Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Франсуа Озон: «Почему люди считают, что от них требуется понимать всё?»

Интервью о фильме «В доме»

Многие критики уже объявили фильм «В доме» лучшим достижением Франсуа Озона. В Торонто жюри ФИПРЕССИ присудило ему свой приз, фестиваль в Сан-Себастьяне присудил Озону главный приз и, отдельно, приз за сценарий. Российским зрителям ещё предстоит оценить эту картину, а пока Сергей Сычёв беседует с Франсуа Озоном в эксклюзивном интервью о фильме «В доме» и проблемах, затронутых в нём.

Франсуа Озон: «Почему люди считают, что от них требуется понимать всё?»

Франсуа Озон: «Почему люди считают, что от них требуется понимать всё?»

Сергей Сычёв
Вы поставили фильм по пьесе Хуана Майорги «Мальчик с последней парты». У нас в России она не издавалась, поэтому хотелось бы узнать, много ли в фильме от оригинала?


Франсуа Озон
Они сильно отличаются друг от друга. Хотя бы потому, что пьеса писалась испанцем для испанцев, а мне пришлось перенести действие во Францию. Наши культуры очень разнятся. Я решил взять из пьесы то, что понравилось именно мне. Поэтому я заимствовал оттуда ряд событий и диалогов и проинтерпретировал их так, чтобы это стало моим личным высказыванием. Между прочим, я существенно изменил финал пьесы. В финале пьесы, когда профессор обнаруживает последнюю выходку мальчика, он решает окончательно прервать с ним всякие отношения. А мне было важнее, чтобы эти отношения вышли на новый уровень.

Драматург Хуан Майорга - профессор драматургии и философии в Королевской школе драматических искусств в Мадриде. Помимо прочего, специалист по русской литературе, автор ряда пьес по русским произведениям


Сергей Сычёв
Пьеса тоже была настолько композиционно сложной?


Франсуа Озон
Она содержала в себе известную сложность, но я её чуть сгустил для фильма. Неужели у вас эту пьесу не знают?


Сергей Сычёв
Пока нет. На главную роль, одарённого подростка, вы взяли совсем молодого и неопытного Эрнста Умоера. Вы ведь понимали, что это риск?


Франсуа Озон
Между прочим, у него русское лицо, вы не находите? Мне нужен был мальчик 16 лет, но я столкнулся с тем, что мальчики этого возраста выглядят совсем детьми. Они никак не могли бы сыграть то, что требовалось. Тогда я решил открыть кастинг для ребят постарше. И когда я увидел фотографию юноши, который и оказался Эрнстом, я выяснил, что ему 21. Меня тогда поразили его глаза. У него очень сильный взгляд. Мне как раз такой сильный, глубокий взгляд был необходим для фильма. Потому что это фильм о вуайеризме, подглядывании. Поэтому взгляд героя должен был быть завораживающим. В общем, я встретился с Эрнстом, мы поговорили и стали работать. Работали много, постоянно читали вместе сценарий. Я думаю, что уже тот факт, что он работал с Фабрисом Лукини, Эмманюэль Сенье и Кристин Скотт Томас, обязывал его играть хорошо и держаться наравне с ними. Когда вокруг тебя хорошие актёры, ты тоже должен быть хорошим актёром.


Сергей Сычёв
В фильме есть сцены, где, например, ему нужно целовать женщину, которая намного старше его. Трудно было снять такое?


Франсуа Озон
Это совсем не проблема. Они же актёры, и должны делать то, что им говорят. Это же игра, а не реальность. Актёры пытаются сыграть свою роль, и вместе мы запутываем зрителя, чтобы он не знал, происходит ли всё наяву или в воображении персонажей.

Фрагмент самого известного в России фильма Франсуа Озона "8 женщин"

Сергей Сычёв
В последнее время вообще часто можно увидеть фильмы о странной взаимосвязи вымышленного и реального. Как считаете, почему вдруг все об этом задумались?


Франсуа Озон
Лично для меня этот вопрос всю жизнь был важным. В своих фильмах я постоянно играю с реальностью и воображением. Интересно ведь снять сон или мечту так, как будто это всё на самом деле происходит. И наоборот – реальность может казаться сном. Я думаю, что всё наше общество уже давно потеряло понимание того, что происходит по-настоящему, а что – только кажется настоящим. Убийства, которые совершают подростки, заигравшиеся в компьютерные боевики, - это лишь частный случай. Наверно, люди уже просто не понимают, что считать реальностью.

