Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться

«Тёмный рыцарь», «Паразиты», «Социальная сеть», а также работы Олега Негина и Андрея Звягинцева

Автор образовательного телеграм-канала «Самоучитель сценариста» Денис Данилов провёл среди своих коллег, внимательно изучающих и анализирующих сценарное дело, опрос, призванный выявить 100 великих сценариев XXI века.

Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться

Профи выбрали великие сценарии XXI века, на примере которых можно чему-нибудь научиться

© Кадр из фильма «Тёмный рыцарь»

В опросе приняли участие авторы девяти телеграм-каналов, посвящённых непосредственно сценарному делу. Круг опрошенных не очень велик, но важен здесь именно профессиональный уровень респондентов и образовательный характер их работы, их общая нацеленность на повышение качества отечественной кинодраматургии.

Совокупно участники опроса назвали 75 сценариев (только фильмы, сериалы не учитывались) – то есть разброс очень широкий, единого мнения или даже критерия, что именно считать лучшим, тут нет (как нет и разделения на оригинальные сценарии и адаптации). Тем интереснее выделить те десять произведений, что набрали несколько голосов.

Явным фаворитом оказался сценарий «Тёмного рыцаря» (2008, Кристофер Нолан, Джонатан Нолан, Дэвид С. Гойер) – его включили в свои десятки четыре канала.

Денис Данилов
автор телеграм-канала «Самоучитель сценариста»
Трагедия c богоборческим замахом, учащая создавать и низвергать сверхгероев, делая их мучениками идей.

Александр Белов
автор телеграм-канала «Слабоумие и синопсис»
Настоящий сценарный учебник. Совершенный антагонист, несовершенный герой – всё как надо.
Трейлер фильма «Тёмный рыцарь»:
У трёх сценариев – по три голоса. Это «Головоломка» (2015, Пит Доктер, Мег Лефов, Джош Кули), «Маленькая мисс Счастье» (2006, Майкл Арндт) и «Паразиты» (2019, Пон Чжун-хо, Хан Джин-вон).

Влад Копысов
автор телеграм-канала «Заскриптованный»
«Паразиты»: История с двойным дном… буквально, точнее подвалом.
Трейлер фильма «Паразиты»:
Два голоса – у сценариев «Лабиринт Фавна» (2006, Гильермо дель Торо), «Логан» (2017, Скотт Фрэнк & Джеймс Мэнголд и Майкл Грин), «Одержимость» (2014, Дэмьен Шазелл), «Прочь» (2017, Джордан Пил), «Социальная сеть» (2010, Аарон Соркин) и «Старикам тут не место» (2007, Джоэл Коэн, Итан Коэн).

Денис Данилов
«Лабиринт Фавна»: Трагедия одиночества и хрупкости жизни сквозь призму сказочного приключения. Дель Торо кропотливо выстроил принцип драматургического триединства, сохранив равновесие между жуткой былью и страшной небылью.

Юлия Идлис
автор телеграм-канала «Осенило – написал»
«Социальная сеть»: Обратите внимание на знаменитую открывающую сцену, которая представляет собой 9-страничный диалог двух героев за столом в баре.
Трейлер фильма «Социальная сеть»:
Отдельно имеет смысл подсчитать и сценаристов, чьи имена повторяются раз от раза. Здесь тоже безусловно лидерство – у Кристофера Нолана: эксперты выделили шесть его работ. Четыре сценария Нолан написал в одиночестве («Начало», «Дюнкерк», «Довод», «Оппенгеймер», последний – сценарная адаптация книги), два – в соавторстве с братом, Джонатаном Ноланом («Престиж» и «Тёмный рыцарь», оба – адаптации уже существующих произведений).

Юлия Идлис
«Дюнкерк»: Один из первых экспериментов Нолана-сценариста с нелинейным повествованием: три сюжета наложены друг на друга как концентрические круги.
Трейлер фильма «Дюнкерк»:
Трижды названы работы Аарона Соркина, две из них написаны сольно («Социальная сеть» и «Стив Джобс»), одна – в соавторстве со Стивеном Зеллианом («Человек, который изменил всё»); в основе всех трёх – книги других авторов.

Влад Копысов
«Человек, который изменил всё»: Возможно, лучший фильм про спорт с очень большим количеством тонких деталей из мира спортивной индустрии. Было бы плохо написано, смотреть это было бы невозможно.
В этом отношении куда больше прав занять условное второе место у отечественного дуэта: все три выделенные экспертами сценария Олега Негина и Андрея Звягинцева («Изгнание», «Елена», «Левиафан») – оригинальные.

Юлия Идлис
«Елена»: Любой сценарий этого творческого тандема можно разбирать построчно, чтобы оценить визуально-лексическую точность текста. Я выбрала «Елену», потому что люблю этот фильм, – и ещё потому, что этот сценарий получил приз на фестивале Sundance ещё до съёмок.

Денис Данилов
«Изгнание»: Поэтичная драма, у которой можно поучиться, как сделать действующими лицами натуру и интерьеры.
Трейлер фильма «Елена»:
Следующую (опять же, условную) строчку данного рейтинга разделяют Мартин МакДона («Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Банши Инишерина») и Дэмьен Шазелл («Одержимость», «Ла-Ла Ленд») – по два оригинальных сценария, написанных одним автором.

