Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Александр Ширвиндт: каким мы его запомним

Театр, кино, телевидение, книги

15 марта, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия, умер Александр Ширвиндт. Большой прекрасный артист, один из последних титанов советской эпохи.

Александр Ширвиндт: каким мы его запомним

Александр Ширвиндт: каким мы его запомним

© Кадр из фильма «Миллион в брачной корзине»

«Кончается эпоха. Уходит поколение, отборочно классифицируемое как легенды, и винить здесь некого, кроме Боженьки».
– из книги «Опережая некролог»
На первом месте в его жизни всегда стоял Театр – сперва, с 1957 года, Театр им. Ленинского комсомола, затем, на короткое время, Театр на Малой Бронной, с 1970-го и до последних дней – Театр сатиры, где он более двадцати лет был художественным руководителем, а затем занимал почётную должность президента. Ширвиндт был одним из любимцев великого Анатолия Эфроса, как ведущий артист был занят во многих спектаклях Валентина Плучека, в 36 лет сам дебютировал в режиссуре. В 2009 году его долголетнее и доблестное служение театру было отмечено одной из главных российских театральных наград «Хрустальная Турандот», в 2018-м Ширвиндт получил – с формулировкой «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» – «Золотую маску».

Фрагмент из телевизионной версии спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро»:
Прошлым летом ему успели вручить и аналогичную почётную «Нику» – за «Честь и достоинство» (большую церемонию награждения теперь проводят не каждый год, поэтому Ширвиндта чествовали на сцене его родного Театра сатиры). Хотя нельзя сказать, что Александр Анатольевич оставил после себя великую фильмографию – он был не из тех, кто снимается постоянно, одна крупная роль за другой. Напротив, если начать вспоминать, то сперва в памяти возникают яркие, выразительные, но всё-таки эпизоды – небольшие роли вроде фальшивого Станиславского в «Приходите завтра…», Павлика в «Иронии судьбы…», одноглазого шахматиста в захаровских «Двенадцати стульях», пианиста Шурика в «Вокзале для двоих», всезнайку телеведущего из «Зимнего вечера в Гаграх», мужа подруги «Самой обаятельной и привлекательной».

Фрагмент из фильма «Приходите завтра…»:
С другой стороны, для всенародной популярности хватило уже и этого: во-первых, Ширвиндт был необыкновенно красив, во-вторых, роскошно элегантен, в-третьих, его выразительная внешность поразительным образом сочеталась с тонким, изящным и неизменно подкупающим чувством юмора. Он не просто умел шутить – он был абсолютно в этом органичен, чему свидетельством – не только кино- или театральные работы, но и многочисленные скетчи, сыгранные им вместе с его многолетним другом и партнёром Михаилом Державиным. Эти записи – даже не золотой, а бриллиантовый фонд нашего телевидения.

Телевизионная миниатюра «Где вы сейчас не снимаетесь?»:
«Карьера – это мера тщеславия, а у меня тщеславие дозировано необходимостью не выпасть из обоймы достойных людей».
– из книги «Проходные дворы биографии».
Что касается главных ролей в кино, то с этим Ширвиндту не то что бы везло – вернее, он попросту не гнался за ними, обделив тем самым в какой-то мере своих поклонников. Пожалуй, таких ролей – по-настоящему главных – было в его судьбе всего две. В фильме Всеволода Шиловского «Миллион в брачной корзине» (можно сказать, редком для наших краёв ромкоме, снятом на итальянский манер) он блистал во всём великолепии своего 50-летия, а несколькими годами позднее словно бы развил ту же самую роль, но уже на отечественном материале – в комедии Анатолия Эйрамджана «Бабник», облагородив само это слово созданным им на экране образом.

Фрагмент из фильма «Миллион в брачной корзине»:
Заодно вспомним и как бы английскую картину Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», где он отчаянно веселился вместе со своими друзьями – тем же Державиным и Андреем Мироновым. Национальная принадлежность литературных первоисточников отмечена нами не зря: играя англичанина, Ширвиндт был безукоризненным сэром; когда же он перевоплощался в очаровательного жулика из Неаполя, мало кто сомневался в подмене. Ему шло и то, и это, и как раз сложнее всего было сказать, что Александр Анатольевич – человек советский: у нас таких попросту не делали. Ему всегда был присущ какой-то совершенно нездешний шик – и это, безусловно, выделяло его среди прочих, также добавляя популярности.

Но это качество лишило его и роли в настоящем шедевре. Алексей Герман всерьёз рассматривал актёра на главную роль в «Хрусталёв, машину!»: были пробы, режиссёр брил его наголо, после чего долго и мучительно размышлял – но всё-таки вынужден был от этой мысли с извинениями отказаться. А всё потому, что в финале фильма мы видим героя уже, очевидно, после лагеря – но поверить в то, что человек с лицом Ширвиндта отсидел лет пятнадцать, было бы решительно невозможно.

Фрагмент из фильма «Самая обаятельная и привлекательная»:
«Если пролистать меню моей биографии, то в целом получается, что я не делал того, чего не хотел. Тут возникает опасение, что я делал то, что хотел. Опасение напрасно, ибо я толком вообще никогда ничего не хотел. Нет, не то, что вообще ничего не делал, а в основном делал вид, что делал то, что хотел».
– из книги «Опережая некролог»
После шестидесяти артист открыл в себе ещё и литературные таланты. Но если первый опыт был получен им в соавторстве, то уже в новом веке он навострился писать самостоятельно – и в общей сложности за его подписью вышло семь по-своему прекрасных книжек. Это мемуары, воспоминания – не только о себе, но и о друзьях, коллегах, о жене, с которой он начал встречаться, ещё будучи старшеклассником. Это не великая, но очень симпатичная проза – в каждой строчке отчётливо слышится его хорошо узнаваемый голос, который ни с каким другим никогда не спутаешь.

Фрагмент из фильма «Вокзал для двоих»:
Сегодня этот голос утих, и нам остаётся только сказать ему последнее спасибо. Александр Ширвиндт был замечательным артистом и образцового благородства человеком. Он был и правда из тех, кому слова Честь и Достоинство никогда не казались пустым звуком. Его искренне любили, им восторгались, его обожали. И помнить о нём будут долго – быть может, даже всегда.

«Я хотел бы когда-нибудь ответить на вопросы, которые мне не задавали. {…}
– Если бы вы были дверью, куда бы вы вели?
– Не важно куда, лишь бы мною не хлопали. {…}
– Как вы себе представляете Бога?
– Мне кажется, он помесь Славы Полунина с Юрой Норштейном. {…}
– Вы же не скажете, что боитесь своего мнения?
– Нет, я просто боюсь, что оно может быть неправильным. Но оно правильное».

– из книги «Отрывки из обрывков»

Александр Ширвиндт

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100