Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

К юбилею Аркадия Стругацкого: Лучшие экранизации братьев Стругацких

28 августа 2015 года Аркадию Стругацкому исполнилось бы 90 лет

Мало каким писателям так повезло с киноадаптациями - но так получилось, что на протяжении десятилетий творчество Стругацких волновало таких гениев, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман. В то же время это не исключает и массового интереса - некоторые экранизации Стругацких становились коммерческими хитами.

К юбилею Аркадия Стругацкого: Лучшие экранизации братьев Стругацких

К юбилею Аркадия Стругацкого: Лучшие экранизации братьев Стругацких

«СТАЛКЕР» (1979)


Кадр из «Сталкера»


В основе великого фильма Тарковского - повесть «Пикник на обочине» братьев Стругацких, но режиссёр для своего замысла оставил от неё один остов. Сталкер, Профессор и Писатель отправляются к загадочной Зоне, образовавшейся после падения метеорита. Там они ожидают найти комнату исполнения желаний, хотя и живут в мире победившего материализма, как говорил сам Тарковский. Принципиальные отличия фильма от сюжета «Пикника на обочине» нисколько не смущали Стругацких, которые понимали, что работают с гением и должны сделать всё, чтобы «создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения удовлетворил», как писал Борис Стругацкий. В одном писатели и режиссёр определённо сошлись: чем реалистичнее выглядит фантастика, тем больше она впечатляет. Мировое признание «Сталкера» как одного из главных шедевров Тарковского сегодня сомнений не вызывает, и его по итогам работы разделили и Стругацкие. Аркадий Натанович называл его «фильмом XXI века».

Отрывок из «Сталкера»

«ДНИ ЗАТМЕНИЯ» (1988)


Кадр из «Дней затмения»


Фильм Александра Сокурова - ещё одно доказательство того, как спокойно братья Стругацкие относились к киноадаптациям, даже если их содержание кардинально отличалось от первоисточника. «Дни затмения» основаны на повести «За миллиард лет до конца света», и Стругацкие написали первый вариант сценария, но Сокуров предпочёл версию своего постоянного товарища Юрия Арабова. От повести остались одни имена персонажей, но в конфликт по этому поводу Стругацкие не вступали, - и фильм до сих пор воспринимается, в первую очередь, как экранизация Стругацких. По сюжету, в заброшенной туркменской провинции русский врач пытается найти смысл жизни в варварской, бессмысленной реальности, вопреки всеобщему равнодушию и тяжести быта. Фильм получил Специальный приз жюри от Европейской киноакадемии в 1988 году.

Фрагмент из «Дней затмения»

«ЧАРОДЕИ» (1982)


Александр Абдулов и Александра Яковлева в «Чародеях»


«Чародеи» Константина Бромберга - это совсем другие Стругацкие. На фоне фильмов Тарковского и Сокурова новогодняя сказка выглядит компромиссом, однако статус народного хита, постоянно возвращающегося на телевидение, доказывает, что свою задачу фильм выполнил. Непритязательная история о любви и вере в чудеса - казалось бы, какую крамолу можно усмотреть в «Чародеях», однако, по словам режиссёра Бромберга, одно упоминание Стругацких повергало советских чиновников в смятение. И только при уточнении, что фильм будет новогодней сказкой, его позволили запустить. Стругацкие и здесь имели непосредственное отношение к экранизации, пусть им и пришлось радикально переписать сюжет, который должен был стать адаптацией их «Суеты сует», второй части повести «Понедельник начинается в субботу».

Музыкальный отрывок из «Чародеев»

«ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ» (2008)


Фёдор Бондарчук в «Обитаемом острове»


Когда отечественные кинематографисты поняли, что зритель заинтересован в высокобюджетном российском кино, появился «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука - попытка превратить антиутопию Стругацких в доходчивый и эффектный блокбастер. По голливудским лекалам, но с родными реалиями. Фильм был разделён, в современной модной манере, на два полных метра и собрал в прокате около $30 млн., что можно считать большим успехом (невзирая на то, что и бюджет был соответствующий). Бондарчук одним из первых попробовал снять в России высокобюджетную фантастику, которая ранее ассоциировалась только с Голливудом. Кроме того, пересказать сложное, диссидентское произведение и быть понятым массовой аудиторией - навык, редкий для отечественной индустрии.

Трейлер «Обитаемого острова»

«ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ» (2013)


Кадр из «Трудно быть богом»


Фильм Алексея Германа проторил дорогу к зрителям за 14 лет: в 1999 году Герман начал его разработку, в 2006 завершил съёмки, в 2008 году - монтаж. До смерти режиссёра в 2013 году он так и не был выпущен, и окончательной доработкой «Трудно быть богом» (изначально - «История арканарской резни») занимался Алексей Герман-мл. Как и в случае «Сталкера», у фильма мало общего с первоисточником: он служит отправной точкой, источником вдохновения, но цель режиссёра никак не в том, чтобы снять экранизацию. Общим местом стало сравнение последнего фильма Германа с полотнами Босха и Брейгеля: апокалиптическое настроение пронизывает изображение, но отвращение перемешивается с любованием. Равнодушным после просмотра остаться невозможно: зрители либо принимают фильм как безусловный шедевр, либо видят в нём лишь кровь, грязь и пот, которые действительно ни на минуту не оставляют экран.

Ярмольник, Герман-мл. и Кармалита про «Трудно быть богом». «Индустрия кино» от 28.02.14
Трудно быть богом, Обитаемый остров, Дни затмения, Сталкер
Александр Сокуров, Андрей Тарковский, Алексей Герман, Фёдор Бондарчук

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100