В истории кино предостаточно режиссёров, которые прославились дебютным же фильмом. Однако в большинстве случаев это касается фестивального успеха - Сэму Мендесу же удалось получить за дебют «Оскар», что удавалось нескольким людям в истории. Его первым фильмом стала «Красота по-американски». У такого резкого взлёта есть объяснение: «Красота по-американски» снималась под крылом DreamWorks, а Мендеса взяли на проект как признанного театрального постановщика. Никто, однако, не мог предположить, что фильм при бюджете $15 млн. соберёт больше $350 млн. История довольно заурядного 42-летнего Лестера Бернема в исполнении Кевина Спейси оказалась прекрасным, пусть и ироническим, воплощением стремления к американской мечте. Мечты этой не нашлось в комфортном и предсказуемом существовании офисного работника, и Лестер начинает метаться, толком не понимая, какие правила он хочет нарушить и что доказать себе и окружающим. Столь американский по характеру фильм оказался снят британцем - но Мендес не видит в этом ничего парадоксального:

Я не провёл и двух дней в американской провинции, когда взялся за «Красоту по-американски». Мне было достаточно знать, что сценарий необычен, ярок, и что мне как режиссёру тем самым брошен вызов».

Больше Мендесу «Оскар» не покорялся, однако, несмотря на это, проделав путь в 10 лет и четыре сделанных фильма, его назначили режиссёром «бондианы».

Трейлер «Красоты по-американски»

Мендес спокойно чувствует себя в разных жанрах. После «Красоты по-американски» он снял гангстерский «Проклятый путь», военный фильм «Морпехи», мелодраму «Дорога перемен». Критики и зрители прекрасно знают, что режиссура Мендеса - залог качества, однако едва ли киноведы когда-нибудь будут рассуждать о вкладе Мендеса в кинематограф: у него нет уникального стиля, он не новатор, и сам это прекрасно знает. Мендес в давнем интервью «Гардиан» описал свою роль на съёмочной площадке:

Я не режиссёр высшего класса, я не учитель. Я своего рода инструктор. У меня нет методологии. Я просто стараюсь подходить индивидуально к каждому актёру, чтобы они чувствовали мою поддержку и сопереживание».

Правда, был в фильмографии Мендеса проект, который достоин и серьёзного киноведческого внимания. Военная драма «Морпехи» стоит особняком в жанре, так как эстетская съёмка не очень вяжется с его подразумеваемой суровостью и правдоподобием. Для Мендеса война - это ожидание; американские солдаты вынуждены печься в пустыне, зная, что враг где-то рядом, но он почему-то не появляется. Морпехи терпят не столько лишения, сколько всепоглощающую скуку - и всё возрастает подозрение, что происходящее лишь галлюцинация главного героя, который едва ли понимает, зачем всё это нужно. Только время рассудит, признают ли «Морпехов» «Цельнометаллической оболочкой» 2000-х, как назвали фильм самые смелые критики. Он отличается как от возвышенных патриотических драм, где солдаты словно превращаются в памятники самим себе, так и от антивоенных фильмов, разоблачающих бессмысленную жестокость власть имущих, посылающих людей на смерть.

Трейлер «Морпехов»

Став режиссёром «бондианы» в 2010 году, Мендес продолжил линию, начатую фильмами «Казино Рояль» и «Квант милосердия». В «Скайфолле» Бонд очень трогателен и меланхоличен, фирменной когда-то иронии уже фактически нет, но зрителей это нисколько не смутило: картина стала самым успешным фильмом легендарной франшизы, собрав больше $1 млрд. Неудивительно, что Мендесу доверили и грядущий «007: Спектр», который, судя по трейлеру, выполнен в схожем стиле и придерживается того же мрачного настроения. Однако не менее интересен в данном контексте тот факт, что Мендес, по его словам, после «007: Спектр» к «бондиане» точно не вернётся. Не знающего промахов режиссёра можно понять: сиквелы, как известно, дело выгодное, но неблагодарное - риск оступиться или по крайней мере повториться растёт с каждым фильмом. Такого Мендес пока не допускал.

Трейлер «007: Спектр» - в кино в ноябре