Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как я снял коротыш «Старикам тут место» с Денисом Власенко и сколько он стоил — опыт Александра Гаврилова

Ценнейшие практические советы от постановщика, набившего руку на короткометражках

Александр Гаврилов – российский режиссёр, монтажёр и продюсер. Более 15 лет занимается видеопроизводством. Сейчас работает в игровом кино в качестве режиссёра и режиссёра монтажа. Гаврилов снял пять короткометражных фильмов с популярными актёрами, а его фильм «Старикам тут место» в жанре фантастики (антиутопии) получил массу наград и был показан на «Хоррор Фесте» в Москве. Режиссёр рассказал о личном опыте съёмок короткометражек и ответил на главные вопросы начинающих режиссёров в своей экспертной колонке.

Как я снял коротыш «Старикам тут место» с Денисом Власенко и сколько он стоил — опыт Александра Гаврилова

Как я снял коротыш «Старикам тут место» с Денисом Власенко и сколько он стоил — опыт Александра Гаврилова

Трейлер к/м «Старикам тут место»
В будущем, где стариков подвергают тесту на пригодность обществу, дознаватель социальной службы сталкивается с парой, которая не спешит на тот свет.

О своём фильме

Александр Гаврилов
Режиссёр
«Старикам тут место» – мой пятый короткометражный фильм. Все предыдущие хоть и не достигали того успеха, на который я рассчитывал, но я получил бесценный опыт. «Старики» поучаствовали в более 40 международных кинофестивалях по всему миру и получили 12 наград. На примере этого фильма попробую рассказать, как режиссёру-дебютанту снять короткий метр с медийными актёрами и не разориться.

Где взять деньги?

Этот вопрос волнует всех, кто планирует снять свой первый короткометражный фильм. Кино – дорогостоящий процесс и нужны ресурсы, чтобы собрать команду, арендовать локации и оборудование. А начинающие режиссёры чаще всего являются ещё и продюсерами своих фильмов. Важно отдавать себе отчёт, что на коротком метре практически невозможно заработать (да, бывают исключения), поэтому правило хорошего продюсера гласит, что нельзя вкладывать собственные деньги в производство фильма. Идеальный вариант для режиссёра – найти продюсера-единомышленника и вместе с ним найти спонсора или инвестора. Такие случаи нечасто встречаются в короткометражном кино, но они есть! Например, ваш коротыш может ненавязчиво рекламировать какой-то товар или в одной из второстепенных ролей будет сниматься сам инвестор (или его родственник). Мне, к сожалению, таким способом ни разу не удалось найти финансирование. И все пять короткометражек, я полностью или частично снимал на собственные сбережения. И если первый коротыш «Тяжёлый день» в 2012-м году мне обошёлся примерно в 60 тысяч рублей, то бюджет фильма «Старикам тут место» уже был больше 1,5 миллиона!

Да, коротыш можно снять на телефон, с друзьями в парке и на это не придётся брать кредиты и тратить миллионы, но короткометражный фильм – это визитка режиссёра, «пробник» того кино, которое вы хотите снимать! Я горю желанием снимать увлекательное жанровое кино, мне было важно и интересно поработать с талантливыми профессиональными актёрами, поэтому я был готов, что мой фильм будет стоить в несколько раз дороже, чем среднестатистический студенческий этюд.

Изначально я даже не планировал снимать этот фильм. Весной 2021-го года я подал несколько разных проектов на Московский питчинг дебютантов. На тот момент у меня уже был снят короткий метр «Escape» с Кристиной Асмус в главной роли и я был готов к большим формам, поэтому на питчинг отправлял полный метр и сериал. И «до кучи», буквально в последний день приёма заявок, отправил сценарий «Стариков», который я прочитал ещё летом 2018-го года, но так и не решился его снимать (как и несколько других режиссёров после меня). Но в итоге именно эта история и попала в шорт-лист.

На том питчинге мы ничего не получили, но я увидел интерес к проекту у представителей онлайн-платформ, которые сидели в жюри, поэтому объединился с автором сценария Ириной Козловской. Мы решили организовать один съёмочный дней (из 3-х планируемых) за свой счёт, плюс из отснятого материала смонтировать небольшой тизер, который бы на других питчингах продемонстрировал наше видение проекта и наши возможности.

