По данным «Фильм Про. Бизнес», за период с 31 декабря 2012 года по 29 декабря 2013 года в прокат вышли 59 российских кинофильмов (художественных, документальных, а также фильмов совместного производства) от более чем 50 различных компаний и продюсерских центров. За этот период вместе они привлекли в кинотеатры почти 29,5 млн. зрителей, собрав в прокате больше 6,7 млрд. руб. Это лучший год для российского кино за всю новейшую историю проката.

Информация о кассовых сборах картин получена от компаний-дистрибьюторов, продюсерских компаний и из доступных открытых источников. В рейтинг 2013 года попали лишь компании, выпустившие свои фильмы в кинотеатры в период с 31 декабря 2013 года. По этой причине сюда не включены сборы анимационной ленты «Три богатыря на дальних берегах», так как официальной датой выхода в прокат этого мультфильма считается 27 декабря 2012 года и все его кассовые достижения пошли в зачёт 2012 года.

Топ-10: Самые кассовые продюсерские центры и кинокомпании России первой половины 2013 г. (период с 31.12.12 по 29.12.13):


1. ВГТРК - 2.647 млрд. руб. (3 проекта). Посещаемость проектов: 10.633 млн. чел. Доля рынка: 21.41%;
2. Non-Stop Production - 1.820 млрд. руб. (2 проекта). Посещаемость проектов: 6.898 млн. чел. Доля рынка: 14.73%;
3. Art Pictures Studio - 1.785 млрд. руб. (2 проекта). Посещаемость проектов: 6.699 млн. чел. Доля рынка: 14.44%;
4. Bazelevs - 1.425 млрд. руб. (4 проекта). Посещаемость проектов: 6.422 млн. чел. Доля рынка: 11.65%;
5. «ТриТэ» - 922.932 млн. руб. (1 проект). Посещаемость проектов: 4.200 млн. чел. Доля рынка: 7.47%;
6. Lunapark - 810.600 млн. руб. (1 проект). Посещаемость проектов: 3.705 млн. руб. Доля рынка: 6.56%;
7. Enjoy Movies / Renovatio Entertainment - 645.707 млн. руб. (3 проекта). Посещаемость проектов: 2.960 млн. чел. Доля рынка: 5.22%;
8. «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» - 364.883 млн. руб. (1 проект). Посещаемость проектов: 1.593 млн. чел. Доля рынка: 2,95%;
9. СТВ - 317.975 млн. руб. (4 проекта). Посещаемость проектов: 1.617 млн. чел. Доля рынка: 2.57%;
10. InLay/Wizart Animation - 300.061 млн. руб. (2 проекта). Посещаемость проектов: 1.550 млн. руб. Доля рынка: 2.43%.







В пятёрку лидеров нашего рейтинга вошли компании, имевшие отношение к трём главным российским хитам 2013 года: фильма «Сталинград», «Легенда №17» и «Горько!».


Трейлер фильма «Распутин»:

Самой успешной компанией, вкладывавшей деньги в кино в 2013 году, стал государственный холдинг ВГТРК. В прокат вышли три проекта, в которых компания имела свой финансовый интерес. Это исторический фильм «Распутин», созданный на основе российско-французского телесериала 2010 года (кассовые сборы: 54,4 млн. руб.), спортивная драма «Легенда №17» (кассовые сборы: 922,9 млн. руб.) и военная драма «Сталинград» (кассовые сборы: 1,67 млрд. руб.). И если первому упомянутому проекту в плане сборов похвастаться нечем, то два других оказались самыми кассовыми отечественными картинами 2013 года. Совокупные сборы фильмов ВГТРК составили более 2,6 млрд. руб. В кинотеатрах на них было продано больше 10,6 млн. билетов.

Трейлер фильма «Сталинград»:

Помимо ВГТРК в производстве самого кассового российского фильма года, «Сталинграда», участвовали также компании «Non-Stop Production» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова и «Art Pictures Studio» Дмитрия Рудовского и Фёдора Бондарчука. Помимо этой военной драмы обе кампании в 2013 году выпустили по одному достаточно успешному проекту. У Non-Stop Production это был фильм ужасов «Тайна перевала Дятлова», сделанный совместно с американскими продюсерами. Кассовые сборы этой картины превысили 151 млн. руб., а совокупные сборы проектов Non-Stop Production перевалили за 1,8 млрд. руб. В кинотеатрах на них было продано почти 6,9 млн. билетов.

Трейлер фильма «Тайна перевала Дятлова»:

Компания Art Pictures Studio, занявшее третье место по итогам года, в конце 2013-го выпустила в прокат молодёжную комедию с длинным названием «Одноклассники.Ru: НаCLICKай удачу». За три недели проката в кинотеатрах страны эта лента собрала свыше 120 млн. руб. Таким образом, совокупные сборы фильмов Art Pictures Studio заработали внушительные 1,79 млрд. руб. Впрочем, также, как и в случае с Non-Stop Production, почти 95% общей кассы компании составили сборы «Сталинграда».

