Сергей Сычёв: «Фильм для детей, и они таких Кащея, Бабу Ягу и даже Ваню-Светозара надолго запомнят и полюбят»

Конечно, это не диснеевские мульт- или киноблокбастеры из США. Это именно попытка нащупать способ работать в России и для России, за небольшие деньги, но с национальными звёздами и качественными сюжетами. И тем, что российскому “Диснею”, как оказалось, лучше всех удалась эта попытка, мы обязаны появлению, возможно, первой за несколько десятилетий качественной отечественной киносказки. Такой, которая не претендует на то, чтобы быть художественным произведением или просто замечательным фильмом, а остаётся тем, чем являлись упомянутые советские хиты: русской сказкой на экране. Пусть взрослому человеку потом будет несколько неловко за то, что ему это нравилось: это случится лишь много лет спустя. Это сделано для детей, и они таких Кащея, Бабу Ягу и даже Ваню-Светозара надолго запомнят и полюбят».

Трейлер фильма «Последний богатырь»

Евгений Нефёдов: «Пародийный характер сказки не исключает зрелищности»

К слову, о визуальных эффектах и прочих завлекательных аспектах. Пародийный характер сказки на поверку не исключает зрелищности. По мере приближения развязки становится более понятной логика продюсеров с “фабрики грёз”, обративших взор на русский фольклор. Чем хуже вожделенный меч-кладенец, способный открывать портал в другое измерение, какого-нибудь Мьёльнира (молота Тора) из комиксов?! Молодильные яблоки, самодвижущаяся ступа и та же Избушка на курьих ножках, игла, на конце которой таится кощеева смерть, – да этого хватит на десяток сражений супергероев с суперзлодеями! Кульминационная схватка, где лихо поучаствовал и Змей Горыныч (впрочем, не настолько внушительный, каким представлялся традиционно), разочаровать не должна. Кроме того, постановка Дмитрия Дьяченко, вновь проявившегося талантливым, причём достаточно разносторонним, комедиографом, вписывается в ещё одну актуальную “диснеевскую” линию».

Борис Иванов: «“Последний богатырь” превращает традиционных героев в злодеев, а злодеев – в героев»

“Последний богатырь” серьёзнее, чем “Шрэк”, но он использует тот же постмодернистский повествовательный приём – превращает традиционных героев в злодеев, а злодеев – в героев. Вместо того чтобы биться с Кощеем и Бабой-ягой, Ваня становится их соратником в борьбе с тиранией Добра. В то время как княжна Варвара (“Варвара-краса, длинная коса”?) с её стражниками и волшебными заклинаниями превращает Белогорье в тоталитарный край, где есть место лишь для одного богатыря и одной чародейки. От Варвары страдают не только монстры и богатыри, но и простые люди вроде деревенской красавицы Василисы, которую ревнивая волшебница вместе с семьёй превратила в жаб. Теперь Василиса отчасти оборотень, отчасти ниндзя, и поначалу она куда героичнее, чем Ваня. Недобогатырь нужен Кощею и прочим лишь потому, что только отпрыск Ильи Муромца может найти меч-кладенец, необходимый для победы над Варварой».

Трейлер фильма «Последний богатырь»

Павел Соломатин: «Из сказки получилось вполне современное фэнтези»

Из сказки получилось вполне современное фэнтези, снятое по голливудским лекалам. Ориентация на молодежную аудиторию, хорошая визуальная составляющая, спецэффекты, компьютерная графика – всё красиво и без излишеств. Лекала прослеживаются довольно чётко – даже постер “Последнего богатыря” удивительно напоминает о “Звёздных войнах”. В общем, Disney в своем репертуаре».

Вероника Покровская: «Сюжет картины одновременно прост и излишне сложен»

Фильм строится по проверенной не раз схеме: герой попадает в необычную обстановку, оказывается избранным, отправляется в путь, находит “волшебных помощников”, добывает артефакт, сражается со злом и так далее. В использовании подобного каркаса нет ничего зазорного, но для запоминающейся и выделяющейся на фоне своих собратьев по жанру истории этого недостаточно, ведь на него можно нанизывать интересные детали и подробности. В случае “Последнего богатыря” этой основой решили ограничиться, добавив лишь ряд якобы неожиданных поворотов с предательствами, которые ничем не мотивируются и абсолютно не влияют на общее развитие сюжета».