Следующие несколько месяцев я неспешно занимался подготовкой к съёмкам: искал локации, команду, знакомился с актёрами. А в августе, с разницей в неделю, я принял участие ещё в двух питчингах – Питчинг дебютантов в рамках фестиваля «Короче» и Китчинг от Киностудии КИТ. В обоих мы победили, выиграли два гранта – по 500 тысяч рублей каждый.

ПОЛНОСТЬЮ «СТАРИКИ» НАМ ОБОШЛИСЬ В 1,6 МЛН РУБЛЕЙ. ИЗ НИХ 200 ТЫС УШЛО НА ПОСТ-ПРОДАКШН, ОСТАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ – НА ПОДГОТОВКУ И ТРИ СЪЁМОЧНЫХ ДНЯ.

Сейчас проводится очень много всевозможных конкурсов и индустриальных питчингов, и всероссийских, и региональных. Да, нужно потратить время и силы, чтобы разобраться в правилах участия, собрать и подготовить необходимый пакет документов, но в результате можно получить до 100% бюджета на съёмки фильма или даже найти будущих партнёров! Помните, что любое подобное мероприятие – это возможность для нетворкинга!

Как подготовиться к выступлению на питчинге – это, конечно, отдельная история. И обычно, всех кто проходит в шорт-лист готовят к публичному выступлению. Хочу ещё по этой теме порекомендовать книгу Анны Гудковой «Питчинг. Как представить и продать свою идею».

Зачем медийным актёрам съёмки у дебютантов?

На момент августовских питчингов мне уже удалось заинтересовать нескольких медийных актёров и даже снять с ними небольшой ролик о том, как «они готовятся к съёмкам» в моём фильме. А после того, как мы нашли финансирование, я стал собирать полный актёрский ансамбль.

Если вы посмотрите фильмы-победители крупных отечественных фестивалей последних лет, то увидите, что почти во всех снимаются популярные актёры. И в 99% случаев они делали это бесплатно! Итак, что нужно, чтобы в вашем фильме снялся медийный актёр?
Сценарий! Хороший сценарий — это единственное, что нужно актёру, чтобы он захотел принять участие в вашем проекте. Внимательно отнеситесь к тому, чтобы ваш текст был оформлен согласно принятым в индустрии правилам (КИТ Сценарист и ряд других программ вам в помощь!) и чтобы в нём не было грамматических ошибок!

Если в вашем сценарии есть роль «на сопротивление», то это может помочь вам заинтересовать конкретных актёров, которые застряли в одном амплуа. Благодаря этому, например, мне удалось поработать с Кристиной Асмус и Денисом Власенко. Важно быть в контексте, смотреть современное российское кино, читать интервью с актёрами, с которыми вы бы хотели однажды поработать.

Для более возрастных актёров, съёмка у дебютантов — это уже сродни наставничеству: они чувствуют свой долг и ответственность перед молодым поколением кинематографистов, плюс сами заряжаются от них энергией! Не бойтесь приглашать в свои фильмы звёзд! Они сами жаждут интересных сценариев и ролей!

Если уверены, что у вас на руках именно такой сценарий, то следующий шаг – убедиться, что актёр его прочитал. Практически у всех медийных актёров есть агенты. Их контакты можно найти в запрещённых социальных сетях. Пишите им на почту (а лучше в whatsapp!), отправляйте заранее подготовленные сценарий (в разных форматах: pdf и doc), презентацию и сопроводительное письмо. Последнее, пожалуй, самое важное и то, чем часто пренебрегают. Прежде, чем агент или, тем более, сам актёр прочитает сценарий, его надо увлечь, ему нужно «продать» ваш проект. Нужно рассказать (а лучше показать!), чем ваш проект выгодно отличается от других десятков и сотен сценариев, которые сваливаются на них еженедельно. Не забудьте рассказать немного о себе и ваших успехах, а главное — почему вашему фильму нужен именно этот Актёр!

На примере фильма «Старикам тут место» могу сказать, что у меня было несколько разных «крючков»: была и роль на сопротивление, был и хороший сценарий (всё-таки два сценарных питчинга выиграл!), был и интересный жанр, и хай-концепт, и был уже опыт похожих съёмок. Но чтобы наверняка заинтересовать незнакомых мне агентов и актёров, я подготовил индивидуальные презентации для каждого! Да, у меня было в общей сложности 50+ разных обложек презентаций, на которых менялись «головы» в зависимости от того, кому я её отправлял.

