В этом году выставка Cinema Production Service проходила в юбилейный, десятый раз, поэтому организаторы решили слегка изменить её формат, чтобы мероприятие отличалось от девяти предыдущих. Так, деловая программа подверглась сегментированию по темам для лучшего охвата всех аспектов киноиндустрии. Помимо этого были организованы круглые столы и мастер-классы, ориентированные на специалистов творческих профессий - операторов-постановщиков, художников по компьютерной графике, актёров и т.д. Наконец, в один из дней состоялась бизнес-поездка на киностудию «Мосфильм», в рамках которой гостям показали производственный комплекс «Тонстудия», продемонстрировали систему «Телекино», а также гримёрные мастерские и новейшее осветительное и съёмочное оборудование. «Фильм Про» прогулялся по экспозиции и и ознакомился с презентациями отечественных проектов супервайзеров визуальных эффектов, в рамках секции VFX.

«Пока цветёт папоротник»


Сериал сделан по заказу канала СТС
Кирилл, его сестра Саша и еще несколько случайных попутчиков неожиданно оказываются в далекой Сибири. Среди вековых кедров и обрывистых скал Алтая они попадают в водоворот мистических приключений.

В фильме около 700 планов с визуальными эффектами. Кадр взят из ролика студии Trigraph


Руководитель студии Trigraph Аркадий Дубинин познакомил гостей с работой компании над визуальными эффектами к телевизионному сериалу «Пока цветёт папоротник». Этот проект с большим успехом шёл в эфире канала СТС, что заставило продюсеров работать над продолжением - в данный момент готовится к запуску второй сезон. Поскольку сериал снят в фэнтезийном жанре, в картине с самого начала предполагалось большое количество кадров с эффектами. В итоге в ленте оказалось более семисот планов с графикой. Художники обрабатывали все кадры, где герои проявляют чудеса чародейства и магии, плюс создавали чудовищ из дыма. Весь этот немаленький объём работы предстояло выполнить за четыре месяца. Основная творческая сложность была связана с внешним обликом чудовищ.

Первоначально продюсеры хотели видеть вымышленных персонажей с шерстью, когтями, клыками и другими подобными характеристиками.



Кадр из фильма с чудовищем из дыма. Художники прозвали существо Валерой


Тесты показали, что за отведённый срок художники и аниматоры не успеют создать убедительных чудовищ с «классической» внешностью. Вскоре родилась идея показать их в виде дыма. Одним из многочисленных художественных ориентиров стали Пожиратели смерти из «поттерианы», которые во время полёта оставляли за собой густой дымчатый след. Помимо этого пригодилась сцена из советского мультфильма про Маугли, где Каа гипнотизировал бандерлогов. Так как одно из сказочных существ фильма принимало форму змеи. На протяжении двух недель художники студии Trigraph занимались тестами и знакомили продюсеров сериала с вариантами внешнего облика сказочных существ. После согласования, специалисты приступили к моделированию, подготовке к анимации и симуляции чудищ. Работа велась в 3D-пакетах компании Autodesk - Softimage и 3ds Max, а также плагине Fume FX, который позднее заменили программой Exocortex Fury из-за поддержки графических ускорителей, значительно убыстряющих процесс визуализации кадров. Помимо этого студия Trigraph использовала программу Hiero, позволяющую оперативно систематизировать данные и заниматься конморфом* файлов.

Демонстрационный ролик студии Trigraph, который знакомит с работой компании над визуальными эффектами сериала «Пока цветёт папоротник»



«Небесные ласточки»


Сериал снят по заказу Первого канала
История о советских девушках и женщинах, служивших в Красной Армии во время Великой Отечественной войны, и их невероятном героизме.

Руководитель студии *Red Screw + Production Иван Тиунов рассказал, что до недавнего времени Red Screw специализировалась на производстве графики и анимации для рекламных роликов. Но в прошлом году им посчастливилось поучаствовать в создании эффектов для военного сериала «Небесные ласточки», который рассказывает историю про 46-й гвардейский авиационный полк. Переход к производству графики для телевизионного фильма подкинул ряд сложностей, поскольку в студии специалисты работали на разных платформах (Windows и Mac OS) и в различных программах. Решение было найдено: где-то пришлось заняться несложным программированием, а где-то выручили возможности последней версии программы для визуализации V-Ray. В демонстрационный ролик студии по сериалу «Небесные ласточки» вошли кадры с самолётом. Актёров, сидящих в «люльке», снимали в хромакейном зелёном павильоне. На этапе постпродакшна декорацию превратили в полноценный самолёт.

Демонстрационный ролик студии Red Screw + Production, которая занимается созданием графики и эффектов для рекламы и кино


«Сталинград»


Режиссёр: Фёдор Бондарчук
История нескольких людей, одного дома, одной семьи на фоне больших исторических событий, которые происходили в Сталинграде.

