Десятое место: «Соловей-Разбойник» - 164,012 млн. руб. (~$5,3 млн.)



Пример проекта «Соловей-Разбойник» показывает сколько может собрать фильм, в арсенале которого одна, но очень актуальная звезда. Иван Охлобыстин сегодня крайне популярен среди молодой аудитории. Он не только выступил продюсером картины, но и обеспечил фильму нужное внимание прессы. Рекламная кампания завершила начатое: комедию посмотрело около 530 тыс. зрителей. Сегодня это второй по величине кассовых сборов релиз дистрибьюторской компании «Парадиз» в 2012 году.



Девятое место: «Няньки» - 168,217 млн. руб. (~$5,7 млн.)



Несмотря на сюжетную простоту и режиссёра-дебютанта, комедия «Няньки» не только попала в десятку самых кассовых фильмов года, но и сумела принести продюсерам немалую прибыль (что куда важнее). Лента, высмеивающая поведение соотечественников на турецких курортах, имела особый успех в регионах России, в то время, как столицы ленту почти проигнорировали. Главные роли в фильме исполнили звёзды сериалов канала ТНТ, что ещё раз доказало, что для современного молодого российского зрителя наличие популярных медийных лиц в кадре важнее актёрского таланта.

Восьмое место: «8 первых свиданий» - 221,785 млн. руб. (~$7,5 млн.)



Романтическая комедия «8 первых свиданий» смогла "выстрелить" в российском прокате, хотя выходила в достаточно сложном конкурентном окружении. Свою роль сыграла выбранная дата - праздничный уикенд 8 марта - и приглянувшаяся женской аудитории тематика. Лента сумела привлечь в кинотеатры более 1 млн. зрителей, а вот смогла ли она окупить затраты на производство, доподлинно неизвестно.

Седьмое место: *«Мамы» - 227,780 млн. руб. (~$7,8 млн.)



Вышедший под 8 марта киноальманах «Мамы» критики обвиняли в спекулировании на самом святом. Но большинство зрителей с ними не согласились: лента стала одной из самых ярких и драматичных в этом году. Производство «Мам» вряд ли стоило их создателям больше $1,5 млн., потому собранные в прокате деньги с лихвой окупили затраты и позволили запустить в производство продолжение, которое должно стартовать в прокате 27 декабря и при подведении окончательных итогов года наверняка войти в десятку самых кассовых отечественных фильмов.

Шестое место: «Ржевский против Наполеона» - 239,701 млн. руб. (~$7,8 млн.)



«Ржевский против Наполеона» стал последним проектом кинокомпании «Леополис», которая стала известна благодаря комедии «Любовь в большом городе» и триллеру «Пирамммида». Зато партнёр Леополиса" по проекту - украинская "Студия Квартал 95" - сегодня чувствуют себя замечательно. Впрочем, кассовая неудача пародийной комедии «Ржевский против Наполеона» не могла не сказаться и на них: бюджет в $10 млн. в прокате окупить не удалось. Не помогло даже участие "Жан-Клода Ван-Дамма. Несмотря на агрессивную рекламную кампанию, проект прокатывался при полупустых залах.

Пятое место: «Бригада. Наследник» - 245,448 млн. руб. (~$8 млн.)



Сборы фильма «Бригада. Наследник» отличный пример того, как в России работают франшизы, запущенные в начале 2000-х годов. Буквально ниоткуда взявшийся проект без активной промо-поддержки "выехал" на громком имени и ударной рекламной кампании, запущенной непосредственно перед прокатом. Впрочем, "Бригада. Наследник" ещё и пример того, как быстро российский зритель разочаровывается в отечественном кино, когда его ожидания не совпадают с увиденным в кинотеатрах: касса первого уикенда у проекта составляет 58% от его общих сборов. Прокат фильма продолжается.

Четвёртое место: «Август. Восьмого» - 295,919 млн. руб. (~$9,9 млн.)



«Август. Восьмого» - большое патриотическое кино, стоившее государству около $20 млн. Несмотря на американских сценаристов, титаническую работу маркетологов прокатной компании «Двадцатый век Фокс СНГ» и поддержку «Первого канала», картина собрала гораздо меньше ожидаемого. В интернете ленту называли «заказухой» и откровенно смеялись. При этом абсолютному большинству зрителей "Август. Восьмого", скорее, понравился: многие отмечали выполненные на высоком уровне спецэффекты и отлично снятые боевые сцены. Фильм посмотрело 1,49 млн. человек, но этого оказалось слишком мало, чтобы окупить затраты на производство.

Третье место: «Тот ещё...» - 308,201 млн. руб. (~$10,4 млн.)



Вышедший в одну дату с американской сказкой «Белоснежка: Месть гномов» отечественный фильм «Тот ещё...» с бюджетом в $4 млн. не только не сломался под напором конкурента, но и сумел дать ему достойный отпор. Проект не только окупился, но и принёс своим создателям неплохую прибыль. Несмотря на пожарную" смену названия перед началом проката, комедию с "Михаилом Галустяном в роли узнаваемого сказочного персонажа - Карлсона - посмотрело почти 1,7 млн. зрителей. Свою основную кассу фильм сделал в регионах: в столице картина шла ощутимо хуже.

Второе место: «Джунгли» - 367,369 млн. руб. (~$11,8 млн.)



Комедия «Джунгли» - пример чётко выверенного бизнес-проекта в кино: небольшой и вполне возвратный в нынешних условиях проката бюджет в $3 млн., медийные лица в главных ролях, востребованный у зрителя жанр и даже конвертация в 3D для подстраховки сборов. Всё это сработало, и, возможно, «Джунгли» заработали бы ещё больше, если бы не стартовали на одной дате с другим российским фильмом - «Бригада. Наследник». Впрочем, и второе место тоже почётно, тем более, что уже сейчас сборы позволили продюсерам не только «выйти в ноль», но и получить прибыль. Прокат продолжается.

Первое место: «ДухLess» - 414,297 млн. руб. (~ $13,3 млн.)



Именно «ДухLess» - самый кассовый российский фильм 2012 года. По крайней мере, до поступления данных о сборах участников новогоднего проката. Лента находилась в производстве около трёх лет, и многие сомневались в её кассовом потенциале, ведь лежащий в основе сценария литературный источник за это время уже успел устареть. Однако авторам удалось сделать проект актуальным, а прокатчикам из Universal - ещё и прибыльным. Больше того, у «ДухLessа» получилось то, что удаётся немногим: заработать приличные деньги без поддержки какого-либо телеканала.