Как следует из наших подсчётов, в последние десять лет в мировом прокате франшизы вытесняют оригинальное кино весьма интенсивно. В 2011-м году, например, рынок вообще сделал на франшизы системную ставку. Десятка самых кассовых фильмов года тогда сплошь состояла из продолжений, вроде финальной серии «Гарри Поттера», четвёртых «Пиратов Карибского моря» или третьей части «Трансформеров». С тотальным доминированием киносериалов мировой рынок пока не смирился, рост сборов франшиз скорректировался, например, в минувшем году, когда в мировой топ-10 прорвались оригинальные сюжеты: «Зверополис», «Книга Джунглей» и «Тайная жизнь домашних животных». Но общую линию тренда это не меняет. Доля франшиз в валовых сборах прибавляет по 2,5% в год, вытесняя оригинальное кино.

Оригинальное кино против франшиз: исследование «Индустрии кино»

Тренд задаёт, разумеется Голливуд. Мировая кинофабрика на родном рынке активно развивает киновселенные, и оригинальные сюжеты нарушают их монополию только в анимации. В Америке новые мультфильмы пока, в среднем, собирают лучше сиквелов. «Валл-И» обогнал «Мадагаскар 2», «Гадкий Я» победил четвёртого «Шрека», «Храбрая сердцем» опередила третий «Мадагаскар» и второго «Гадкого Я». В России оригинальное кино пока держит оборону, годами не уступая сиквелам свои кровные сорок процентов: общая линия тренда здесь на одном уровне. Немалая заслуга в этом российских фильмов. Собрав на двоих под три миллиарда рублей, «Экипаж» Николая Лебедева и «Викинг» Андрея Кравчука, обеспечили треть валовых сборов в десятке кассовых чемпионов, большая часть которых — оригинальные фильмы.

Илья Радаев, выпускающий редактор сайта «Фильм Про», комментирует:
Зритель по всему миру привык смотреть голливудские фильмы несколько десятилетий назад. То есть целыми поколениями, особенно в США. В России эта культура только зарождается, начиная с 2000-х годов. Нашего зрителя нужно ещё приучать ходить в кино, особенного старшего. С этим также связаны сравнительные успехи оригинального кино у нас в стране».

Ретроспективный трейлер «Гарри Поттера»

Впрочем, франшизная волна может накрыть российский прокат уже совсем скоро: дети и подростки, которые сформируют основную аудиторию кинотеатров в 20-е годы этого столетия, растут именно на продукции зарубежных студий, вроде «Людей Икс» от компании «20 век Фокс». Она, как видим по графику, постепенно отказывается от своих оригинальных фильмов и расширяет вселенную мутантов отдельными проектами про «Росомаху», «Дэдпула» и про всех сразу.

Мария Мухина, главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика», отмечает:
Тот же «Логан», Росомаха. Он уже сочетает в себе элементы франшизы и оригинального кино. Студия FOX пытается привнести новое в этот проект. Неуспешны те франшизы, в которые создатели не пытаются привнести что-то новое, новых персонажей, не объединяют миры».

«Логан». Дублированный трейлер

Большой взрыв киновселенных спровоцировал «Дисней», купив за 8 миллиардов студии «Марвел» и «Лукасфилм» в 2009 и 2012 годах. Дюжина кинокомиксов про «Мстителей» и новые «Звёздные войны» заставили конкурентов отчаянно развивать свои франшизы. Студия «Уорнер» запускает аж восемь фильмов в развитие приключений «Бэтмена» и «Супермена»: «Чудо-женщина», «Аквамен», «Флэш», «Киборг», дилогия «Лига справедливости». «Мумия» с Томом Крузом открывает новую «вселенную монстров» для студии «Юниверсал». Конкуренты из «Парамаунт» продолжают «Трансформеров» и «Бросок кобры».

«Лига справедливости». Дублированный тизер

В России с франшизами пока не очень, хотя поколение, воспитанное на них — назовём это гиперконтентом, — вот-вот начнёт самостоятельно покупать билеты и товары себе, а затем — и своим детям. Долгоиграющих проектов на рынке пока всего два: комедийная киносерия «Ёлки» (6 фильмов с общей кассой без малого 4,5 миллиарда рублей) и «Богатырская серия» мультфильмов от студии «Мельница» (7 фильмов и почти 2 миллиарда соответственно). Замыкают тройку лидеров позабытые «Дозоры», самым юным зрителям которых сейчас уже по 22 года.

Мария продолжает:
Франшизы всегда рождаются из успешных кейсов, которые чаще сняты по жанровым лекаламУспешной франшизой может стать фильм «Защитники», который выходит в феврале. Вот у него, снятого по лекалам, может быть продолжение в силу успеха той части, которая выйдет».

«Дневной дозор»

Именно от кассового успеха «Защитников» во многом зависит как быстро российская киноиндустрия отреагирует на мировой тренд, и продюсеры начнут развивать свои локальные киномиры, в основе которых будут элементы нашего культурного кода. Преодолеть недоверие консервативного российского зрителя весьма непросто, но как показывает пример «Ёлок» и «Богатырей», если это сделать — то вполне можно конкурировать с импортным продуктом. Главное — мыслить масштабно и играть вдолгую.

«Защитники». Финальный трейлер