Пока мы ждём начала, отметим следующий факт. Очевидно, что в сухом остатке мы имеем как минимум два больших прокатных хита - «Экипаж» со сборами в 1,4 млрд рублей и «Викинг» со сборами в 1,38 млрд рублей (это более 5 млн кинозрителей) при производственном бюджете около 1,2 млрд рублей, а также один фестивальный хит - «Рай», который получил приз за режиссуру в Венеции и попал в шорт-лист «Оскара». Остальное уже моменты субъективные, но вокруг обеих названных величин скорее всего и будет вестись разговор.

Трейлер фильма «Рай»

Трейлер фильма «Викинг»

13:41
Владимир Мединский начал свое выступление с того, что сообщил об основных достижениях Года кино. Это и повышение доли российского кино в прокате, и в в абсолютных цифрах. Развивается кинопроизводство в регионах. Развивается зарубежный прокат, включая Китай, активно продается по всему миру российская анимация.

13:44
Владимир Толстой отметил, что к Году кино шли долго, потому что фильмы не снимаются за год. Несколько фильмов в прошлом году, по его мнению, недобрали. Больше могли бы собрать "Ледокол" и "Дуэлянт". Значит, больше нужно работать со зрителем. Большие надежды Толстой возлагает на 2017 год, где будет ряд важных для нашего кино премьер

13:46
Антон Малышев: 18,7% - темп роста сборов российского кино. Начала работать система возврата средств, которые государство вложило в кино. Система ЕАИС позволила добиться прозрачности рынка, и каждый теперь может бесплатно скачать приложение ЕАИС и следить за сборами. Фонд провел отдельное исследование зрительской аудитории, о котором будет сказано отдельно и в другое время. 60 процентов зрителей в новогодние праздники предпочли российское кино, причем общие сборы этого периода возросли на 400 млн в сравнении с прошлым годом

13:49
Федор Бондарчук добавляет, что киностудия "Ленфильм" была показана Президенту РФ, теперь там снимают кино, и делают это активно. Очень важная программа по строительству средних и малых залов в небольших городах состоялась, зритель от этого выиграл. До недавнего времени 50 млн человек не имело доступа к кино в стране. Теперь заново нужно привыкать ходить в кино, кинотеатры становятся "местом силы", там можно проводить образовательные программы. Можно как угодно расширять программу показов за счет специализированных спутниковых трансляций

13:52
Генеральный директор продюсерской компании «Дирекция кино» Анатолий Максимов о своих успехах и не только. Он говорит о том, насколько важно введение ЕАИС. Теперь любая информация о сборах уже объективна, а раньше приходилось отталкиваться от гораздо менее точных данных. Далее - борьба с пиратством. Российский зритель готов смотреть российское кино, но не в кинотеатре. Эта проблема до сих пор не решена, но она решается, и пока ее не удастся решить, кино будет дотируемым. Кроме того, у нашего кино есть невроз по поводу отношения к аудитории. Основные сборы - это фильмы-события, по отношению к которых публика очень пристрастна. Это нездоровое отношение. Надо доказать зрителю, что мы МОЖЕМ делать кино. Для этого должно быть много качественного большого кино, тогда это превратится в привычку

13:57
Генеральный директор кинокомпании «Студия ТриТэ» Леонид Верещагин. Важнее всего - программа по кинофикации российских малых городов. Чем больше кинотеатров - тем полезнее для всех. Система ЕАИС - это тоже очень важно. Год кино подвел итоги некоему периоду нашего существования, считает Верещагин. Государство системно наращивает объемы поддержки кино с каждым годом. Это и привело к результатам этого года. Все началось с Фонда кино, а дальше была планомерная работа, где есть анализ всех стадий процесса. Есть даже открытый питчинг проектов, чего нет ни в одной другой отрасли. Нельзя успокаиваться, надо работать дальше.

