Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Пещера забытых 3D-снов

Третье измерение в документальном кино

Технологии 3D-кино существуют уже довольно давно, но документалисты в течение многих десятилетий посматривали на них с опаской. Слишком громоздкой и дорогостоящей казалась техника съёмки, но даже этим можно было бы пренебречь, если понять, для чего именно использовать третье измерение, чтобы оно не выглядело простым аттракционом. После нескольких робких экспериментов только в 2011 году появилось два крупных фильма, о которых можно говорить серьёзно. Среди них – «Пещера забытых снов» Вернера Херцога.

Пещера забытых 3D-снов

Пещера забытых 3D-снов

Многие годы 3D считался ещё одним аттракционом на службе у кино. Имидж в глазах серьёзных кинематографистов у технологии был настолько сомнительным, что даже фильмы, которые явно напрашивались на использование 3D, словно намеренно делались в 2D. Хотя ничто не мешало снять в формате стереокино «Птицы» Жака Перрена, «Марш императора» Люка Жаке или хотя бы последнюю часть трилогии «Катси» Годфри Реджио.

«Птицы» - один из самых популярных в истории документального кино фильмов. В российском прокате он шёл почти 100 недель при полных залах


Толчком для развития 3D в документальном кино послужило появление кинотеатров IMAX. Стало очевидным, что их владельцы столкнулись с дефицитом качественного 3В-контента. Тем более, что хронометраж этого контента должен был, по технике безопасности, из-за угрозы для зрения, быть совсем небольшим – не более 45 минут.

Поэтому IMAX стал в срочном порядке заказывать фильмы, где были бы захватывающие панорамы дикой природы, чтобы этой их зрелищностью покорить взрослого зрителя (детям вполне хватало 3D-мультиков и простеньких игровых короткометражек). Панорамы снимались в том же ключе, что и программы для National Geographic, и поэтому как к кино к ним толком никто не относился.

До Роберта Земекиса никто из крупных режиссёров не пробовал создать полнометражный стереофильм, который мог бы идти широким прокатом. Анимационный «Полярный экспресс» стал прорывом. И коммерческим хитом.


Первым документальным фильмом в 3D, заслуживающим упоминания, стал большой проект для IMAX «Космическая станция 3D». Его снял Тони Майерс, который давно специализировался на фильмах для IMAX, в том числе о космосе, но без использования 3D. Масштаб проекта и сделанные на него ставки можно определить хотя бы по тому, что закадровый текст там читал Том Круз.

Инопланетянин перед глазами кинозрителя в фильме «Космическая станция 3D»


Фильм собрал в мировом IMAX-прокате $82 млн. и стал ярким доказательством того, что люди хотят смотреть документальное кино в 3D. Правда, третье измерение по-прежнему использовалось здесь как аттракцион, для усиления эффекта от материала, а драматургически фильм мало отличался от первых трёхмерных проектов IMAX.

Космонавт в невесомости бросал в зрителя апельсин, а при старте ракеты в зал летела киношная пыль. Но даже такие элементарные трюки работали, они сочетались с увлекательным рассказом о подготовке экспедиции на орбиту и её работе по прибытии туда. Был, правда, в этом фильме один потрясающий и оригинальный, при всей своей простоте, образ – объёмное звёздное небо. На киноэкране впервые оно стало таким «глубоким», и огромное расстояние между звёздами и Землёй ощущалось почти физически.

При создании фантастического мира «Аватара» Джеймс Кэмерон вдохновлялся глубоководными съёмками, которые он проводил для документального фильма «Чужие из бездны»


Первым из больших режиссёров свои силы в неигровом 3D осмелился попробовать Джеймс Кэмерон. Для первой пробы он выбрал материал, которым увлекался очень давно, - океанические глубины. Загадочность, инопланетность и опасность подводного мира будоражили его воображение очень давно, а после съёмок «Титаника» он попросту заболел подводными киноэкспедициями.

Решив использовать отснятый для «Титаника» материал более широко, Кэмерон выпустил фильм «Призраки бездны: Титаник», созданный в традиционной 2D-технике, а после продолжил свои путешествия с научно-исследовательским кораблём «Академик Мстислав Келдыш» уже в 3D-фильме «Чужие из бездны», более зрелищном, дорогом и амбициозном проекте, в котором угадываются очертания будущего «Аватара».

Кэмерон здесь вслух настаивает на сходстве космических полётов и глубоководных исследований. Он монтирует кадры морского дна со съёмками Марса и компьютерными моделями полёта космических челноков. 3D ему нужно, прежде всего, для более полного воздействия на зрителя, который вряд ли когда-нибудь окажется внутри настоящего батискафа, окружённого акулами. В том, что касается общего стиля фильма, Кэмерон, новичок в документальном кино, Америку открывать не пытается. Он использует наработки Жака-Ива Кусто, который ещё в 50-х годах разработал принципы поэтических подводных кинопутешествий, за что получил первую в истории неигрового кино «Золотую пальмовую ветвь» в Канне.

