В кризис угодили всемирно известные Digital Domain («Трон: Наследие») и Rhythm&Hues («Жизнь Пи»).
Трейлер фильма «Жизнь Пи», удостоенного премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Студия Rhythm&Hues - основной производитель графики и анимации для этой картины - через какое-то время прошла процедуру банкротства.
Причины неудачи в бизнесе оказались банальны. Так, студии Digital Domain и Rhythm&Hues влезли в долги, а их оборотных средств не хватило на своевременное погашение всех текущих расходов (кредиты, зарплаты и т.д.). Возникшие трудности многие аналитики связывают с возросшей конкуренцией на рынке визуальных эффектов и потерей калифорнийскими студиями былой привлекательности. Дело в том, что значительная часть работы достаётся европейским и канадским компаниям, где предусмотрены существенные льготы для кинопроизводителей и разработаны дотационные программы. Что касается качества услуг, британские и канадские компании производят продукт мирового уровня. То же самое касается новозеландской студии Weta Digital («Аватар», которая встала на ноги во многом благодаря бизнес-климату, созданному правительством страны и позволившему привлекать талантливых специалистов и инвестиции со всего мира.
Трейлер фильма «Аватар», большую часть эффектов для которого сделали художники новозеландской студии Weta Digital.
Чтобы оставаться на плаву и выдерживать конкуренцию, калифорнийские студии визуальных эффектов вынуждены открывать представительства в различных странах, в том числе в Азии, где гораздо ниже стоимость оплаты труда.
Но этих мер, как показывает практика, не всегда хватает для успешной деятельности в сложившейся рыночной ситуации. Дистрибьюторы и продюсеры в погоне за сокращением расходов всё чаще обращаются в студии тех стран, где предусмотрены налоговые послабления. Например, правительство Канады, по разным данным, возмещает до 30% инвестиций, потраченных на производство картины внутри этой страны.
На конференции по компьютерной графике Siggraph были организованы сразу две панели, в рамках которых обсуждалась сложившаяся экономическая ситуация и пути выхода из неё. На одном из мероприятий был поднят вопрос о необходимости создания профсоюза. Удивительно, но специалисты по визуальным эффектам - одни из немногих кинематографистов, у которых до сих пор нет никакого профессионального объединения, представляющего их интересы. Вторая встреча «раскручивала» тему с привлечением Всемирной торговой организации, через которую можно было бы защитить интересы американских компаний, путём введения дополнительного налога для тех, кто отдаёт крупные голливудские контракты европейским и азиатским студиям визуальных эффектов.
Следует отметить, что в ближайшие годы на экраны выйдет несколько голливудских блокбастеров с визуальными эффектами, которые создавали не американские студии. Например, графику для трилогии о Хоббите Питера Джексона и «Аватаров» Джеймса Кэмерона в основном сделают новозеландские специалисты компании Weta Digital.
«Начинка»: Из чего сделан фильм «Хоббит: Пустошь Смауга»