Фильм «Движение вверх» рассказывает одну из самых драматичных и триумфальных историй эпохи советского спорта. В 1972 году на Мюнхенской Олимпиаде сборная СССР по баскетболу одержала победу над американской сборной, ранее считавшейся несокрушимой. Ситуация обострялась не только противостоянием двух сверхдержав, но и терактом, совершённым против сборной Израиля несколькими днями ранее.

«Россия 24» о премьере фильма «Движение вверх»

В кинотеатре «Октябрь» собрались люди, работавшие над созданием фильма, а также звёздные гости. Многие выходили из кинозала со слезами на глазах, как после спортивного матча, но с настоящей победой зрители поздравляли уже творческую команду.

Фотографии с премьеры фильма «Движение вверх»

Мир баскетбола актёр Иван Колесников открыл для себя благодаря участию в фильме «Движение вверх». Игра с мячом — это не моё. Так он думал до того, как присоединился к проекту. В отличие от коллег по площадке он никогда серьёзно спортом не занимался. Так что подготовка к съёмкам была серьёзной.

Колесников, исполнивший роль Александра Белова, рассказал:
У меня по две тренировки в день. Одна по баскетболу, другая — в зале, просто физическая подготовка. Это было ужасно. Это было тяжело и не для меня. Но, тем не менее, в жизни я очень люблю перебарывать себя, поэтому я просто сказал себе: «Надо, буду просто делать это»».

А вот Александр Ряполов — профессиональный баскетболист. Ещё до съёмок он был знаком с игроком легендарной баскетбольной сборной Алжаном Жармухамедовым, чей образ ему доверили воплотить на экране. Они быстро поладили — похожи по темпераменту — спокойные, даже невозмутимые. Кроме того, оба из Ташкента — один менталитет. Алжан Мусурбекович Жармухамедов консультировал создателей фильма — как и Иван Иванович Едешко, чей пас стал решающим в той игре 1972-го года на Олимпиаде. Жармухамедов хоть и не присутствовал на съёмках — в отличие от Едешко — но много рассказывал об игре, её особенностях, о том, что чувствовал на последних секундах матча.

«Движение вверх»: впечатления первых зрителей

Игру снимали более месяца. Оператор Игорь Гринякин «командовал» шестью камерами. Первая была под потолком — давала панораму матча. Вторая снимала глаза советских игроков, фиксировала их эмоциональное состояние. Под прицелом третьей камеры были противники нашей сборной — американские спортсмены. Четвёртая проезжала под ногами баскетболистов, пятая камера останавливала время — снимала в рапиде. Наконец, шестая была как бы ещё одним игроком, следовала за героями.

«Движение вверх». Трейлер

Режиссёр Антон Мегердичев вспоминает:
Как вообще делался баскетбол… Он был написан мной вручную, словами каждый эпизод. Потом это читал Александр Белов, сын легендарного Сергея Белова, и говорил: «Что это такое ты понаписал?». Мы вместе придумывали, ставили это как балет. И действительно мы снимали каждую баскетбольную связку с шести камер, а потом «вплетали» в них реакции героев».

На финальных титрах зрители аплодировали, и команда фильма вышла на сцену. Олимпийский чемпион Иван Иванович Едешко взял слово и признался: «Эта картина — настоящее искусство». Зрители — согласны.