Среди основных выводов опроса: дебютанты боятся начинать со зрительского кино и решаются только на драму (снимают драму сейчас — 54%, собираются снимать её и дальше — 61%). При этом новичкам интересно снимать фильмы о том, что их окружает: о семье, любви и проблемах подростков. Свою суперсилу дебютанты видят в свежем взгляде на кино и собственных амбициях. Кроме того, дебютанты не считают госденьги «лёгкими», а самый часто упоминаемый «страх» начинающих кинематографистов — фильм «не получит господдержку» (41%).
«Время режиссёров-дебютантов»: эксперты киноиндустрии советуют начинающим кинематографистам быть смелее
© Съёмки сериала «На автомате» (Марс Медиа)
В масштабном исследовании (анкетирование и интервью) приняли участие 135 дебютантов со всей страны, среди которых участники конкурсов Министерства культуры Российской Федерации 2022 и 2023 годов. Результаты представили на семинаре-интенсиве для начинающих кинематографистов «Искусство питчинга» в Москве.
Согласно исследованию, начинающие кинематографисты лояльно настроены к зрительскому кино (мечтают снимать кино, которое будет успешно в прокате, — 28%, целятся в приключения — 38%, фантастику — 25%, экшен — 13%). Исследование также показало, что дебютантам больше хотелось бы снимать биографии знаменитых личностей, чем истории про бандитов, маньяков и лихие 90-е. Однако они понимают, что такой контент не востребован рынком, то есть «кинотеатры не хотят брать» (57%), «нет денег на продвижение» (64%).
Со своей стороны советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой отметил, что на рынке наблюдается дефицит хороших идей, но при этом молодому поколению режиссёров очень трудно пробиваться. Как преодолеть эту проблему — вопрос дискуссионный. Владимир Толстой призвал начинающих кинематографистов больше читать.
Исполнительный директор Фонда кино Фёдор Соснов подчеркнул, что, согласно проведённому опросу, коллеги-дебютанты ориентируются на величайших режиссёров: Вуди Аллена, Леонида Гайдая, Георгия Данелию — людей, находивших свои уникальные формы выражения.
По его словам, сейчас в России наблюдается кинопроизводственный бум и индустрия нуждается в свежих идеях, новых режиссёрах, продюсерах и сценаристах.
Шеф-редактор Института развития интернета (АНО «ИРИ») Евгений Сосницкий уверен, что наблюдается острый разрыв между запросом со стороны рынка, кинокомпаний и зрителя и подходом к обучению молодых режиссёров и сценаристов, и эта ситуация серьёзно влияет на вектор и успешность дебютов. Как ни удивительно, меньше всего начинающих кинематографистов интересует то, что в итоге становится самым популярным продуктом на интернет-платформах. Сосницкий напомнил, что именно поэтому ИРИ запустил свой конкурс дебютов.
Сценарист Андрей Золотарёв заметил, что индустрии также следует посмотреть в сторону поддержки сценаристов.
Образовательная программа Министерства культуры Российской Федерации и медиахолдинга «Цифровое Телевидение» — «Искусство питчинга» — рассчитана на кинематографистов, прошедших во второй этап конкурсного отбора по созданию национальных фильмов. Ведущие эксперты киноотрасли с 30 октября по 1 ноября проводят серию тренингов по защите дебютных кинопроектов. Задача тренинга — помочь научиться справляться с волнением, структурировать и отточить подачу своей работы на публичной защите.