Иван Кудрявцев
Франсуа, здравствуйте. Мы очень рады приветствовать вас в Москве, и первым делом хотелось бы спросить, насколько тёплым показался вам приём?
Франсуа Озон
Добрый день, большое спасибо, что принимаете меня сегодня. К сожалению, ещё не знаю о том, какая реакция у российской публики на мой фильм. Но мне известно, что русские очень интересуются французским кино. Сегодня я представил свой фильм и сейчас как раз идёт показ, а после него я пойду общаться с публикой и вот тогда уже точно смогу сказать, что российские зрители думают об этом. Это, конечно, довольно сложный фильм. Психо-эротический триллер — довольно сложный жанр. Но посмотрим…

Иван Кудрявцев
Сколько городов в вашем международном промо-турне? И насколько значима для вас Москва как точка прибытия?
Франсуа Озон
Мой фильм был представлен на Каннском фестивале — это, конечно, прекрасно, потому что позволяет продать фильм сразу во многие страны мира. Так, его купили для показа в Польше и Испании, после презентации в России повезём картину в Германию и Англию. Но я в первую очередь режиссёр, моя работа — делать кино, поэтому после показа в Москве я возвращаюсь в Париж, чтобы работать над своим новым фильмом.

Иван Кудрявцев
Если это не секрет, несколько слов о новом проекте. Что за история вас вдохновила?
Франсуа Озон
Это довольно сложный для меня проект, потому что обычно, создавая фильм, я отталкиваюсь от литературного произведения, театральной пьесы или какой-то оригинальной идеи. Здесь же в основу положены реальные события. Кроме того, в отличие от предыдущих фильмов, в центре сюжета — персонажи-мужчины. Как правило, я исследую женщин. Так что это двойной вызов для меня.

Сюжет программы «Индустрия кино»

Иван Кудрявцев
По тому, насколько часто выходят ваши фильмы, и все они вызывают неподдельный интерес у аудитории, честно говоря, мне, как зрителю, вы очень напоминаете Вуди Аллена. По своей плодовитости, по тому, насколько часто вы выпускаете картины. Это сказывается ваш опыт (по такой скорости работы)? Или это просто удача? Или вы стараетесь сделать всё побыстрее, потому что вам так много хочется сказать миру?
Франсуа Озон
Секрет очень прост — дело в том, что я просто очень люблю снимать кино. И здесь я, конечно, нашёл себя — для меня это настоящая страсть. И когда занимаешься тем, что любишь, конечно, хочешь делать это больше и больше. Кроме того, я внимательно отношусь к продюсированию — не снимаю фильмы с невероятными бюджетами, поэтому остаюсь рентабельным, и это позволяет мне быть экономически выгодным для продюсеров. Таким образом, я могу каждый год продолжать делать то, что я люблю.

Иван Кудрявцев
На Венецианском фестивале мне посчастливилось пообщаться с вашим японским коллегой, Такеши Китано. Когда я его спросил, что заставляет его не останавливаться, он сравнил себя с акулой. Акула, если она остановится, начинает задыхаться, для неё движение — это жизнь. А как вы себя чувствуете, когда из-за каких-либо финансовых, организационных затруднений в вашем творчестве возникает пауза?
Франсуа Озон
Кажется, Франсуа Трюффо задавался таким вопросом: что же всё-таки интереснее — кино или жизнь? Конечно, когда снимаешь кино, ты на определённом отрезке времени переживаешь сильные эмоции, в этом смысле кино — это немного как наркотик, он действует опьяняюще, поэтому, когда возвращаешься к реальной жизни, ты немного разочарован. Действительно, можно сказать, что я, как и Такеши Китано, чувствую себя таким раненым зверем, потому что жизнь в конце концов оказывается менее интересной, чем сам процесс съёмок. Поэтому если бы я, конечно, мог, то снимал по два-три фильма в год.

Иван Кудрявцев
Как вам кажется, жизнь диктует нам кино или кино стало сегодня надиктовывать нам жизнь, предписывает нам определённые паттерны поведения? Не кажется ли вам, что сегодня люди, которые имеет дело с избытком аудиовизуальной информации, перестали вести себя естественно? Всё наше поведение соткано из шаблонов, взятых из фильмов?
Франсуа Озон
Вы задали, конечно, очень философский вопрос. Я режиссёр-синефил, и когда начал работать в жанре психо-эротического триллера, то, конечно, опирался на мэтров этого направления — Альфреда Хичкока, Брайана Де Пальму. Безусловно, в моём фильме есть отсылки к ним. Это — традиция, от которой никуда не уйти. При этом я провёл огромное исследование на тему того, кто такие близнецы — плоды этой работы в фильме тоже есть. Здесь подходы комбинируются. Вообще говоря, кино — это в некотором смысле искусство жить.