Если вам удалось начать диалог с агентом или актёром, не ждите, что они моментально бросят все свои дела, чтобы прочитать ваш гениальный сценарий. Не стоит быть слишком настойчивым, но вполне нормально спустя неделю-полторы вежливо поинтересоваться, удалось ли им ознакомиться со сценарием. Если вам дают понять, что тот или иной актёр «очень занят», то, возможно, он и правда занят на проектах ближайшие полгода-год, а, возможно, им просто не понравилось то, что вы предлагаете — и это форма вежливого отказа. Это нормально. Не отчаивайтесь! Продолжайте искать своего актёра!

Важно также помнить о сложностях в работе с медийными актерами. Самая главная трудность — это график. Чем популярнее актёр — тем меньше у него свободных дней. И даже если ему очень нравится ваш сценарий, он может физически не успеть поучаствовать в вашем проекте. Будьте готовы, что весь ваш КПП (прим. календарно-постановочный план) будет зависеть от графика актёра, а у него могут быть переносы смен на основном проекте, внезапные репетиции в театре и тд. Все всё понимают, что локации и техника забронированы, группа заряжена, но не ждите, что ваш классный проект будет в приоритете! Готовьте план В, а лучше сразу C и D!

Несколько советов из личного опыта:
— не планировать больше одного съёмочного дня на одного медийного актёра
— два медийных актёра в одном кадре = в два раза больше шансов переноса или отмены съёмки
— летом почти все заняты 24/7, а зимой – отпуска, корпоративы и тд. лучше планировать съёмку на весну/осень
— строго без переработок

Как собрать свою dream team?

Съёмка любого фильма – это работа целой команды единомышленников. Где искать? Есть множество тематических групп в VK и Telegram, например, «За еду и ласку» (для студентов киношкол) или «Работники кино» (для тех, у кого есть минимальный бюджет). Но надо быть готовым к тому, что ваш фильм никому не нужен, кроме вас! Команда скорее всего будет частично или полностью собрана из энтузиастов или только начинающих специалистов, которые в любой момент променяют ваш проект на другой («оплачиваемый»!), или возьмутся и не потянут, или просто могут заболеть или проспать. Это случается постоянно, к сожалению!

Я, например, на съёмках «Стариков» собрал комбо, работая с несколькими художниками-постановщиками. Одна талантливая девушка, заранее предупредила, что хочет поучаствовать, но ждёт ответа по другому проекту, и в случае утверждения – уйдёт (и ушла), у нового худпоста, к сожалению, оказалось недостаточно практического опыта, а вскрылось это лишь за пару дней до начала съёмок (результат: перенос съёмок и убытки в 150 тысяч), с третьим начали подготовку, но он «пропал» с авансом на закупку материалов (так и не объявился), и только четвёртый по очереди, Руслан Рамазанов, запрыгнул в последний вагон и сделал максимум, что было в его силах. В итоге – на одном из фестивалей «Старики» даже победили в номинации «Лучшая работа художника-постановщика».

По личному опыту, бесплатно на проект, кроме актёров, можно привлечь оператора-постановщика (ему фильм также как и режиссёру нужен в портфолио!), а также администрацию и режиссёрскую группу. Это могут быть либо ваши одногруппники по киношколе, либо друзья и знакомые, которые хотят побывать на съёмочной площадке. У них несложные задачи, которые можно объяснить на подготовке. Я сам с удовольствием иногда выхожу к друзьям на съёмки творческих проектов и помогаю в качестве хлопушки (ассистента режиссёра) или по «студенческому тарифу» монтирую короткометражные игровые фильмы.

«ПОМОЩЬ В СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТАХ – ЭТО КАК НЕКИЙ ДОЛГ, КОТОРЫЙ НУЖНО ОТДАТЬ СЛЕДУЮЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ, ПОТОМУ ЧТО ВСЕ В ЦЕЛОМ ПРОХОДЯТ ОДИН И ТОТ ЖЕ ПУТЬ»

На ком не стоит экономить – это техническая группа. Гафер, осветители, фокус-пуллер, звукорежиссёр на площадке. Да, можно рискнуть и позвать начинающих, но ремонт арендованной техники может потом стоить сильно дороже всей съёмки. А как режиссёр монтажа я часто сталкивался с тем, что на студенческих проектах очень некачественно записывали звук на площадке или записывали в рекордер, но не писали в камеру или не записывали совсем!! (да, и такое бывает, к сожалению). И все эти «поправим на посте» потом дорого обходятся.