Трейлер фильма «Одноклассники.Ru: НаCLICKай удачу»:

Производственная компания «ТАББАК» Тимура Бекмамбетова в России работает под брендом Bazelevs. В отличие от участников ТОП-3, в 2013-м году у неё не было совместных проектов с ВГТРК («Ёлки 3» компания делала уже без вложений госхолдинга). При этом, ГК «Bazelevs» активно работала с другими партнёрами: тандемом InLay/Wizart Animation при производстве мультфильма «Снежная королева», с компанией «Артлайт» при создании «Игры в правду» и с компанией Lunapark на «Горько!». Последний проект стал самым успешным для Bazelevs в 2013 году. Совокупная касса фильмов Bazelevs за год составила 1,44 млрд. руб. В кинотеатрах на них было продано больше 6,4 млн. билетов.

Трейлер фильма «Ёлки 3»:

Компания Леонида Верещагина и Никиты Михалкова «ТриТэ» закрывает пятёрку кинокомпаний-лидеров кассы, хотя выпустила в прокат только один проект. Этот проект - созданная совместно с ВГТРК спортивная драма «Легенда №17». «ТриТэ» - одна из немногих отечественных компаний, которая делает ставку на большое многобюджетное кино, предпочитая выпускать на экраны не больше одного релиза в год. В 2012 году такая стратегия себя не оправдала - проект «Шпион» сильно не добрал в прокате. Зато в 2013-м «Легенда №17» собрала почти 923 млн. руб. и стала вторым по величине кассы отечественным фильмом года.

Трейлер фильма «Легенда №17»:

Во вторую пятёрку вошли лидеры прошлого года - компании Enjoy Movies и «СТВ», а также новички, вроде «ПРОФИТа», Inlay/Wizard и компании Lunapark.


Самый неожиданный участник десятки - компания Lunapark Ильи Бурца и Дмитрия Нелидова, ответственная за самый яркий комедийный хит года, фильм «Горько!». Благодаря ему, собравшему больше 810 млн. руб., Lunapark с лёгкостью обосновался на 6 месте нашего рейтинга. В 2014 году компания должна выпустить уже два релиза: «Горько 2», которую она делает совместно с «Централ Партнершип».

Трейлер фильма «Горько»:

«Enjoy Movies» - постоянный участник рейтинга. Это одна из самых активных кинокомпаний России. В 2013 году она выпустила в прокат три релиза: комедии «Остров везения» (сборы - 150 млн. руб.), «Дублёр» (сборы - 198 млн. руб.) и «Что творят мужчины» (сборы - 304 млн. руб.) - и заняла седьмое место в общегодовом рейтинге (совокупные сборы - 646,7 млн. руб., 2,96 млн. билетов). В 2012-м Enjoy Movies была второй. Её сборы составили больше 1 млрд. руб., правда, и релизов, которые она выпустила в прокат, было не три, а целых шесть.

Трейлер фильма «Что творят мужчины»:

Компания «ПРОФИТ» Игоря Толстунова. В 2013-м она выпустила в прокат всего один релиз, ленту «Метро». Картина успешно окупила бюджет, собрав 364 млн. руб. Эта сумма позволила «ПРОФИТУ» попасть на восьмое место. «Метро» стало первым фильмом-катастрофой, созданном в нашей стране за последние 30 лет. Не удивительно, что проект привлёк внимание большого числа зрителей. Кинотеатры продали на него чуть больше 1,5 млн. билетов.

Трейлер фильма «Метро»:

Лидер 2012 года, «СТВ» Сергея Сельянова, в 2013-м пока лишь на девятом месте. И это несмотря на то, что компания была одной из самых активных в этом году. «СТВ» выпустила в прокат четыре проекта: сделанный совместно с Front Line Studio художественный фильм «Околофутбола» (сборы - 96 млн руб.) и три мультфильма - «Ку! Кин-Дза-Дза» (сборы - 25 млн. руб.), «Как поймать перо Жар-Птицы» (сборы - 66,7 млн. руб.) и «Иван Царевич и Серый волк 2» (сборы - 130 млн. руб., но прокат продолжается). Совокупные кассовые сборы фильмов «СТВ» по состоянию на 29 декабря 2013 года составили 318 млн. руб. Они ещё будут расти и по окончании проката мультфильма «Иван Царевич и Серый волк 2» могут приблизиться к 800 млн. руб.

Трейлер мультфильма «Иван Царевич и Серый волк 2»:

Компании InLay и Wizart Animation - единственные в списке, кто занимается производством только анимационного кино. В 2013 году в прокат они выпустили два больших проекта: сказку по мотивам произведений Андерсена «Снежная королева» (совместно с Bazelevs) и основанный на русских народных сказках анимационный фильм «Как поймать перо Жар-Птицы» (совместно с компаниями «СТВ» и «РуссоБит»). Общие сборы этих мультфильмов в российском прокате составили 300 млн. руб. Кинотеатры продали на них 1,55 млн. билетов.

Трейлер мультфильма «Снежная королева»: