Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Что смотреть на VII «Артдокфесте»

«Фильм Про» выбрал пять фильмов фестиваля, которые никак нельзя пропустить

Каждый крупный кинофестиваль для человека неискушённого представляет большую загадку. Скажем, на «Артдокфесте» будет показано 150 фильмов, из которых, как мы уже писали, президент фестиваля рекомендует смотреть не менее 135. Понять, на какой из фильмов идти, - дело непростое. Мы решили сузить пространство выбора и предложить вашему вниманию несколько картин, которые следует посмотреть в первую очередь. А потом уже начинать смотреть оставшиеся 130, если будет возможность.

Что смотреть на VII «Артдокфесте»

Что смотреть на VII «Артдокфесте»

Сразу следует сказать, что на фестивале «Артдокфест» большое количество программ, у каждой из которых разный формат. Так, можно сосредоточиться на главных, по мнению отборщиков, телевизионных документальных фильмах прошедшего года. Или посмотреть победителей других отечественных фестивалей в программе «От А до А». Есть такие зрители, которые принципиально смотрят на «Артдокфесте» только зарубежную документалистику, благо подборки таких фильмов всегда очень интересные и сильные. Есть также те, кто предпочитает экзотику, - они пойдут на фильмы из Северной Кореи и Чехии. Мы же решили сосредоточиться на тех картинах фестиваля, которые ранее не были показаны в России, но которые все будут обсуждать весь следующий год. Эти фильмы вы встретите в программах следующих фестивалей, не претендующих (в отличие от «Артдокфеста») на премьерность. Часть этих картин окажется в кинопрокате, какие-то выйдут на ТВ, некоторые станут хитами клубных показов, которые проходят в России сотнями и тысячами в год. Словом, то, что называется must see.



[CAPTION]1. Оптическая ось (режиссёр ]Марина Разбежкина

Имя Марины Разбежкиной даже известнее, чем её фильмы, - ситуация для нашей страны редкая. Объяснение простое: Разбежкина сегодня – один из крупнейших педагогов кино, и её выпускницы всегда обязательно есть в любом конкурсе документального кино любого российского фестиваля. Самая известная её ученица – Валерия Гай Германика, но это не значит, что остальные похожи на неё. Школа Разбежкиной, по сути, - череда суровых испытаний, которая заставляет тех, кто их пройдёт, ловить на камеру ускользающую действительность – и делать это отважнее и точнее, чем другие режиссёры. Но Разбежкина не только преподаёт. За последнюю четверть века она сняла ряд документальных фильмов (и два игровых), которые уже стали классикой и по которым тоже можно учиться снимать кино. В последние годы Разбежкина снимает редко. Последний полноценный фильм у неё вышел в 2007 году. Поэтому ожидания от новой картины у всех особенные. Анонсируется, что это полуторачасовое путешествие по разным городам России и сличение их с фотографиями столетней давности. Беседы с людьми, рассматривание пейзажей - напрашивающиеся выводы: фильм «Оптическая ось» по праву можно считать самым долгожданным показом «Артдокфеста».

Трейлер фильма «Оптическая ось»




[CAPTION]2. Demonstration (режиссёр ]Виктор Косаковский

Виктор Косаковский снимает в Испании, монтирует в Германии, озвучивает в Великобритании... Мы попытались связаться с ним перед «Ардокфестом», но Косаковский написал нам, что находится между Мексикой и Голландией и обязательно пообщается с нами, когда приедет в Москву


За пределами нашей страны известно не так много российских режиссёров. И один из этих немногих – Виктор Косаковский, представитель элиты российской документалистики, автор неожиданных и провокационных картин, каждую из которых он снимает не один год. Его последний фильм, «Да здравствуют антиподы!», был вторым открывающим фильмом Венецианского кинофестиваля 2011 года. Это была самая высокобюджетная картина в истории российского документального кино. И, возможно, самая зрелищная - при том, что перед этим Косаковский был вынужден снимать фильмы из окна своей квартиры, потому что у него попросту не было денег ни на что другое. Demonstration – это ещё один эксперимент Косаковского. Вместе с 32 студентами испанского университета Pompeu Fabra Косаковский снял политические волнения в Барселоне и смонтировал из них фильм-балет, потому что во время волнений в городском оперном театре давали «Дон Кихота». Фильм этот можно считать своеобразным ответом Косаковского тем, кто делает политическое кино в России и не только. Известно, что волнения в Петербурге Косаковский снимал и сам, но отказался делать из этого материала фильм, чтобы не попасть под влияние конъюнктуры. Фильм Demonstration уже был показан на фестивале IDFA в Амстердаме, на «Артдокфесте» пройдёт его российская премьера.


