Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Стивен Спилберг: «США до смерти боялись СССР и Третьей мировой»

Эксклюзивное интервью с Хэнксом и Спилбергом

К премьере «Шпионского моста» «Индустрия кино» обсудила фильм с режиссёром Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом, сыгравшим главную роль. Они объяснили, почему в картине нет отрицательных русских персонажей, а реальная история времён Холодной войны не теряет актуальности.

Стивен Спилберг: «США до смерти боялись СССР и Третьей мировой»

Стивен Спилберг: «США до смерти боялись СССР и Третьей мировой»

Иван Кудрявцев
Во-первых, у меня для вас важное сообщение из Москвы: «Нам очень понравился ваш фильм».

Стивен Спилберг
Спасибо!

Том Хэнкс
Отлично! Ведь все победили! Никто не проиграл!

Иван Кудрявцев
Расскажите о личном воспоминании, которое вы сохранили о Холодной войне.

Стивен Спилберг
Слово, которое точнее всего описывает моё состояние в то время, — это страх. Когда я был подростком, то постоянно пребывал в состоянии ужаса. В прессе без остановки говорили о красном телефоне, о том, что русские вот-вот нажмут на кнопку или повернут ключ, Советский Союз начнёт воевать с Америкой. Все боялись советской космической авиации, якобы их спутники, запускаемые в космос, начнут нас бомбить. Тогда мы были детьми, а дети очень впечатлительные. Мы до смерти боялись Советского Союза и Третьей мировой войны. Но, знаете, мой отец, он неплохо говорил по-русски — его родители и родители его родителей были из России — и он мне сказал однажды: «Не бойся! Я знаю русских! Они нас не тронут! Никто никого не будет бомбить!». Но тогда я ему не поверил. Я даже подумал, что никогда не получу водительских прав, а мне было уже 16.

Интервью со Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом

Иван Кудрявцев
А вы, Том?

Том Хэнкс
Я тогда был совсем маленьким, но очень хорошо помню, как родители обсуждали речь Хрущёва, когда он сказал: «Мы вас похороним!». Когда тебе шесть лет, ты не думаешь, что он имеет в виду технологии или экономику, ты рисуешь в воображении огромную яму, в которую он хочет тебя засунуть и сверху залить грязью. Мы тогда очень этого боялись. Пока я взрослел, я понимал, что Третья мировая война уже недалеко. Это могло произойти в любой момент, вопрос заключался в том: «где и когда это случится?», и «что будет дальше». В 70-х ходили слухи, что Америка снабжает Советский Союз большими поставками марихуаны и героина. Но, минуточку! Если бы мы, правда, продавали им марихуану, то они бы не стали жаловаться! Всё было бы отлично!

Иван Кудрявцев
А есть ли ощущение, что этот страх снова закрадывается в души?

Стивен Спилберг
Нет. Я чувствую, что на самом деле произошло в Крыму и что могло произойти в Украине. Мы все за то, чтобы соблюдались права человека и независимость государств. Я очень озабочен этой проблемой между странами, вы понимаете… Путинская Россия. Но сейчас у меня нет того страха, что был в детстве.


Иван Кудрявцев
Давайте поговорим о самой истории. Братья Коэны, как они помогали разрабатывать этот сценарий?

Стивен Спилберг
Да, они много сделали. Но сначала этим занимался Мэтт Чарман. Он нашел историю, отредактировал её. Британец занимался частью американской истории, удивительно! Я был восхищен тем, как Мэтт поработал со сценарием. Я же к этому вообще не причастен. Операция «Оверфлайт» Пауэрса – часть этой истории тоже оказалась в фильме. Заслуга Братьев Коэн в их способности находить важные глубокие черты в характере персонажей, оттуда появляется уже и юмор, и всё остальное. Братья Коэн и Мэтт Чарман - это великолепная команда.

Трейлер «Шпионского моста»

Иван Кудрявцев
Почти все главные герои фильма в какой-то момент подхватывают насморк. Насморк ведь невозможно перехитрить даже самому искусному шпиону. Правильно ли я понимаю, что именно из таких деталей и складывается настоящий шедевр?

