Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как запоминать роль: уроки от Педро Паскаля и не только

Узнав, каким образом звезда сериала «Один из нас» учит реплики, делимся интересными способами от других актеров

Недавно Педро Паскаль слегка ошарашил коллег и зрителей своей системой запоминания роли, которая больше похожа на занятия криптографией. Действительно ли было чему удивляться и как учат роли другие известные актеры — рассказываем в нашей статье.

Как запоминать роль: уроки от Педро Паскаля и не только

Как запоминать роль: уроки от Педро Паскаля и не только

Что рассказал Педро Паскаль
О том, как Паскаль запоминает роль, он рассказал во время онлайн-конференции номинантов премии SAG Awards за лучшую мужскую роль в драматическом сериале. Он, Киран Калкин, Билли Крудап и Мэттью Макфэйден обсуждали случаи на съемках, когда им случалось забыть роль. Тогда-то Паскаль и показал коллегам свою табличку с буквами и рассказал о способе, который он называет «психофизическим».

Суть в том, чтобы в столбик записать первые буквы каждого слова своей реплики. Выглядит жутковато — и, по признанию актера, действительно очень утомляет. «Это даже не художественный подход, это просто технический прием, который мне пришлось освоить из-за ужасного опыта», — сказал Паскаль коллегам и пожаловался, что память у него никуда. А начальные буквы не дают репликам вылетать из головы начисто, как это уже не раз бывало.

Педро Паскаль объясняет свой метод запоминания роли:

Действительно ли метод Паскаля уникален
На самом деле нет. Этому способу запоминания учат, например, в Нью-Йоркской киноакадемии. Прием называется мнемоническим, вот его суть: «Попробуйте записать первую букву каждого слова в реплике в столбик. Например, если вам надо сказать «Увидимся позже», то вы напишете:
У
П
Эти три буквы запомнить легче, чем конкретную реплику, и, скорее всего, они помогут вызвать слова в памяти». Кстати, педагоги советуют актерам фиксировать в столбике и знаки препинания, это помогает более эффективно запоминать текст.

В числе актеров, которые пользовались мнемоническим методом — Роб Лоу и Роберт Дауни-младший. Отвечая однажды на вопрос интервьюера о том, как он запоминает реплики, Роберт ответил: «Если мне нужно было запомнить тысячу слов, я просто запоминал первую букву каждого, записывал на листке и выучивал». Правда, во время съемок во втором «Шерлоке» Дауни перестал стараться и полностью положился на импровизацию, потому что сценарий постоянно переписывали и не было никакого смысла его учить.

Как запоминают роли другие известные актеры
Сэмюэл Л. Джексон никогда не произносит реплики вслух до репетиции перед камерой. Он трижды про себя читает текст своей сцены — и этого ему достаточно. Во время репетиции, произнося слова в первый раз, он одновременно запоминает, как при этом стоит, как двигается, с кем находится и что должен испытывать его персонаж. По словам актера, такой подход делает все проще некуда.

Киллиан Мерфи потряс зрителей «Оппенгеймера» не только своей игрой, но и тем, что умудрился в одной из сцен прочесть лекцию по физике на голландском. Ни слова из этого он не понимал и использовал для запоминания только слуховую память. У него была запись с подлинной лекцией Оппенгеймера. Мерфи замедлил ее и за три месяца постоянных прослушиваний выучил речь целиком.

Трейлер фильма «Оппенгеймер»:

Джим Парсонс, снимаясь в «Теории большого взрыва», оказался в сходной ситуации. Ему надо было запоминать реплики, в которых часть слов он не понимал вообще. Поэтому актер писал для себя карточки: на одной стороне реплика персонажа, с которым он ведет диалог, на второй его собственная. А дальше он часами ходил и повторял, повторял, повторял, чтобы фразу запомнил не только мозг, но и мышцы рта: «Мне действительно было это нужно, потому что, если б я пытался подобрать слово, правильное никогда бы не пришло мне в голову».

Терри Крюс, который был игроком в американский футбол до того, как стал актером, бегает четыре мили каждый день. Перед этим он записывает свои реплики на диктофон и слушает все время, пока длится пробежка. Вернувшись, Крюс полностью знает свою роль. Он полагает, что это самый эффективный способ запоминания: мозг работает лучше, когда одновременно с заучиванием приходится заниматься чем-то монотонным и основанном на повторении. Бег и физические упражнения отлично подходят.

Мэттью Макконнахи тоже связал свою систему запоминания со спортом — только он читает реплики после тренировки. В это время, говорит актер, у него в крови предельное количество эндорфинов, что способствует запоминанию. А еще он читает сценарий после церкви, в самолете, в кровати вечером — короче, везде и в любом настроении. Чем больше прочтений, мест и состояний, тем больше ассоциативная связь с героем, взглядов на одну и ту же сцену и запомненных реплик.

Гленн Клоуз считает, что запоминать реплики полностью — это полная ерунда. Текст важен, но намного важнее эмоциональное состояние и концентрация на роли. Если актрисе удается по-настоящему увидеть свою героиню, представить ее, влезть в ее шкуру — слова запоминаются без труда.

Кристофер Уокен идет на кухню, кладет перед собой два сценария сразу и начинает повторять реплики из них по многу раз. Он делает это снова и снова, с разной интонацией, разными голосами, движениями и даже с разным ритмом. Уокен верит, что люди выражают себя не столько через слова, сколько через ритмический рисунок речи. Запомнил его — запомнил и реплики.
Педро Паскаль

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100