Наиболее эффектным использование 3D казалось в космических и подводных съёмках. Поэтому первые «пробы пера» были сделаны именно на этом материале.


В традиционном кино объёмная сцена танца была бы невозможна


Кэмерон, если не считать космических параллелей, оставил отработанный стиль Кусто без изменений. Публика приняла фильм сдержанно - в мировом прокате он собрал немногим больше $12 млн. Но старт большому 3D-кино был дан, и у Кэмерона навсегда останется почётное звание первопроходца. В 2012 году Кэмерон планирует вернуться к исследованию подводного мира в фильме «Титаник: Последнее слово с Джеймсом Кэмероном» (Titanic: Final Word with James Cameron), но, очевидно, этот проект будет скромнее предыдущих и предназначается он для телевидения. Правда, в том же году будет ещё и игровой проект «Погружение», но это уже совсем другая история.

Коммерческая неудача Кэмерона, равно как и неясные перспективы драматургии 3D в документальном кино (технология по-прежнему мало прибавляла самому фильму, а вот увеличивала стоимость и усложняла производство в разы), на некоторое время заставили режиссёров умолкнуть. И лишь 2011 году в этом невольном заговоре 3D-молчания была пробита брешь.

В фильме «Рождённые на воле» всячески подчёркивается сходство животных и людей. Животные так же страдают и так же веселятся, так же мучаются и так же переживают взросление. И им так же важна свобода


Первой ласточкой стал неожиданный шедевр Вима Вендерса «Пина». С помощью третьего измерения Вендерс создал объёмную сцену, для которой не важно, натурная ли это локация, студия или настоящие подмостки. Последовательностью танцевальных номеров на 3D-сцене он при помощи пластического языка танца рисует портрет хореографа Пины Бауш. Фильм Вендерса после громкой премьеры на Берлинском кинофестивале прошёл по всему миру и был высоко оценен как критиками, так и зрителями.

Второй фильм, о котором стоило бы сказать, - это «Рождённые на воле» Дэвида Ликли. Эта IMAX картина о двух приютах для животных выгодно отличается от других популярных фильмов, где звери созданы на компьютере. Автор специально выбрал животных, на которых зритель особенно любит смотреть, орангутангов и слонов, и методом длительного наблюдения заснял процесс их взросления в приюте и попытки прижиться в естественных условиях. 3D здесь используется для максимального приближения к зверям, а также для усиления комического эффекта. Фильм подаётся как документальная комедия – жанр редкий и востребованный.

«Пещера забытых снов» - шестидесятая режиссёрская работа Вернера Херцога, если считать его полнометражные и короткометражные фильмы.


Учёный, метающий копьё, - один из самых ярких образов фильма «Пещера забытых снов». Хотя для того, чтобы показать эксцентричность этого человека, 3D необязательно


Третий - «Пещера забытых снов» Вернера Херцога. Режиссёр известен своими неигровыми лентами не менее, чем игровыми, хотя и те, и другие у него, как правило, посвящены одержимости. В «Пещере» одержимость трёхуровневая: одержим древний художник, рисовавший непонятно для кого фигуры на стенах пещеры Шове, безумны учёные, которые работают в наши дни в этой пещере. И наконец, предельно эксцентричен Херцог, который в финале фильма разворачивает рассказ самым необычным образом.

Третье измерение Херцог использует здесь только в просветительских целях. Вход в пещеру, где наскальные рисунки тщательно охраняются, ограничен, и 3D-фильм для всего мира и для будущих поколений – единственный способ оказаться внутри пещеры Шове и рассмотреть рисунки как следует. В этом Херцог следует той же логике, что и Кэмерон, хотя сам фильм «Пещера забытых снов» сделан изощрённо, как и полагается художественному произведению, под авторством Вернера Херцога. Пока неизвестно, будет ли Херцог дальше работать с этой технологией и пригодится ли ему полученный опыт. Его ближайшие картины будут в 2D-формате.

Разумное использование 3D в документальном кино – дело будущего. Слишком мало смельчаков, готовых рисковать. Слишком много вопросов к тем, кто уже рискнул. Но после первых проб очевидно, что документалисты могут и должны использовать 3D не для галочки, а для создания новых, прежде невозможных впечатлений. Опыт Вима Вендерса пока наиболее ярок, но вряд ли повторим. Опыт Кэмерона и Херцога важен, но недостаточен. Но поиски в этом направлении ведутся очень активно, и вскоре мы, наверняка, увидим результаты, которые сделают 3D новым уровнем развития документального киноискусства.
Пина: Танец страсти в 3D, Пещера забытых снов
Джеймс Кэмерон, Вим Вендерс, Вернер Херцог

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100