Вмешательство в процесс студии и пересъёмки

Чаще всего, студия видит фильм по-своему, а режиссёр – по-своему. Когда у режиссёра есть карт-бланш на работу, произведение получается цельным. Но когда в процесс вмешивается студия – результат может абсолютно любым. Обычно это означает проблемы для кинокартины. Из свежих примеров: экшен «Хан Соло: Звёздные войны. Истории». Корпорация Disney сначала пригласила работать над фильмом Криса Миллера и Фила Лорда, снявшего хитовый мультфильм «Лего. Фильм». В пресс-релизах ссылались на то, что их необычный подход должен освежить вселенную, а истории придать новое звучание. В итоге, примерно на экваторе съёмочного периода, Лорда и Миллера попросили на выход, на их место «Мышиный дом» пригласил Рона Ховарда, обладателя «Оскара» за фильм «Игры разума». Спин-офф о Хане Соло был отправлен на масштабные пересъёмки. По слухам, примерно 70% картины было в итоге изменено. В результате на экраны вышел фильм, который не понравился ни зрителям, ни критикам. Мало того – он не окупил своё производство.

Трейлер фильма «Хан Соло: Звёздные войны. Истории»

Вряд ли диснеевцы признают, что ошиблись: кто знает, каким получился бы фильм, если бы не были уволены Крис Миллер и Фил Лорд. К слову, эти кинематографисты затем укрепили свой успех, сняв для Sony Pictures анимационный фильм «Человек-паук: Через вселенные», расхваленный критиками.

Трейлер мультфильма «Человек-паук: Через вселенные»

Конечно, пересъёмки или то, что студия пытается повлиять на результат, не всегда означает, что фильм получится плохим. Студия Warner Bros. переснимала некоторые эпизоды мрачной сказки «Гарри Поттер и дары смерти. Часть 2», а ещё под нож пошёл «Шазам!» (его сделали более динамичным). Студия Disney экспериментировала со спин-оффом «Звёздных войн», получившим подзаголовок «Изгой-один». Да, возможно, фильм вышел не настолько идеальным, насколько хотелось бы, но проведённая над сюжетом работа явно пошла ему на пользу.

Трейлер фильма «Изгой-один: Звёздные войны. Истории»

Не все знают, но трилогия «Назад в будущее», ставшая культовой, могла быть совершенно другой. Сначала на роль Марти МакФлая пригласили Эрика Штольца, но актёр не понимал, чего от него хотят, поэтому фильм получался чрезмерно серьёзным. Так в команде появился Майкл Джей Фокс. Не известно, кто именно настоял на принятом решении, однако после того, как поменяли актёра, часть первого фильма пришлось переснимать.

Фрагмент фильма «Назад в будущее»

А ещё можно вспомнить новую версию «Фантастической четвёрки», которую доверили поставить Джошу Транку, чья малобюджетная фантастическая драма «Хроника» стала хитом мирового проката. Вероятно, с самого начала режиссёру дали возможность работать без надзора, делать то, что он сам считает нужным. Но затем, когда студийные боссы увидели первые результаты, было решено отправить фильм на пересъёмки. В конце концов, «Фантастическая четвёрка» тоже провалилась.

Трейлер фильма «Фантастическая четвёрка»

Запрет на публикацию рецензий

В современном кинематографе часто случается так, что фильм прессе показывают в последние дни перед стартом проката, при этом запрещая публиковать рецензии до последних минут. И если с недавними «Мстителями» подобный шаг был обоснован заботой о сохранении в тайне сюжета, то со многими другими картинами такое требование является косвенным подтверждением того, что студия осталась недовольна результатом и считает, что проект не окупится. В этом случае ставку делают на первые выходные, когда зрители, в отсутствие рецензий и отзывов, будут вынуждены выбирать фильм только на основе трейлеров. Такой подход тоже приносит свои плоды: отечественные режиссёры, кстати, прибегали к аналогичной методике. Ставку делали на дебютный уикенд, рецензии появлялись сильно позже, а зрители валом шли на разрекламированную историю. В результате за первые выходные фильм собирал довольно много, иногда даже успевал окупиться, но затем его сборы сильно обваливались – по мере публикации в Сети рецензий и отзывов зрителей.