Том Хэнкс
Как актёру, мне интересно играть обычных людей, со всеми их слабостями и несовершенствами, которые понятны и близки зрителям. Такие, настоящие, персонажи делают фильм объёмным. В своих мемуарах Донован очень подробно описывает время, которое он провёл в Берлине. И, судя по всему, в эти дни, а также во время обратного полёта в Америку ему было просто чудовищно холодно. Да и в остальном его поездку в Берлин спокойной не назовёшь. Всё, чего он хотел, это побыстрее убраться оттуда, оказаться дома и, наконец, поспать.

Иван Кудрявцев
Стивен, что заставило вас выбрать Тома на главную роль и вас, Том, что заставило согласиться, не читая сценарий?

Стивен Спилберг
Когда я читал первый вариант сценария, то у меня уже в голове был образ Тома. Потому что уже на третьей странице я стал слышать голос Тома, который играет Донована. И когда я дочитал его, я уже был на 100% процентов уверен, что эта роль создана для Тома. И, если честно, я заранее не знал, что делать, если Том скажет, что эта роль не для него. Я рассчитывал на него сразу же.

Том Хэнкс
Если честно, то ты соглашаешься на всё, что тебе предлагает Стив. И просто обязан относиться к этому максимально серьёзно. Я должен сказать, что благодаря Стиву у меня получились отличные персонажи и я не знаю, как он это делает. Единственный вопрос, который меня интересовал - что там за история. И я был покорён ею после трёх первых страниц сценария. Я ничего не знал о Доноване, я что-то слышал о Фрэнсисе Гэри Пауэрсе. Эта история была для меня совершенно новая, и она расцвела, как прекрасный цветок. Когда я представлял себе сцены на переходе Чарли, и эти звонки по телефону, и паспортный контроль, я сразу понял, что это очень кинематографичные моменты. Я просто не мог оказаться в лучших руках.

Трейлер фильма «Шпионский мост» на английском языке

Иван Кудрявцев
Януш Камински – ваш любимый оператор-постановщик. Каково это - работать с ним?

Стивен Спилберг
Вы знаете, мы с Янушем в 1993 году вместе работали над «Списком Шиндлера». Он, словно хамелеон, потому что с лёгкостью меняет цвет картинки. Он, как будто, снова и снова изобретает точные цветовые подходы к каждому новому фильму. Он довольно часто подсказывает мне: что нужно делать, несмотря на то, что я режиссер. Януш – великий персонаж в истории кинематографа. Я имею в виду его отношение к работе, чувство кадра. Каждый новый фильм имеет совершенно другой прекрасный вид. Всё то, что сегодня возможно сделать картинкой, всё то, что могут другие – безусловно, может и Януш Камински.

Трейлер фильма «Список Шиндлера»

Иван Кудрявцев
А вы не ждёте, что вас будут критиковать за то, что в американском фильме вы сделали из русского разведчика положительного героя?

Том Хэнкс
О! Это интересно!

Стивен Спилберг
Мне кажется, что это оригинально. Ведь обычно в шпионских фильмах русские изображаются злодеями. Мы же попытались разрушить этот стереотип. Абель — верный солдат страны, в идеалы которой верит. А адвокат Донован верит в закон, в конституцию, в то, что на суде всем должны предоставляться равные права на защиту. Мы говорим о демократии, как о высшей ценности, но точно в таком же ключе мы говорим и о том упорстве, с которым Абель защищает свою родину.

Том Хэнкс
Критики могут сказать, что вы просто наслаждаетесь положительными аспектами американизма и нашей конституции, чтобы сделать очередной фильм, который заставляет всех американцев почувствовать себя хорошо. Всё, что я могу сказать на это: это история, и вот что тогда случались, и что за собой повлекло. Если у вас проблема с этим, то я не знаю, как с вами спорить.

Иван Кудрявцев
Вы согласитесь, что этот фильм особенно важен к просмотру зрителями именно в Соединённых штатах и в России?

Стивен Спилберг
Создавая этот фильм, мы надеялись привлечь внимания и российских, и американских зрителей, и всех остальных людей. Мы сняли это кино, а людям теперь его оценивать. На мне большая ответственность, а на аудитории ответственности нет. Они просто приходят в кино и смотрят – им может понравиться, а может не понравиться. Люди видят то, что хотят увидеть. Это то, что мы делаем. Это наша работа.