[CAPTION]3. «Кровь» (режиссёр ]Алина Рудницкая

Ещё один фильм из программы IDFA. Молодая, но уже довольно известная документалистка Алина Рудницкая в последних своих фильмах показывает очень высокий уровень владения художественными средствами. Сегодня это не очень популярно: документальное кино, даже очень качественное, становится буквальным, «лобовым», репортажным. Но Рудницкая же идёт путём, который сделал знаменитой ленинградскую школу документалистики, к которой она принадлежит, да и работает Рудницкая на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. Фильм «Кровь» снят в чёрно-белой гамме и представляет из себя роуд-муви, главный герой в котором – передвижной пункт по сбору крови. Вместе с медсёстрами, врачами и водителями мы колесим по окрестностям Петербурга, удивляемся тому, какие люди идут сдавать свою кровь, чтобы получить за это копеечное вознаграждение. Но вместе с тем – задумываемся над тем, какова дальнейшая судьба у этой законсервированной крови. Сравниваем тех, кто сдаёт кровь, с теми, кто её получает, слушаем свидетельства тех, кому эта кровь спасла жизнь. Теряем сознание вместе с донорами и понимаем, что жизнь в нашей стране часто мчится так же, как кровь в фильме Рудницкой. Как и любое хорошее роуд-муви, «Кровь» - фильм философский.


[CAPTION]4. Непал форева (режиссёр ]Алёна Полунина

Роднянский не первый раз продюсирует документальное кино. В частности, он был одним из продюсеров «Антиподов» Косаковского


Имя режиссёра Алёны Полуниной прогремело несколько лет назад, когда в России был показан её фильм «Революция, которой не было». Российская премьера его, к слову, тоже состоялась на «Артдокфесте». Полунина снимала активистов Национал-большевистской партии, причём не только действующих, но и тех, кто отвернулся от НБП по разным причинам. Неожиданно взрослый фильм от юного режиссёра сразу стал фестивальным хитом. Фильм «Непал форева» в результате продюсировал один из главных российских продюсеров Александр Роднянский. Собственно, без него фильм вряд ли бы и состоялся. Дело в том, что два российских политика-коммуниста выступили с предложением поехать в Непал, чтобы встретиться с представителями местных враждующих компартий и привести их к согласию. Роднянский профинансировал эту поездку, и её результатом стал, в том числе, фильм Алёны Полуниной, который пользовался огромным успехом на недавно прошедшем Римском МКФ.


[CAPTION]5. Священная окружная (режиссёр ]Джанфранко Рози


Наконец, фильм открытия фестиваля, хотя это и не российская картина. Впрочем, Джанфранко Рози в России бывал и с нашими документалистами дружит. Довольно неожиданно его картина получила «Золотого льва» в Венеции. Фильм рассказывает о жизни самых разных людей, так или иначе связанных с римской кольцевой автодорогой. Язык не поворачивается назвать этих людей простыми, хотя среди них и жители расположенной на окраине Рима панельной новостройки, и рыбаки, обсуждающие улов угрей в текущем году, и сотрудники скорой помощи, спешащей на вызов, и тихий ботаник, который лечит пальмы от долгоносика. И, по контрасту, аристократ, рыцарь мальтийского ордена. На экране повседневность, рутина оборачиваются «таинством за стеной», священным действом в панельных домах и виллах. Сам режиссёр полагает, что истории «Окружной» могли происходить и в Роттердаме, и в Лондоне. Получая приз из рук Бернардо Бертолуччи, возглавлявшего жюри Венецианского МКФ, Рози сказал, что свою награду он хотел бы разделить со всеми документалистами мира: «Между нами нет конкуренции, все мы занимаемся одним делом». Когда лауреат Венеции дойдёт до нашего проката, неизвестно, поэтому нужно воспользоваться возможностью посмотреть его на «Артдокфесте».

Трейлер фильм «Священная окружная»
Священная римская кольцевая, Непал Форева, Кровь, Оптическая ось, Demonstration, Революция, которой не было
Валерия Гай Германика, Александр Роднянский, Виктор Косаковский, Джанфранко Рози, Марина Разбежкина, Алина Рудницкая, Алёна Полунина

Новинка

Эмоции от статьи

Читайте также

Назад
Вперед
Все материалы
Rambler's Top100