Трейлер фильма «Мстители: Финал»

Отсутствие рецензий

Фильм вышел на экраны, но в Сети – пусто. Или, например, существующие рецензии написаны сильно заранее на основе ранее опубликованных трейлеров (это, как правило, довольно заметно). Это тоже может быть признаком, что фильм получился плохим. Кинокритики и журналисты просто не хотят тратить время на написание разгромных материалов. Отчасти, таким образом они делают одолжение студиям и дистрибьюторам: некоторые зрители, в условиях информационной тишины, отправятся на этот конкретный фильм только для того, чтобы своим глазами увидеть его и оценить.

Скандалы на съёмочной площадке и не только

Не всегда, но часто сигналом к тому, чтобы игнорировать тот или иной фильм, становятся скандалы, произошедшие во время съёмок или после них. Актёров обделили, кто-то кого-то домогался или, например, режиссёр (сценарист, продюсер, оператор, другой актёр) оказался замешан в чём-то сомнительном. Естественно, вынужденно произойдёт смена концепции – от проекта отстранят тех, кто провинился. Сейчас студии стараются идти на опережение общественного мнения: обычно зрители порицают любые проявления агрессии, высказывания публичных личностей с отрицательным подтекстом. От этих новых веяний недавно пострадал и режиссёр Джеймс Ганн, снявший для студии Disney две части киносерии «Стражи галактики». Пользователи обнаружили в Сети шутливые высказывания режиссёра, написанные задолго до того, как он оказался у руля марвеловских блокбастеров. Глава Disney принял решение уволить Ганна, ведь связываться со скандалом себе дороже. Съёмки триквела, которые должны были начаться со дня на день, заморозили не неопределённое время. Через полгода студия вновь наняла режиссёра, ведь на его стороне выступали не только актёры, но и армия поклонников.

Трейлер фильма «Стражи галактики 2»

Несмотря на то, что мюзикл «Богемская рапсодия» стал самым кассовым фильмом этого жанра за всю историю, многие кинокритики ругали его за несуразно рассказанную историю. Первоначально фильм должен был снимать Брайан Сингер (тот самый, который выпустил несколько частей киносерии «Люди Икс»), однако из-за разразившегося скандала вокруг режиссёра (против него были выдвинуты обвинения в неподобающем поведении и сексуальных домогательствах), его отстранили от работы.

Трейлер фильма «Богемская рапсодия»

Биографическая лента «Все деньги мира», подвергшаяся пересъёмкам после секс-скандала вокруг Кевина Спейси, сыгравшего в ней главную роль, тоже провалилась в прокате. Когда фильм был уже закончен, студия Sony Pictures приняла решение убрать из него все эпизоды со Спейси, заменив исполнителя главной роли на Кристофера Пламмера. В итоге на съёмки было потрачено $50 млн, а в миром прокате «Все деньги мира» заработали лишь $56,9 млн. И это при том, что режиссёром этой картины выступил Ридли Скотт, известный по киносерии «Чужой».

Трейлер фильма «Все деньги мира» (с Кевином Спейси)

Провалился и ремейк «Хеллбоя» с Дэвидом Харбором в главной роли. Говорят, что виной всему – постоянные ссоры во время съёмок. Якобы продюсеры фильма постоянно отчитывали режиссёра при всей команде и даже потребовали уволить оператора, который их не устраивал.

Трейлер фильма «Хеллбой»

Изменение даты премьеры

У большинства мувигоеров на слуху название фильма «Новые мутанты», первый трейлер к которому был опубликован в интернете почти два года назад. Экспериментальное детище студии 20th Century Fox должно было покорить аудиторию абсолютно новым подходом к истории мутантов из комиксов про Людей Икс – зрителям обещали пугающий триллер. В означенный срок фильм так и не вышел – в это время стало известно, что корпорация Disney покупает у компании 21st Century Fox студию 20th Century Fox и все её активы. Премьера фильма была отложена на год – «Новые мутанты» должны были выйти на экраны в феврале 2019-го: якобы было решено сделать историю более страшной. Затем премьеру снова перенесли – уже на август. Сообщалось, что, вероятно, фильм отправят на досъёмки. Но и в августе этот кинокомикс тоже не вышел на экраны: новая дата релиза – 3 апреля 2020-го. Несмотря на сообщения о том, что фокус-группы положительно отреагировали на изменения в сюжете, кинокритики сомневаются, что фильм получился хорошим.