Эрнст Умоер и тот самый взгляд, за который Озон взял его в фильм «В доме»



Сергей Сычёв
Но теперь выдуманные персонажи начинают вторгаться в жизнь самого автора…


Франсуа Озон
Я очень хотел показать, насколько люди нуждаются в выдумке. Вот почему они с такой жадностью читают книги, смотрят фильмы. Мы все пытаемся сбежать из нашей действительности. Но в этом есть опасность. Вы, как мои персонажи, можете слишком далеко зайти в этот вымышленный мир. Он настолько восхитителен, что вы потеряете способность различения. Вы смотрите на юного героя и понимаете, что он настолько заигрался, что способен переубивать всех вокруг себя. Но это только потенциальная возможность. Главная героиня остаётся в реальном мире, в то время как мужчины выбирают фантазию. Я, скорее, похож на них, потому что я с помощью кино убегаю от реальности – чтобы выжить. Она слишком грустна, и от неё нужно скрываться в кино и литературе.


Сергей Сычёв
Жена главного героя говорит, что она ненавидит скучную русскую литературу. А сам герой, учитель, обожает Достоевского. Это какой-то культурный код, который нам, русским, непонятен?


Франсуа Озон
Всё гораздо проще. Мне нужно было показать насколько разные люди муж и жена. Жена разделяет обыденную и распространённую точку зрения, что русская литература слишком громоздка, многословна и мрачна. Я лично так не считаю и русскую литературу люблю. Но фильм я специально насытил такими провокационными высказываниями о культуре. Мне казалось, что будет забавно, если мнения будут такими разными.

Озон не был бы Озоном, если бы не разыграл гомосексуальную карту в своей картине


Сергей Сычёв
Значит, любить русскую литературу или нет – в каком-то смысле, вопрос статуса для интеллектуала?


Франсуа Озон
Да как сказать… Все, в общем, на Западе любят и уважают русскую литературу, но это не имеет значения, потому что всё равно люди перестали читать. Вот, что плохо. Моё поколение ещё может что-то сказать о той же русской литературе, но те, кто помоложе, скорее будут играть на компьютере или смотреть телевизор. Очень жаль, потому что в мире есть очень хорошие книги.


Сергей Сычёв
К счастью, хорошие фильмы тоже есть.


Франсуа Озон
Да, это, конечно, тоже важно.


Сергей Сычёв
Вы из фильма в фильм говорите о кризисе семьи как института. Что происходит с семьей?


Франсуа Озон
Видите ли, семья – это точная модель всего общества. Когда я был моложе, мне казалось важным уничтожить саму идею семьи. Я был молод, и я был революционер. Теперь, с возрастом, я понимаю, что семья всё-таки важна. Но в ней могут быть очень сложные взаимоотношения, приводящие даже к насилию. Идея семьи всегда несёт в себе вдохновение, потому что тебе всегда есть, что сказать о том, что может в этой семье происходить. В этом фильме мы наблюдаем, как сначала юноша Клод очень иронично относится к семье, в которую он попал. Но потом мы понимаем, как сильно он хотел бы стать частью этой семьи. Мы потом узнаём, что у него семьи, в привычном смысле слова, нет вообще. Я уверен, что все подростки мечтают об идеальной семье. Дети вообще, по своей природе, очень консервативны и поэтому согласны только на прекрасную семью – иначе это не имеет смысла. В итоге мы понимаем, что Клод как раз искал такую семью, но она оказалась настолько сильной, что смогла отторгнуть его.

Трейлер фильма «В доме»

Сергей Сычёв
Многие жаловались, что не поняли, что происходит в фильме. Вас это не беспокоит?

Франсуа Озон
Почему это меня вообще должно беспокоить? И почему люди считают, что от них требуется понимать всё, что им показывают? Всё, что они должны делать, - следовать за мыслью автора и как-то реагировать. Вам же не обязательно понимать вашу жизнь, достаточно просто принять её! Чувствовать вообще важнее, чем понимать. Мне это как раз нравится в кино. Я не хочу сидеть, как на уроке. Я хочу видеть, как жизнь с экрана задаёт мне вопросы. Я – режиссёр, и я не знаю ответов, мне неведомы разгадки тайн жизни и любви. Но у меня есть несколько вопросов, а вам уже самим придётся делать выбор и искать ответы. Проблем со зрителями у меня нет. Мой фильм показали на целом ряде крупных фестивалей, он получил ряд наград, его купили многие страны. Конечно, это не американский блокбастер, но люди иногда устают от простого кино и хотят чего-нибудь более необычного. Всегда есть те, кто не хочет смотреть такое кино, как у меня, но, если честно, мне до этого дела нет.
В доме
Кристин Скотт Томас, Фабрис Лукини, Эрнст Умоер, Франсуа Озон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100