Трейлер фильма «Двуличный любовник»

Иван Кудрявцев
Как раз об этом хотел вас спросить. За любым хорошим фильмом всегда стоит какая-то хорошая история из реальной жизни. Если это не тайна, если это не секрет, расскажите, какая история стала для вас триггером для вашего вдохновения? Что вдохновило вас на создание этого фильма? Какое событие в жизни, быть может?
Франсуа Озон
Меня давно интересовала тема близнецов, поскольку у меня нет ни брата, ни сестры близнеца. Я очень много разговаривал с близнецами, задавал им разные вопросы — об их отношениях друг с другом, об их сексуальности. А потом, в какой-то момент, я обнаружил роман американской писательницы Джойс Кэрол Оутс. Её книга как раз легла в основу моего фильма. В ней рассказывается о молодой девушке, которая разрывается между двумя братьями-близнецами — они такие же разные, как два моих героя. Я подумал, что для такого материала подойдёт жанр триллера. Это дало мне возможность строить интересную мизансцену, где я мог «играть» зеркалами в кадре. Мне давно хотелось что-нибудь такое попробовать.

Иван Кудрявцев
Вы часто говорите слово «играть», когда отвечаете на вопросы. И игра — это то, что вас отличает. Вы в своей игре с жанрами очень напоминаете ребёнка — вы очень увлечены этой игрой, и часто меняете жанры своих фильмов. При этом ваш взгляд на художественную правду ясен и не замутнён, как у настоящего ребёнка. В самом высоком смысле этого слова. Есть ли жанр, с которым вам не терпится поиграть? Вы пока не разрешаете себе за него взяться, но вам не терпится?
Франсуа Озон
На самом деле, меня интересует не столько жанр, сколько сама история и какая-то тема, которая меня цепляет. И дальше я просто нахожу форму, в которой мне бы хотелось рассказать эту историю. Жанр может быть каким угодно. Для чего-то подходит комедия, для чего-то — триллер, для чего-то больше подходит хроника. Но это всё — второстепенная вещь, в первую очередь мне хочется рассказать зрителю историю — точно так же как мои родители рассказывали мне сказки перед сном.

Иван Кудрявцев
То есть никаких табу Франсуа Озон себе не назначил в палитре жанров, существующих в кино? Табу нет для вас и однажды — есть шанс — мы вдруг можем увидеть хоррор от Франсуа Озона?
Франсуа Озон
Надо сказать, что некоторые черты фильма ужасов есть и в этом фильме. Здесь я как раз смешиваю и фильм ужасов, и триллер, и какие-то эротические моменты, есть очень много комических моментов. Смысл как раз в том, что я играю с ожиданиями и с желанием зрителя, как бы его провоцируя. Но в действительности я никогда не говорил себе «дай-ка я вестерн сниму или научпоп», но посмотрим, может быть, однажды я найду какую-то историю, которой именно этот жанр будет подходить.

Трейлер фильма «Двуличный любовник»

Иван Кудрявцев
Мы с большим азартом, здесь в России, наблюдаем за успехами французских кинематографистов в мире. Наши власти, наше правительство задумывается о том, чтобы применить некоторые элементы французской модели поддержки кинематографа. Например, попробовать сделать так, чтобы голливудские, иностранные фильмы работали на развитие нашей национальной кинематографии. Я бы хотел спросить вас вот о чём. Если представить себе, как французы продвигают своё кино на мировом рынке в виде урока, то как бы звучал этот урок, как бы выглядел, на ваш взгляд?
Франсуа Озон
Это очень интересный вопрос. Действительно, кино — это одновременно искусство и целая индустрия. Во Франции был знаменитый министр культуры эпохи Де Голля — Андре Мальро — который организовал национальный центр кинематографа. Он придумал систему, при которой процент от каждого проданного билета уходит в Центр для того, чтобы поддержать дистрибуцию французских фильмов. Конечно, в России, была своя система государственной поддержки фильмов — об этом тоже нельзя забывать. Хотя она и была связана с идеологией коммунизма. Безусловно, мы во Франции, наверное, сейчас единственные, кто противостоит гегемонии американского кино. У нас 40% зрителей идут смотреть именно французские фильмы. Поэтому я думаю, очень важно в каждой стране — в России в том числе — задаваться этим вопросом: как поддерживать локальный кинематограф. Кроме того, добавлю, что я-то, конечно, синефил, и мне очень грустно от того, что во Франции я вижу очень мало русского кино, такое ощущение, что российское кино мало ездит за границу, и это очень жаль, потому что кино — это отражение некоторой реальности страны. Здесь, конечно, есть ощущение, что в России существует цензура, очень мало свободы, и российские режиссёры не могут самовыражаться в полную силу. Это, конечно, очень плохо, нужно давать настоящим художникам возможность высказаться.