Такая же история с СG. Если у вас планируется компьютерная графика в фильме, убедитесь, что вы и оператор (а лучше ещё и сg-супервайзер на площадке!) знаете, как и что вам необходимо снять, чтобы потом получился желаемый результат на пост-продакшене.
И, пожалуй, самое важное, о чём нужно помнить на съёмке и при подготовке к ней. Смена не окончена, пока у вас на руках нет двух (а лучше трёх!) копий исходников, которые транспортируются разными людьми!

Я снял фильм! Что дальше?

Думаю, для многих режиссёров самое главное, чтобы как можно больше людей увидело его фильм. Для этого достаточно выложить его у себя в социальных сетях. Но предварительно стоит год подождать и попытать удачу на кинофестивалях. А для этого фильм не должен лежать в открытом доступе в сети.

Важно, исходя из жанра вашего фильма (а также хронометража, стилистики) выбрать подходящий фестиваль для премьеры. Для большинства крупных фестивалей важен премьерный статус фильма и они неохотно берут в свои программы фильмы, которые уже где-то ранее участвовали, но бывают исключения.

Я бы предложил отправить готовый фильм разным компаниям, которые занимаются фестивальным продвижением, например cinepromo или festagent. Даже если у вас нет бюджета на оплату пакета их услуг (а лучше закладывать на это деньги при начальном планировании!), то хотя бы сможете услышать мнение о вашем фильме от профессионалов, которые, как и отборщики фестивалей, видят сотни коротышей каждый год и смогут оценить ваши шансы.

Никто вам не запрещает мечтать и целиться в крупнейшие международные фестивали класса А, но если взгляните на статистику последних лет, российские короткометражные фильмы там редкость. Поэтому, если смотреть более реально, то стоит обратить внимание на два фестиваля: «Короче» и «Святая Анна». В настоящее время это два основных индустриальных фестиваля короткометражного кино, за победителями и участниками которых следят продюсеры. Есть много примеров, как права на короткий метр на этих фестивалях покупали представители онлайн-кинотеатров, или как продюсеры предлагали дальнейшее сотрудничество.

После участия в «Короче» можно уже катать фильм по другим фестивалям по стране и миру. Календарь помогут составить уже упомянутые фестивальные агенты (и вам даже не придётся тратить время на заполнение анкет и отправку фильмов) или можно заняться этим самостоятельно. Все хорошие отечественные фестивали ведут социальные сети, поэтому ищите их группы в Telegram и VK, и следите за дедлайнами подачи заявок. Для зарубежных фестивалей есть удобная платформа filmfreeway. Внимательно изучайте фестивали, на которые подаёте фильм (чаще всего это платно!), там встречаются и липовые фестивали-одногодки.

Советую отправлять фильм в начале срока приёма заявок. Так больше шансов, что ваш фильм внимательно посмотрит отборочная комиссия, и это дешевле. Помните, что любой кинофестиваль – это лотерея. Кому-то повезёт больше, кому-то меньше, но каждый фильм обязательно найдёт своего зрителя!

Из тех фестивалей, в которых мне посчастливилось принять участие, хочу выделить фестиваль «Восток&Запад», который ежегодно проходит в Оренбурге. Я был там дважды, и оба раза – это настоящий праздник и уникальная возможность нетворкинга с кинематографистами со всего мира!

Кстати, нетворкинг, это, наверное, одна из ключевых возможностей для режиссёра-дебютанта, попавшего на кинофестиваль. Рекомендую тщательно подготовиться к этому: иметь под рукой ссылку и/или флешку с фильмом, постеры (или какой-то мерч) и – в идеале – сценарий/синопсис/заявку вашего следующего проекта, который хотите снимать.

Также к плюсам участия в кинофестивалях можно добавить денежные призы (да, у многих они есть, и у многих они довольно значительные!) и возможность посмотреть мир и страну, так как организаторы часто предоставляют трансфер+проживание для участников фестивалей.

Короткий метр – это «визитка» режиссёра: вот так я могу снимать, вот такое кино я хочу снимать! Поэтому тщательно подходите к выбору сценариев своих фильмов. Если вы сами будете гореть и кайфовать от того, что вы делаете, то за этой энергией подтянется и команда, и актёры! Любите то, что делаете и до встречи на кинофестивалях!

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100