Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Совместное производство в поисках партнёров

По итогам семинара в рамках форума «Россия 2012»

Несмотря на то, что система, при которой фильм делается при участии разных государств, существует довольно давно, а в Европе это почти необходимое условие рентабельности кинематографа, в России факты совместного производства редки. Представители российских, европейских и американских компаний собрались вместе в рамках Специального дня Форума Россия, организованного Тройкой Диалог, Сбербанк России и Cinemotion Group, чтобы понять, что здесь можно изменить в лучшую сторону.

Совместное производство в поисках партнёров

Совместное производство в поисках партнёров

В прошлом году Россия вступила в «Евримаж» - крупный международный фонд, через который поводятся копродукционные схемы по всей Европе. Кажется, мгновенно российские продюсеры, которые жалуются на недостаток бюджета и рынков сбыта, должны были бы начать разрабатывать свои проекты совместного производства с другими странами. Однако начатые проекты (4 фильма, в числе которых «Айка» Сергея Дворцевого) хоть и внушают оптимизм, но вряд ли влекут за собой волну копродукции, без которой рентабельность фильмов в Европе, например, трудно представима.

Международным проектом считается проект, в котором участвуют две страны, где каждая из сторон финансирует не менее 20% и не более 80% бюджета картины. Если речь о проекте с Францией, то цифры меняются на 30% и 70% соответственно.


Сандра Стерн уверена, что без копродукции многие известные телесериалы просто не состоялись бы. Но нужно хорошо знать законы стран-партнёров, чтобы их сотрудничество было выгодным



Управляющий директор Lionsgate Television Сандра Стерн поделилась на семинаре опытом своей компании в области копродукции. В частности, о том, как минимизировать издержки. Скажем, если снимается сериал, в котором действие связано с «Высадкой в Нормандии», то среди партнёров, очевидно, появляются Великобритания и Франция.

Если же речь идёт о курортной зоне, то страной-партнёром может стать Хорватия. С другой стороны, поскольку везти съёмочную группу из США может оказаться затратно, уместнее будет заключить договор со страной, где развито кинопроизводство. Например, с Венгрией. Причём сделку заключают не через США, так как там нет законов, которые обеспечивали бы этой сделке выгодные условия, а через Канаду, к которой формально относится Lionsgate.

Случай с адаптацией телеформатов – частный случай копродукции. Представитель компании Sony показал ролик, где были смонтированы сцены из «Моей прекрасной няни», только из версий, созданных в разных странах. Сериалы, принадлежащие одной компании, переделываются с учётом местной специфики, и на выходе получается тот же формат с несколько иным наполнением.

Одним из тех, кто когда-то пробовал адаптированные сериальные форматы на отечественном ТВ, был Александр Роднянский. Сегодня масштаб его деятельности радикально увеличился. Со своей компанией AR Films он выходит на международный рынок, а спродюсированный этой компанией фильм Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд» будет участвовать в конкурсе этого Берлинского кинофестиваля. Более того, в планах Роднянского выпустить ещё шесть американских картин, в том числе продолжение «Мачете» Роберта Родригеса. Его компания строит дистрибуцию в странах Восточной и Центральной Европы, и, таким образом, будет присутствовать на российском, европейском и американском рынках, мощным скачком преодолев изоляцию, в которой находится российский кинобизнес.

Российско-французский фильм «Распутин», где Депардье играл главную роль, был снят для французского телевидения. Его успех на канале France-3 оказался столь сильным, что фильм сейчас перемонтируют и дорабатывают, чтобы выпустить в российский кинопрокат.


Буквально через день после Форума стало известно, что к совместным проектам Роднянского добавился «Мачете» Роберта Родригеса
Если будет преодолена изоляция, то можно будет работать с фильмами так, как это делают во всём мире, то есть получать деньги на уровне предпродаж продукта. У российской стороны, в отличие от большинства других подобных прецедентов, будут права на фильмы, в которых она участвует. Мы поинтересовались у Роднянского, почему в прокатных планах на этот год в России до сих пор не значится фильм «Да здравствуют антиподы!» Виктора Косаковского, где Роднянский был одним из продюсеров. Роднянский пообещал, что в этом году фильм в России обязательно выйдет в кинопрокат.

Для создания фильмов в США Роднянский предполагает создать фонд, который будет заниматься их финансированием. Вопрос о финансировании картин через фонды также активно обсуждался на форуме. Работа с кинопродуктом через фонд существенно упрощает его производство. Так, в США фонд получает порядка 60% бюджета обратно ещё на уровне предпродаж проекта, а оставшиеся средства, которыми он рискует, застрахованы. За счёт минимизации рисков удаётся добиться большей эффективности производства. Есть, правда, в той же Америки фонды, которые не предполагают возврата средств, так как способствуют просветительским целям, но до таких фондов России пока далеко.

Первый фонд, созданный специально под кинопроект, занимался мульфильмом «Смешарики. Начало». Пока этот фонд не предоставляет отчётности сторонним лицам, поэтому судить об эффективности его работы сложно.


Возможности для формирования фондов есть. Например, считают эксперты, собравшиеся на форуме, поскольку из $1,2 млрд. сборов американских картин в России уходят за рубеж всего 20%, на оставшиеся в стране средства вполне можно было бы формировать фонды, которые бы впоследствии могли производить фильмы. Правда, для этого в нашей стране не хватает защиты от рисков, прежде всего – страхования. Также не хватает внятных перспектив по прибыльности, которая должна составлять не менее 20%, чтобы инвесторы были согласны вкладываться в развитие фондов.

Если подытоживать разговор о внешних и внутренних перспективах, то оказывается, что, несмотря на признание заслуг тех немногих, которые делают первые шаги в новых вариантах сотрудничества, большинство игроков рынка не хотят рисковать. Новые стратегии развития предполагают слишком сильный рывок вперёд – в международное пространство, где придётся играть по международным же нормам. И рисковать – тоже.

Фотограф: Алексей Юшенков

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100