Трейлер фильма «Новые мутанты»

Исключение составляют разве что три анонсированных сиквела «Аватара», с которыми Джеймс Кэмерон возится уже лет пять. Каждый раз, когда анонсировалась новая дата премьеры, спустя несколько месяцев её переносили. Зрители, стабильно раз в полгода получавшие новости об очередном изменении даты, начали смеяться над происходящим. Однако, градус ожидания так высок, что, по крайней мере, у «Аватара 2» есть хорошие шансы собрать внушительную кассу. А вот что будет с «Аватаром 3», «Аватаром 4» и «Аватаром 5» – покажет время.

Трейлер фильма «Аватар»

Ещё один пример – фильм про ёжика Соника, снятый на основе одноимённой компьютерной игры. Когда весной 2019 года был представлен первый трейлер этого экшена, зрители засмеяли внешний вид главного героя – по их мнению, для стомиллионного блокбастера ёжик получился слишком кривым. Спустя несколько дней студия Paramount, под общественным давлением, была вынуждена отложить назначенную на осень премьеру. Теперь авторы фильма обещают полностью переработать внешность Соника, сделать его более похожим на ёжика из оригинальной игры. Правда, поклонники сомневаются, что из этого выйдет что-то путное.

Трейлер фильма «Соник в кино»

Смещение премьеры на конец летнего сезона

Август – мёртвый сезон, особенно для голливудских блокбастеров. Студии стремятся занимать даты в конце мая, июне и начале июля, а вот август остаётся менее насыщенным на премьеры. Объясняется это тем, кто в конце июля по всему миру начинается сезон отпусков – зрителям становится просто не до кинотеатров. Если студия «ссылает» масштабный фильм на август, значит, вероятно, с ним что-то не так. В 2018 году студия Disney так поступила с взрослой сказкой «Кристофер Робин», на производство которой было затрачено $75 млн. Изначально этот фильм анонсировался как семейный, но потом, видимо, в Disney поняли, что получается история, которую дети просто не поймут. «Кристофера Робина» сместили на август. С минимальной рекламной кампанией в мировом прокате фильм освоил $197,7 млн – то есть он не только окупился, но и, вероятно, принёс своим создателям минимальную прибыль. Правда, это не уберегло его от негативных отзывов критиков и зрителей.

Трейлер фильма «Кристофер Робин»

Можно посмотреть на расписание премьер за последние годы – вы увидите, что блокбастеров в этом месяце практически нет. А любые другие проекты изначально ориентированы на более скромные сборы, поэтому и рисковать им особенно нечем. «Отряд самоубийц» в 2016 году собрал неплохую кассу, но был разгромлен критиками и зрителями. Диснеевская лента «Пит и его дракон», на которую потратили $65 млн, прошла незамеченной зрителями. В 2017-м провалилась «Тёмная башня» по Стивену Кингу, при бюджете $60 млн заработавшая в мировом прокате $113,2 млн. Та же участь постигла экшен «Валериан и город тысячи планет» Люка Бессона. Август 2018-го не стал исключением: из трёх масштабных кинокартин заработала лишь одна – речь идёт об экшене «Мег: Монстр глубины» ($530,2 млн). Блокбастеры «Альфа» и «Аксель» провалились.

Трейлер фильма «Альфа»

Негативные отзывы о фильме от фокус-групп

Иногда в Сети можно обнаружить отзывы зрителей, входящих в так называемые фокус-группы. Участники фокус-групп получают возможность посмотреть тестовые монтажные сборки кинокартин, находящихся на этапе производства. Перед просмотром каждый участник группы подписывает соглашение о неразглашении, однако даже в этом случае (спасибо интернету) некоторым из них удаётся поделиться уникальной информацией. Проверить слова авторов таких публикаций обычно возможности нет, так как люди пишут под анонимными учётными записями. Однако крупные американские профильные СМИ привыкли доверять подобным источникам, поэтому на их основе таких «сливов» тоже иногда делают выводы по поводу качества ожидаемых фильмов. Если зрители на тестовых показах плюются от увиденного, вряд ли студии удастся выправить положение: фильм будет отправлен на доработку (и, что вероятнее всего, пересъёмки). Правда, обычно от этого не бывает никакой пользы – если не менять сюжет, то никакие спецэффекты не вытащат провальную историю. А изменение сюжета, то есть фактически написание новой версии сценария, – это очень дорогое удовольствие.