Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Фильм Про» отбирает лучшие мультфильмы XXI Суздальского фестиваля анимационного кино

Рекомендации «Фильм Про» со смотра

В Суздале подходит к концу XXI Открытый российский фестиваль анимационного кино – главный смотр отечественной мультипликации. Именно на «Суздальфесте» предоставляется уникальная возможность увидеть все самые новые отечественные мультфильмы. В этом году в конкурсную программу вошло 97 работ, в том числе – шесть полнометражных. Традиционно наибольшее внимание публики приковано к короткометражной авторской анимации. Пока члены жюри определяются со своими симпатиями, а прочим остается только делать прогнозы и ставки на фаворитов, мы попросили киноведа Алёну Сычеву (куратора спецпроектов фестиваля) составить десятку фильмов, которые, как показалось из зала, вызвали наибольшие симпатии фестивальной аудитории.

«Фильм Про» отбирает лучшие мультфильмы XXI Суздальского фестиваля анимационного кино

«Фильм Про» отбирает лучшие мультфильмы XXI Суздальского фестиваля анимационного кино

«О БАБОЧКАХ И ГУСЕНИЦАХ» (сериал «ТАК НЕ БЫВАЕТ»)



Год от года все объемнее становится конкурс сериалов. Обычно этот коммерческий формат нивелирует авторское начало: разные режиссеры снимают похожие как братья-близнецы серии, следуя единому художественному решению, общей концепции и стилю. Некоторые студии пытаются совместить коммерческие задачи и, в то же время, оставляют авторам шанс раскрыть свою индивидуальность. Примером тому может служить новый проект «Так не бывает» студии «Кристмас Филмз», герои которого разительно отличаются от большинства стереотипных сериальных персонажей. Серия «О бабочках и гусеницах» сделана выпускником Школы-студии «ШАР» Константином Бриллиантовым, создавшим как трагикомичный фильм для взрослых про непростую судьбу шахтеров «Умба-Умба», так и мультфильм для малышей «Нана, нани, нао» о мытарствах аквариумной рыбки. «О бабочках и гусеницах» – нечто среднее между этими возрастными полюсами.

Фрагмент из серии «О бабочках и гусеницах»

«ОСКОЛОК»


Фильм студенческого конкурса про раненного на войне солдата, вернувшегося домой к матери, которая нашла способ его исцелить, выполнен в своеобразной комбинированной технике, с использованием живописи по стеклу, которой режиссер Дмитрий Иванов учился у обладателя премии «Оскар» Александра Петрова. Лаконичная и целостная история, не отягченная вербальными деталями, наиболее соответствует самой сути анимационного творчества.

Фрагмент «Осколка»

«ДВА ДРУГА»


Режиссер Наталья Чернышева ломает стереотипы: неожиданный финал дружбы головастика и гусеницы оттеняется историей мытарств аиста, попавшего в почти безвыходную ситуацию. Сложный жанр трагикомедии – вполне в духе отечественной школы анимации, хотя необходимо отметить, что данная работа сделана екатеринбурженкой в рамках обучения во французской киношколе La Poudrière.

Фрагмент мультфильма «Два друга»

«МОРОШКА»


Свой дебют «Морошка» Полина Минченок задумала еще во время учебы в СПбГУКиТ, защитилась проектом фильма, но возможность его создания появилась только через два года на «Союзмультфильме». В этой бездиалоговой истории дружбы маленькой девочки и большого страшного волка множество точных, забавных деталей и выразительных гэгов. Немного портит общее положительное впечатление мудреный финал нехитрого сюжета: волк и девочка любуются северным сиянием и ужинают Луной… Этот недостаток не помешал картине попасть в конкурс наиболее знаменитого анимационного фестиваля мира в Анси.

Фрагмент «Морошки»

«КУКУШКА»


Дебютный фильм «вечной студентки» Дины Великовской, после выпуска из художественного училища окончившей ВГИК и Школу-студию «ШАР». Дина уже стала признанным мастером кукольной анимации. Попробовав силы в рисованной технике («Про маму»), она с радостью вернулась к своим любимым куклам и сделала «Кукушку» – пронзительную историю материнства, порой встающего препятствием на пути к заветной цели.

Фрагмент «Кукушки»

«ЛЮК»



Сюрреалистическое кино в лучших традициях подлинной анимации: только этому виду кино подвластно превращать что угодно во что угодно, не привязываясь к сущностям и условностям реального мира. Режиссеры Игорь Мельников и Наталья Мирзоян воплотили безудержный полет фантазии в весьма выразительных и легко воспринимаемых зрителями образах. Художником-постановщиком картины стал неподражаемый Александр Свирский, представивший в конкурсе фестиваля две авторские работы.

Фрагмент мультфильма «Люк»

«УРОЖАЙ»



В анимационном искусстве есть учителя и ученики, есть течения и направления, а есть – явления. Свирский – явление. Каждая его работа – будь то заставка к фестивалю, музыкальный клип или новый авторский фильм – самобытна и самодостаточна. Художественный метод Свирского – фиксация потока сознания любыми выразительными средствами. Не исключение и «Урожай», в котором визуальные образы усилены стихами одного из самых харизматичных поэтов русского концептуализма – Дмитрия Александровича Пригова. Это дало Саше Свирскому чуть-чуть вербальности, которая изредка оказывается нелишней.

Фрагмент «Урожая»

«ПРАЗДНИК»


Нина Бисярина – один из ведущих молодых режиссеров Урала – продолжает лучшие традиции свердловской школы анимации. История старушки, ожидающей в новогоднюю ночь в гости детей и внуков, наполнена выразительными деталями, раскрывающими судьбу и характер героини. Радостная подготовка к празднику, волнительное ожидание, злое отчаяние и счастливое разрешение чуть не ставшей трагичной ситуации переданы посредством канонического сюжетного построения, однако, техника перекладки, используемая Ниной в последних работах, не дает таких богатых изобразительных возможностей, как, например, рисованная анимация в ее же «Поездке к морю».

Фрагмент «Праздника»

«В СТОРОНЕ»



Картина об отшельнице, работающей обходчицей железнодорожных путей. Раз в месяц у женщины праздник – она встречает поезд, который минует ее станцию без остановки. Но однажды все пошло не так… Безнадежный, тягостный и мощный потенциальный финал испорчен стремлением режиссера Александры Аверьяновой к хэппи-энду, что снизило жизненную правдоподобность и художественную убедительность картины, нарушив герменевтическую замкнутость и плотность сюжета. Однако вышесказанное не умаляет высокого мастерства и изобразительной точности, с которыми воплощена история.

Фрагмент мультфильма «В стороне»

«ПИТОН И СТОРОЖ»



Фильм Антона Дьякова, снятый на «Союзмультфильме», имеет суровую возрастную маркировку 18+. История крепнущей с каждым днем дружбы питона и нелюдимого мужика вполне достойна Гран-При фестиваля. Нет смысла перечислять многочисленные достоинства работы, а недостатки ее столь незначительны, что не стоит их упоминать.

Фрагмент «Питона и сторожа»

Совпадет ли решение жюри с нашей оценкой и симпатиями зрителей – узнаем совсем скоро: призы XXI Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале будут вручены 20 марта 2016 года.

Алёна Сычёва

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100