Том Хэнкс
Оглядываться назад и анализировать прошлое — необходимо. Ведь если вовремя не усвоить определённый опыт, то одни и те же события в разных формах будут повторяться снова и снова. В нашей общей истории случались моменты, когда оппонентам удавалось прийти к согласию, договориться. Один из них — в центре нашего фильма. Это был тот самый случай, когда никто не вышел из ситуации проигравшим. Политический контекст, на фоне которого разворачивается действие картины, — просто чудовищный. Мир разделён на две части: восточную и западную. Стена посреди Берлина. И вот в этой ситуации моему герою удалось найти нужные доводы, предложить решение, которое устроило все стороны конфликта. Думаю, если вы потратите на нашу ленту два часа своей жизни, вы не будете разочарованы.

Иван Кудрявцев
На сколько сложен был фильм в разработке? Ведь многие детали до сих пор строго засекречены.

Стивен Спилберг
Да, мы многого не знали о Рудольфе Абеле. Не знали, что там случилось.

Иван Кудрявцев
В Советском союзе он стал героев, у него было три Ордена Красного Знамени. Он читал лекции в Академии КГБ. Участвовал в создании фильма «Мертвый сезон», снимался у Саввы Кулиша. Кстати, этот фильм похож на «Шпионский мост».

Том Хэнкс
Правда?

Стивен Спилберг
Мы не знали, что произошло в его личной жизни, что было с женой и дочерью. Возможно, вы знаете, дочь пыталась встретиться с ним. Донован знал, где он живёт. Он сообщил об этом его семье в Москве. После чего они приехали в отель, где ждали встречи с ним три дня, но парламент не дал на это согласия. Грустный момент в истории.

Иван Кудрявцев
Я хочу особо остановиться на том, как вы передали атмосферу Холодной войны. Насколько было трудно превратить современный город в город 50-летней давности?

Стивен Спилберг
Для съёмок фильма заново возвели часть «берлинской стены». Мы приехали на польско-немецкую границу в город Вроцлав. Мы снимали там, потому что этот город сохранил свой внешний вид таким, каким он был во времена Второй мировой войны.

Том Хэнкс
Старые перекрёстные улочки…а ещё если стоишь в центре города, то ни за что не найдёшь общественный туалет. Создается реальное ощущение, что находишься в прошлом.

Стивен Спилберг
Время там остановилось. Город, как никакой другой, подходит на роль Берлина 1960 года.

Том Хэнкс
Правда, он очень похож на ГДР. И кто бы ни смотрел на эти видеозаписи, все говорят, что это Восточный Берлин.

Иван Кудрявцев
Том, как вы для себя в двух словах можете сформулировать стиль работы Стивена?

Том Хэнкс
Он человека дела. Все знают, что в кино он лучший. И если ты снимаешься у Спилберга, то должен показать свою лучшую игру. Он всегда доступно объяснит и укажет верный путь в решении того или иного момента. К примеру, две леди и джентльмен, они должны изобразить фальшивые чувства в отношениях. Стивен покажет, что и как сделать, и, придя на съемочную площадку, вам нужно предоставить подлинные эмоции, глубинную идею…это то, чего он всегда ожидает от актёров. Поэтому ты должен выкладываться, в голове у тебя должно быть понимание, как это сыграть. И тебе нужно это показать ему! Иначе Стивен не будет тебя любить. Очень важна сама атмосфера, это не постепенное наращивание темпов съёмки. Здесь всё всегда готово, режиссёр на месте и ты должен мгновенно показать всё то, на что ты способен. Не важно – 9 утра сейчас или 9 вечера. И вот из этого всего он извлекает верные мысли, правильные решения. Не знаю, как он это делает.

Иван Кудрявцев
Насколько страшен злой Стивен Спилберг?

Стивен Спилберг
Я злился только в молодости. Сейчас стараюсь больше подбадривать: «Давай, давай! Сделай это!»

Иван Кудрявцев
Спасибо вам огромное за этот фильм и спасибо за вашу работу.

Выпуск «Индустрии кино» от 5 декабря
Шпионский мост
Стивен Спилберг, Том Хэнкс

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100