Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Олег Березин: «Российской индустрии кинопоказа приходилось восставать из пепла»

Эксклюзивное интервью Ивана Кудрявцева

Олег Березин, генеральный директор компании «Нева-Фильм», которая много лет занимается систематическим исследованием российского кинорынка, рассказал Ивану Кудрявцеву, какие тренды определят развитие индустрии в обозримом будущем и почему строить кинотеатры в маленьких городах остаётся невыгодным.

Олег Березин: «Российской индустрии кинопоказа приходилось восставать из пепла»

Олег Березин: «Российской индустрии кинопоказа приходилось восставать из пепла»

Иван Кудрявцев
На «Кино Экспо» вы провели круглый стол, где дискутировали о «русской доле» в отечественном прокате. Какой вам видится эта доля?
Олег Березин
Доля эта тяжёлая. Здесь сходятся разные интересы. Российские продюсеры заинтересованы в её повышении. Кинотеатры заинтересованы просто в увеличении доли кассовых фильмов. Государство хочет понимать эффективность вложенных средств. А зрителям просто хочется смотреть качественное кино, не думаю, что им так важно, российское оно или нет.
Иван Кудрявцев
На российском рынке появился новый мощный игрок - Единая автоматизированная информационная система, которая регулярно предоставляет участникам индустрии всю необходимую информацию по сборам. В этом отношении наша индустрия отличается невероятной прозрачностью. Какие вызовы такое положение бросает индустрии?
Олег Березин
Мы приветствуем такое развитие, но не надо забывать, что статистика - это только данные. Всем интереснее анализ, и им мы как раз и занимаемся. Главное же достижение такой системы - очищение рынка от нечестных игроков и оперативность, с которой участники могут получить нужную информацию.
Иван Кудрявцев
На какие скрытые и необычные тренды в современной индустрии вы бы советовали обратить внимание?
Олег Березин
В кино стало ходить больше детей, родившихся примерно в 2005 году, когда очень увеличилась рождаемость. И ведь они идут не одни, а с родителями, у которых уже сформировалась привычка ходить в кино, в отличие от старшего поколения. С другой стороны, уменьшается количество тинейджеров в кино, хотя, казалось бы, почти вся индустрия сегодня нацелена именно на них. Тут дело не в том, что у них потерян интерес; проблема имеет демографическую подоплёку. Тинейджеры же, наоборот, очень часто ходят в кино, и две трети опрошенных делают это для того, чтобы проводить время с друзьями и товарищами.

«Даже если оснастить все маленькие города кинотеатрами, прирост рынка будет всего 3-5%».


Иван Кудрявцев
Всего в России 4 тыс. новых, хорошо оснащённых экранов с цифровым изображением. В США 46 тысяч, в Европе 44 тысячи, в Китае 20 тысяч, но каждый день открывается по восемь новых. Можно ли сказать, что мы отстаём от общего развития?
Олег Березин
Тут не работает линейная экстраполяция. Дело в том, что мы переживали потрясения, когда индустрия кинопоказа просто исчезала, как в 1921 году, когда в Москве не было ни одного кинотеатра, и как в 1990-е. Приходилось восставать из пепла, а у людей не сформировалась привычка ходить в кино. Кроме того, у нас нерентабельны кинотеатры в небольших городах, они не могут существовать без господдержки. Мы подсчитали, что, даже если оснастить все маленькие города кинотеатрами, прирост рынка будет всего 3-5%. Аудитория большая, но потенциал маленький - с точки зрения бизнеса. Лучше сосредоточиться на тех городах, где кинотеатры уже есть, ведь их совокупное население около 90 млн. человек. Мы торгуем не услугами, а эмоциями. Зритель должен чувствовать ценность похода в кино, поэтому не нужно снижать цены на билет в попытке привлечь большую аудиторию.
Иван Кудрявцев
В 2009 году, когда гремел «Аватар», оборудовать одну площадку новейшими технологиями стоило около 150 тыс. евро. Когда стоит ждать новой волны переоснащения кинотеатров и сколько это будет стоить?
Олег Березин
Оборудование это не потребительский товар, тут особая логика ценообразования, поэтому цена вряд ли будет сильно уменьшаться. Но новые форматы, как «48 кадров в секунду» (High Frame Rate), открывают новые возможности. Что же касается региональных кинотеатров - сегодня можно купить хороший проектор за 3-4 млн. рублей. Он обеспечит идеальное качество, о чём так переживают правообладатели. Сегодня в России в этой области оказывается господдержка. В Краснодаре открылись 20 новых кинотеатров, ведётся такая же программа и в Туле.

«Рынок будет расти, в том числе за счёт регионов».


Иван Кудрявцев
Каков ваш прогноз на ближайшее будущее киносетей?
Олег Березин
Не стоит делать количественных прогнозов, лучше говорить о тенденциях, как учит «Чёрный лебедь» Нассима Талеба. Думаю, этот рынок будет расти, в том числе за счёт регионов. Там это важно не столько как бизнес, сколько как социальный аспект развития. Из наших отчётов в следующем году исчезнут плёночные кинотеатры, которым не хватило денег на переоснащение, потому что мы собираем статистику только по коммерческим кинотеатрам. Мешает нынешний курс валют, так как всё оборудование у нас импортное, и к тому же сокращаются инвестиции. Что же касается технологических прорывов - сложно представить, что нам приготовит «Аватар 2». Джеймс Кэмерон - технологический гений, и я думаю, что с новым фильмом будет очередное открытие. В первом фильме меня особенно поразили две вещи. Как ни парадоксально, в формате IMAX изображение было чуть меньше - для того чтобы не болели глаза при его растяжении. Также удивительно, что примерно 25% фильма сняты в двухмерном формате, чтобы глаза зрителя отдыхали. Релиз продолжения отодвигается неспроста, но в какой области будет прорыв, сказать пока нельзя. Обновления же кинотеатров стоит ожидать примерно в 2017 году, потому что тогда пройдёт 10 лет с их предыдущего оснащения, а такая техника не может работать вечно. Основной же принцип для всех участников рынка - нужно действовать, использовать имеющиеся возможности.

Интервью «Индустрии кино» с Олегом Березиным

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100