Основные съёмки фильма «Сталинград» продолжались 82 дня. Вся пиротехника и водные взрывы будут усилены средствами компьютерной графики


Самые яркие мастер-классы провели супервайзеры фильмов «Сталинград» и «Метро». Об ожидаемом проекте Фёдора Бондарчука с производственным бюджетом $30 млн рассказывал руководитель студии Main Road|Post Арман Яхин. Супервайзер познакомил с работой его команды на подготовительном этапе, немного рассказал о съёмках и творческих задачах, которые в настоящий момент успешно решаются. У каждого, кто работает над созданием фильма, своё представление о красоте и о том, что должно в итоге получится, - случай с визуальными эффектами не исключение. Поэтому для облегчения коммуникации художников с режиссёром и художником-постановщиком абсолютно все кадры с эффектами были воплощены в концептах. Особо были отмечены роскошные декорации, построенные художником-постановщиком Сергеем Ивановым, и невероятной красоты видеоряд, за который отвечал оператор-постановщик Максим Осадчий. Не остался без внимания и стереоформат. Рассказывает Арман Яхин:

Изначально мы были против стереоформата, потому что у нас не было никакого опыта. Но Фёдор Бондачрук настоял и, как показала история, оказался прав. Картинка получилась очень интересная. На площадке работала американская команда стереограферов, «разбавленная» отечественными специалистами. Эти же американцы принимали участие в съёмках «Нового Человека-паука».

Фильм «Сталинград» снят на стереоустановку компании 3eality на базе камер Red Epic


Съёмочная группа насчитывала 300 человек, основные съёмки продолжались 82 дня. В настоящий момент студия Main Road|Post симулирует огонь, воду и взрывы. Помимо этого они дорисовывают пейзажи, моделируют самолёты и военную технику. В общей сложности в ленте будет не менее 300 планов с компьютерной графикой. Относительно небольшое количество таких кадров обусловлено характером съёмки и монтажом. «Сталинград» снят в стереоформате, который не совместим с клиповым монтажом и лучше всего проявляет себя в длинных планах. К сожалению, мы не можем показать ролик с кадрами из фильма «Сталинград», так как рекламная кампания картины ещё не стартовала. Но, поверьте на слово, видеоряд у фильма - мирового уровня.

Демонстрационный ролик студии эффектов Main Road|Post, который знакомит с работой компании над эффектами к военной драме «Август. Восьмого»



«Метро»


Режиссёр: Антон Мегердичев
В центре сюжета — несколько героев, которым приходится бороться за своё выживание после того, как вода, прорвав свод, хлынула в тоннель московской подземки. Среди попавших в беду людей — врач городской больницы Андрей Гарин, его дочь Ксюша и любовник жены.

Презентация фильма «Метро» оказалась самой продолжительной и насыщенной. С подробной статьёй о создании этой картины вы можете ознакомиться в рубрике «Путеводитель по спецэффектам». Здесь же мы раскроем некоторые новые детали, ставшие нам известны, после посещения мастер-класса. Ведущий супервайзер проекта Борис Луцюк подчеркнул, что техническому творчеству на площадке нет места. Успешные съёмки — это всегда скрупулёзное планирование, и творческий поиск допустим исключительно на подготовительной стадии, потому что эксперименты во время самих съёмок могут очень дорого обойтись.Так же он отметил, что режиссёр должен работать в постоянном контакте с супервайзером визуальных эффектов, когда кадр требует серьёзной постобработки. В качестве примера был как раз приведён фильм «Метро» и их невероятно плодотворная и эффективная работа с Антоном Мегердичевым (режиссёр «Метро» - прим. авт.).

Совместное решение супервайзера и режиссёра снимать сцену пролёта камеры над автомобильной пробкой в несколько проходов, без перекрытия движения, сэкономило продюсерам $150 тыс.


Ролик студии Amalgama о создании эффектов для фильма «Метро». Компания доработала сцену гибели курьера по имени Михаил, плюс создала многие кадры с тоннелем и водой. Видео предоставлено студией.

Эстафету выступления перехватил Арман Яхин, студия которого создавала зрелищный эпизод столкновения поезда с волной. Руководитель Main Road|Post отметил, что никогда ранее в таком объёме они не симулировали воду, и вообще эти кадры стали самыми сложными в истории компании. Сцена длилась 37 секунд, её воплощение в программах Houdini и Naiad заняло семь месяцев.

Демонстрационный ролик студии Main Road|Post, который знакомит с процессом создания визуальных эффектов для фильма «Метро». Видео предоставлено студией

Последним в секции VFX выступал супервайзер студии Ulitka Евгений Гитциграт. Эта московская компания, моделировавшая и анимировавшая сцену крушения поезда, приступила к работе над фильмом «Метро» одной из первых, задолго до основных съёмок. Основная сложность при моделировании и анимировании заключалась в поиске творческого решения и соблюдения баланса между зрелищностью и правдоподобностью. За вдохновением наши художники обратились к голливудским коллегам, но выяснилось, что заокеанские специалисты достаточно часто во главу угла ставят зрелищность в ущерб реалистичности. К тому же подобных крушений в тоннеле никто до этого не снимал. Готовая сцена получилась очень сложной для визуализации, поэтому специалисты студии решили оптимизировать данные. Например, они изменяли разрешение текстур в зависимости от близости к камере и просчитывали планы частями. Но ради интереса трёхмерщики выставили максимальные настройки и попробовали отправить эпизод на рендеринг - ничего не вышло, потому что у компьютеров не хватило памяти.

Демонстрационный ролик студии Ulitka, которая работала над сценой крушения поезда в фильме «Метро»

Выставка и мастер-классы показали, что российский жанровый кинематограф движется в правильном направлении. Визуальные эффекты мы уже создаём на высоком художественном и техническом уровнях.