Влад Копысов
«Одержимость»: Возможно, самый мотивирующий и вдохновляющий фильм с очень противоречивым протагонистом/антагонистом.
Дважды встречаются и имена Пон Джун-хо («Воспоминания об убийстве», «Паразиты»), Пита Доктера («ВАЛЛ·И», «Головоломка») и Скотта Фрэнка («Логан», «Особое мнение») – все они работали в соавторстве с коллегами.

Денис Данилов
«Воспоминания об убийстве»: Лучший когда-либо написанный трукрайм, с ловкостью «Паразитов» жонглирующий жанрами, с величайшей сценой саспенса в истории.

Влад Копысов
«Особое мнение»: Идеальный ворлдбилдинг и многосоставной сценарий, в котором каждый маленький кирпичик между собой связан.
Трейлер фильма «Особое мнение»:
Приведём ещё несколько примечательных комментариев, обосновывающих тот или иной выбор (к сожалению, не все из участников опроса сопроводили свои списки подобными дополнениями).

Юлия Идлис
«Не угаснет надежда» (2013, Джеффри Чандор): Сценарий полнометражного экшн-триллера занимает всего 32 страницы, потому что практически не содержит диалогов.

Александр Белов
«Маленькие женщины» (2019, Грета Гервиг): Идеальная литературная адаптация с несколькими шикарными сценарными решениями, одно из которых я подрезал в третий сезон «МДЖ».

Денис Данилов
«История о супружестве» (2019, Ноа Баумбак): Блестящий во всём, но в особенности в представлении героев сценарий, построенный на бытовых узнаваемых деталях, задающих персонажам уникальность.

Влад Копысов
«Тихое место» (2018, Брайан Вудс, Скотт Бек, Джон Красински): Один из самых запавших мне в душу прочитанных сценариев. Очень классно авторы работали на письме с аудиальным восприятием.

Дамир Ханифуллин
автор телеграм-канала «Чак-чак паланик»
«Гладиатор» (2000, Джон Логан, Уильям Николсон, Дэвид Францони): Тот самый жанровый представитель, написанный как по учебнику, где каждая фраза или сцена работает на зрителя. «Гладиатор» идеально подходит для разбора в киношколах или на занятиях, чтобы узнать, что такое структура сценария, побуждающее происшествие, мидпойнт или кульминация. А также понять, что даже такую банальную тему как «Великими не рождаются, а становятся» можно раскрыть в монументальное полотно.
Трейлер фильма «Гладиатор»:
Как можно заметить, чаще всего назывались сценарии американских фильмов. По одному разу были упомянуты такие работы, как, например, «Вечное сияние чистого разума», «Всё везде и сразу», «Гравитация», «Малхолланд Драйв», «Она», «500 дней лета», «Стражи Галактики», «Трудности перевода».

Но всё-таки существует мир и за пределами Голливуда, чему доказательством «Бьютифул», «Власть пса», «Любовное настроение», «Коммивояжёр», «Купе номер 6», «Сядь за руль моей машины».

Из отечественных картин были выделены также «Война Анны» (Алексей Федорченко, Наталия Мещанинова), «История одного назначения» (Авдотья Смирнова, Анна Пармас, Павел Басинский), «Человек, который удивил всех» (Наташа Меркулова, Алексей Чупов).

Трейлер фильма «Война Анны»:
Участница опроса Юлия Идлис (в её фильмографии – «Фарца», «Бег», «Переговорщик») так определила свой выбор: «Мне не очень нравится слово "великий" (применительно к сценариям и вообще), так что моя десятка – скорее, про сценарии, на примере которых можно чему-нибудь научиться». Золотые слова – на которых и следует поставить точку.

Но всё-таки добавим, что на канале «Самоучитель сценариста» можно найти все необходимые ссылки, позволяющие при желании ознакомиться едва ли не с каждым представленным в списках сценарием.

В опросе на тему «100 великих сценариев XXI века» приняли участие авторы телеграм-каналов, специализирующихся на разборе и анализе кино- и телесценариев:
Александр Белов («Слабоумие и синопсис»),
Денис Данилов («Самоучитель сценариста»),
– Вадим Дутов и Сергей Литвинов («script bro | сценаристы»),
– Юлия Идлис («Осенило – написал»),
– Влад Копысов («Заскриптованный»),
– Маркс («look mom I can script”),
Мила Просвирина («Mila Prosvirina»),
– Гульжан Токтогул («guljan toktogul»),
– Дамир Ханифуллин («Чак-чак паланик»).
Особое мнение, Человек, который изменил всё, Гладиатор, Елена, Головоломка, Лабиринт Фавна, Маленькая мисс Счастье, Старикам тут не место, Тёмный рыцарь, Социальная сеть, Не угаснет надежда, Изгнание, Одержимость, Логан, Дюнкерк, Прочь, Тихое место, Паразиты, Маленькие женщины, Брачная история, Воспоминания об убийстве
Кристофер Нолан, Андрей Звягинцев, Джонатан Нолан, Аарон Соркин, Дэмьен Шазелл, Олег Негин, Скотт Фрэнк, Пон Джун Хо, Мартин МакДона, Пит Доктер, Александр Белов, Денис Данилов, Юлия Идлис, Мила Просвирина

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Одержимость

Драма, Музыкальный фильм, Короткометражный фильм

Дж.К. Симмонс, Майкл Коэн, Майлз Теллер

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100