности массовки, художники по графике смоделировали для двух планов шайбу, сделали бесшовные переходы между динамичными кадрами, снятыми с разных камер, и доработали фоновые изображения для нескольких сцен.

Талантливая совместная работа съёмочной группы и художников по графике дала отличный результат. Фильм сделан очень современно при этом эффекты не бросаются в глаза, а дополняют увлекательную историю о становлении личности великого хоккеиста Валерия Харламова. Лента «Легенда №17» была тепло встречена как кинокритиками, так и зрителями. Картина Николая Лебедева возглавила отечественный кинопрокат, заработав 250 млн. рублей в премьерный уик-энд. Это большой и заслуженный успех.