Обозреватель «Фильм Про» Сергей Сычёв объяснил, в чём, по его мнению, заключается феномен популярности кинокомиксов:

Необычайную популярность супергеройского кино я лично объясняю двумя причинами. Во-первых, после 11 сентября и других похожих катаклизмов человечество во всём мире потеряло веру в традиционные ценности, в политику, в экономику, в социальные институты, им понадобился какой-то чёткий нравственный ориентир. И этим ориентиром стали антропоморфные боги, супергерои. С другой стороны, в результате тех же самых катаклизмов обычный человек потерял веру в себя, он уже не думает, что он может что-то изменить, не имея супергеройских возможностей, поэтому ему так приятно смотреть на тех, кто обладает такими возможностями и может сам быть хозяином своей судьбы, пусть хотя бы на экране».

Комиксы сегодня — не только индустрия, но и целый культурный пласт. В США ежегодно публикуют сотни исследований феномена популярности рисованных рассказов. Социологи, культурологи и другие учёные пытаются проследить, как из юмористических историй с картинками комиксы превратились в мощный инструмент пропаганды: в 40-е супергерои боролись с фашистами, чуть позже врагами сверхлюдей стали коммунисты и советские шпионы, а потом и террористы. Во все времена вселенные из фильмов о Бэтмене, Супермене, Мстителях и Людях Икс стремились к максимальной реалистичности.

Трейлер «Бэтмена»

Культуролог Дарья Дмитриева пояснила, чем зрителей так привлекает этот жанр:

Создатели комиксов и фильмов по комиксам обращаются очень легко с очень объёмным культурным материалом, перерабатывают его и преподносят зрителю. И зритель, с одной стороны, смотрит экшен, с другой - узнаёт эти культурные отсылки, а радость узнавания никто не отменял. И в-третьих, он утверждается в тех ценностях, которые тоже ему близки и знакомы».

Четыре из десяти самых кассовых фильмов за всю историю американского проката — это экранизации популярных комиксов. Самая успешная из них — «Мстители» от Marvel — заработала в США $623 млн, а в мировом прокате — более $1,5 млрд. «Тёмный рыцарь» от DC собрал у себя на родине $535 млн и чуть больше $1 млрд в мире. Противостояние в прокате проектов Marvel и DC подробно изучили аналитики Bloomberg Industries и пришли к выводу, что фильмы о Мстителях, Капитане Америка и Людях Икс зарабатывают в США на 47% больше, чем киносерии о Бэтмене и Супермене.

Супергеройское кино: краткая история жанра. «Индустрия кино» от 20.05.16

Аналитик рынка Роман Исаев отметил, что популярность жанра целиком захватила и Россию:

Российский зритель за 15 лет действительно обрёл сильную, стойкую культуру просмотра подобного контента. Эти фильмы стали настоящими драйверами кинопроката: они ставят рекорды, и по старту в прокате, и по итоговым своим сборам, и по посещаемости. Мы увидели огромный скачок в восприятии, в эмоциональном подходе зрителя, в его желании смотреть такое кино».

За первый отечественный фильм об отряде супергероев взялись Сарик и Гевонд Андреасяны. В их «Защитниках» представители различных национальностей СССР, наделённые каждый своей собственной, уникальной способностью, объединяются в секретную организацию «Патриот», чтобы победить общего врага. Сарик Андреасян объяснил, почему их картину нельзя смешивать с американскими образцами:

Невозможно перепутать «Защитников» и некий американский фильм про супергероев. Потому что там он чётко основан на комиксах, на графических новеллах, которые придумали художники ещё сто лет назад. А это кино основано на том, что, к примеру, вы знаете, что русский превращается в медведя, у вас есть этот стереотип, и то же самое у вас есть стереотип, что Армения — это страна камней, оседлых людей и шутников, вот такие вещи. Они больше основаны на наших стереотипах о национальностях».

Гевонд Андреасян, в свою очередь, объяснил, почему этот замысел важен не только с коммерческой точки зрения:

Я буду убеждать, доказывать взрослому зрителю: идите семьями, идите с детьми, отпускайте детей на это кино. Целевой аудитории я буду просто показывать то, к чему они привыкли: это экшн, это хорошие трейлеры. А с детьми самая большая задача, потому что я искренне хочу, чтобы дети на футболках у себя носили своих же героев».

Тизер-трейлер «Защитников»

Ещё одну потенциальную киносерию придумали Алексей Петрухин и Сергей Сельянов. Главным героем их супергеройского экшена «Феникс» станет человек, которому подвластна огненная стихия. Петрухин поделился концепцией:

Чтобы супергерой был, нужно, чтобы были супервраги, чтобы были суперпроблемы, суперпрепятствия - всё с приставкой «супер», а это означает - мощнее, чем обычно. Поэтому огонь у нас живой. Он на самом деле живой, если говорить не только о философии, а даже о физике, потому что огонь не может, как и человек, без кислорода, то есть - нет воздуха, нет и огня. Огонь созидательный, огонь разрушительный».

За первые пять месяцев 2016 года в прокат вышли сразу четыре фильма о супергероях: на этой неделе к «Дэдпулу», «Бэтмену и Супермену» и «Первому мстителю» присоединились «Люди Икс» с подзаголовком «Апокалипсис». Впереди — августовский релиз «Отряда самоубийц» и «Доктор Стрэндж».

Трейлер фильма «Отряд самоубийц»