Иван Кудрявцев
Если мы представим себе французский кинофестиваль, Каннский кинофестиваль, — это такие мировые Олимпийские игры кинематографа. Самый крутой фестиваль из существующих на сегодняшний день. На Олимпийских играх коррупция запрещена, допинг запрещён. Французские организаторы этого фестиваля не могут позволить себе, например, чтобы фильмы Франсуа Озона показывались в большом зале, а остальные — в маленьком. Они не могут позвонить членам жюри и сказать: «Это французский фестиваль. Сделай так, как мы тебя просим. Дай приз Франсуа Озону». Это честное соревнование. Это fair play, но, тем не менее, чувствуете ли вы, что Франция как страна, как экономика, как индустрия помогает Франсуа Озону оставаться настоящим международным брендом?
Франсуа Озон
Я экономически выгодный режиссёр для французской экономики, потому что, как я уже говорил, я не делаю высокобюджетные фильмы. Потом в моей карьере, конечно, был период, когда я получал огромное количество заявок из США — мне присылали сценарии, меня звали в Америку, и в какой-то момент я понял, что там совершенно другая манера работать с кинематографом. Если во Франции главный всё-таки режиссёр, то в Америке главный продюсер. Финальный монтаж в Америке принадлежит продюсеру, а во Франции за него отвечает всё-таки режиссёр. Когда я понял, что Франция, с одной стороны, — страна, где есть деньги, хорошие актёры, американские актёры готовы приехать и тут поработать, это страна, где кино любят и смотрят, это страна, которая даёт режиссёрам возможность выражаться и делать то, что им хочется. Поэтому я решил остаться работать во Франции.

Иван Кудрявцев
Подытоживая наше интервью. Сегодня часто звучат гипотезы, что телевидение – многосерийный продукт, который распространяется уже не в кинотеатрах, а в домах людей при помощи цифровой дистрибуции, что этот большой, многосерийный, сложносочинённый продукт — такой, как сериалы — убьёт настоящее полнометражное кино. И что ещё тревожнее, может убить саму традицию похода в кино. Вы причисляете себя к тем, кто спокоен за будущее кинотеатрального показа? Или вам тоже тревожно?
Франсуа Озон
Меня очень волнует этот вопрос. Мне кажется, всегда будет публика, которая будет хотеть собраться в кинозале и вместе разделить эмоцию в течение полутора или двух часов. Я сам очень люблю сериалы, довольно много их смотрю. Но думаю, что сериалы — это всё-таки попытка разбавить историю. Кинематограф для режиссёра в некотором смысле интереснее: ему нужно быть максимально убедительным в этом коротком, полуторачасовом формате. Мне кажется, популярность сериалов в США вызвана как раз тем, что сериалы позволяют в американском кинематографе гораздо больше свободы, потому что полуторачасовое кино должно быть блокбастером, экшен — обязательное условие. И поэтому самое интересное, что сейчас происходит в американской индустрии — это сериалы.

Иван Кудрявцев
И совсем короткий вопрос. Кстати, вы, как зритель, сколько раз в месяц покупаете билеты и ходите в кино?
Франсуа Озон
Где-то 6-8 раз в месяц я хожу в кино.
Иван Кудрявцев
Всем нужно брать пример с Франсуа Озона! Большое вам спасибо. Франсуа Озон — гость «Индустрии кино». Его фильм «Двуличный любовник» выходит в прокат 19 октября.

Франсуа Озон
Спасибо (по-русски).
Иван Кудрявцев
Спасибо.