14:00
Вот еще несколько цифр. 18,4% - доля сборов российского кино в 2016 году. 1,4 млрд рублей рефинансировано в отрасль. 294 новых цифровых залов поддержано. 80 фильмов поддержано. 8 кинокомпаний-лидеров и 55 иных кинокомпаний поддержано. 35,2 млн человек посмотрело российские фильмы. 156 российских фильмов вышло в прокат

14:04
Владимир Мединский: Мы ставим себе задачу вернуть кинопоказ в каждый районный центр

14:06
Верещагин: Теперь осталось только улучшить работу с пиратством. У нас в компании целый штат сотрудников, которые вынуждены отслеживать все наши проекты после выхода в прокат и блокировать пиратские раздачи разными способами. Еще можно поддерживать премьеры больших российских фильмов, чтобы, например, в этот день не было громких телевизионных премьер. Это же вопрос государственной важности, поэтому нужно повышать сборы фильмов-событий. Они зовут людей в кинотеатры, они формируют новую культуру. Без этого господдержка была бы не такой эффективной

14:09
Все собравшиеся тревожно говорят о роли широкополосного доступа в интернет в пиратстве.

14:12
Федор Бондарчук присоединяется к тому, чтобы еще сильнее расчищать место для фильмов-событий. Надо, чтобы процесс такой поддержки был регулярным.

14:14
Верещагин: 15 лет назад в российском кино нормальную драку не могли поставить. Теперь научились. Потому что системная поддержка создала рабочие места, создала возможность для того, чтобы создавать фильмы целиком и чтобы они смотрелись не хуже зарубежных.

14:23
Мединский: наш рынок кино до недавнего времени был колониниальным. Чудом сохранились талантливые люди и система образование. Эти талантливые люди, сначала с помощью ТВ, а потом усилиями Фонда кино и Министерства культуры, стали объединяться и делать кино. Мы держим долю! Это все равно как если бы мы держали долю по айфонам в 20 процентов! А мы могли бы: что, у нас программистов нет талантливых? Посмотрите, что мы имеем. Летающая тарелка падает на Чертаново. Это ведь интереснее, чем если бы она падала на ЮАР или на Манхэттен, где многие из нас ни разу не были. Я эти дома узнаю, я там бывал. Первоочередные задачи на 2017 год: 1. Пиратство. 2. Усиление протекционизма. 3. Идем в глубинку, привлекаем население в кино. 4. Усиливаем киноэкспертизу. 5. Надо системно раздвигать время для наших премьер. Не позволим, чтобы 12 апреля места в кино занимали какие-нибудь "ХХХ". У нас не так много светлых дат в нашей истории.

14:28
Мединский отвечает на вопросы: В этом году мы увеличил поддержку дебютных фильмов в 5 раз. По призам на фестивалях нас все устраивает. Мы модернизируем поддержку Фонда кино. Мы видим, что поддержку иногда получают откровенно слабые проекты, которые в итоге ничего не собирают. Нужно эту ситуацию менять.

14:36
Антон Малышев отмечает, что кинофикация касается населенных пунктов с населением от 5 до 500 тысяч человек.

14:38
Мединский: Что не получилось? Мы хотели долю в 20 процентов, мы ее не получили. Но денег собрали больше, чем рассчитывали. Не 8 млрд, а 8,6. И это без учета Викинга. Кинозалов мы открыли на 70 больше, чем рассчитывали.

14:39
Мединский: Я считаю, что творцов "Дуэлянта" и "Ледокола" можно только похвалить за то, что они сделали, хотя они и недособрали в прокате. "Три богатыря" и "Викинг" тоже могли собрать больше, но они соревновались с зарубежными картинами, которые иногда были хуже по качеству.

14:41
Мединский: Министерство культуры не выделяло средства на Год кино. Все средства были не из Федерального бюджета. Это были Фонд кино, муниципальные власти и энтузиасты. Поезда в метро, самолеты, поезда - это все частные инициативы соответственных компаний.

14:45
У Министерства культуры есть рычаг - невыдача прокатного удостоверения. Но этой крайний шаг, мы пытаемся договориться полюбовно, и в этом году удавалось. На этом все.