Ты решаешь, что смотреть

Журнал

Итоги 2012: Каким российский кинорынок запомнит прошедший год

Вспоминаем самые яркие события года в кинобизнесе

Очередной год для российского кинорынка выдался весьма насыщенным. Произошло много заметных событий, наметилось несколько радостных и печальных тенденций. «Фильм Про. Бизнес» вспоминает то, чем 2012 год запомнился всем без исключения участникам кинобизнеса в нашей стране.

Итоги 2012: Каким российский кинорынок запомнит прошедший год

Итоги 2012: Каким российский кинорынок запомнит прошедший год

Кинопрокатный рынок продолжает расти - но исключительно за счёт роста цены билета.


Индустрия имеет формальный повод порадоваться: сборы от проката фильмов в 2012 году вырастут примерно на 14-15% (по прогнозу Movie Research) и составят не менее 40,5 млрд. руб. При этом посещаемость кинотеатров увеличилась всего на 1,6%, а значит, рост рынка обеспечен вовсе не возросшим интересом россиян к кино. Его причина - повышение цены кинобилета. В 2012 году она составила в среднем 235 руб. (на 13,5% больше, чем в прошлом году). Тем не менее, абсолютные цифры отечественного рынка не могут не радовать голливудских гигантов, которые с каждым годом выделяют всё большие бюджеты своим российским представительствам. Самый кассовый фильм года в России собирает в кинотеатрах 1,6 млрд. руб. - это «Ледниковый период: Континентальный дрейф».

Трейлер мультфильма «Ледниковый период: Континентальный дрейф»:

WDSSPR - абсолютный лидер среди кинопрокатных компаний, которая второй год подряд собирает в России больше $300 млн.



В гонке дистрибьюторов второй год подряд побеждает WDSSPR - объединённая прокатная компания для фильмов Disney, DreamWorks и Sony Pictures. И если годом ранее к WDSSPR, занявшей в 2011 году 25,85% рынка, вплотную подобралась "Централ Партнершип", то по итогам 2012 года компания значительно оторвалась от всех конкурентов. В рублёвом эквиваленте у WDSSPR за 2012 год набежало около 9,7 млрд. руб., в то время как в 2011-м она собрала только 9 млрд. руб. Интересно, что из-за разницы курса, в долларах эти суммы практически идентичны - около $310 млн.

Российское кино не в тренде: посещаемость отечественных фильмов падает, в десятке самых кассовых - ни одного русского фильма.


Российское кино попадало в ТОП-10 самых кассовых фильмов ежегодно, начиная с 2004 года. В 2012-м оно туда не попало, несмотря на то, что число отечественных фильмов в кинотеатрах изменилось незначительно. Зато посещаемость российских фильмов, по данным Movie Research, снизилась на 8,8%. К началу последнего уикенда года отечественное кино могло похвастаться только 4,5 млрд. руб. - то есть ему досталось лишь около 11% от общих кассовых сборов всех фильмов 2012 года. После подсчёта сборов новогодних блокбастеров эта доля должна возрасти до 13-14%. Но в любом случае, она будет меньше, чем годом ранее. Профессионалы рынка говорят, что причиной тому - отсутствие хотя бы одного большого хита - вроде фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» в 2011-м. И действительно: самым кассовым российским фильмом 2012 года стал «ДухLess», а его сборы в половину меньше сборов «Высоцкого».





Государство меняет правила игры в вопросах финансирования кинопроизводства: новая схема распределения средств между Фондом кино и Минкультуры.


Конец 2012 года запомнится жаркой полемикой между двумя крупными распределителями государственного финансирования - Фондом кино и Министерством культуры. Счетная палата РФ после проведенной проверки деятельности Фонда кино признала его работу неэффективной, в основном из-за непроработанного механизма возврата средств и самоокупаемости поддерживаемых кинолент (в среднем возврат средств Фонда составил 2%). По инициативе Министерства правила игры были изменены: формально распределение денег на кино со стороны государства (5,3 млрд. руб.) будут осуществлять обе эти организации, но Минкульт получит большее влияние на процесс выделения средств кинопроизводителям, чем было раньше. Получив первые данные о показателях отечественных фильмов в кинопрокате, Государственная Дума под конец года подготовила проект ряда протекционистских мер: введение для кинотеатров обязательной 20%-й квоты от общего числа сеансов на показ российского кино и отмену возможности не платить НДС за прокат зарубежного кино.

Весь год компания «Централ Партнершип» находилась в разобранном состоянии. В результате, к концу года у неё меняется топ-менеджмент.



Ещё два года назад компания «Централ Партнершип» была, наверное, самым мощным в стране кинохолдингом, занимавшемся как продюсированием, так и прокатом. Однако начатые в 2011 году преобразования пока не лучшим образом отразились на показателях компании. Согласно опубликованной отчётности по МСФО, выручка "Централ Партнершип" за 2011 год снизилась на 24% и составила 3,864 млрд. руб. В 2012 году к привычным для себя ролям заказчика, продавца и дистрибьютора компания добавила роль производителя кино и сериалов. Кроме того компания осталась крупнейшим российским кинодистрибьютором, но с результатами проката в 2012 году у "ЦПШ" оказалось всё не так хорошо, как годом ранее (общие сборы упали на 36%). Это случилось из-за того, что основной партнёр компании, Paramount Pictures, перенёс ряд крупных премьер на 2013 год. В ноябре из компании ушла Юлия Чарышева, занимавшая пост директора по маркетингу, а 10 декабря ушёл президент Марк Лоло. Свои основные успехи "Централ Партнершип" теперь связывает с новыми топ-менеджерами и проектами, которые выйдут в 2013 году.

Государство принимает план спасения киностудии "Ленфильм" от банкротства. Главой совета директоров студии назначается Фёдор Бондарчук.


Погибающую под гнётом долгов и неэффективного управления старейшую российскую киностудию Ленфильм" в 2012 году всё-таки решаются спасать. После многочисленных скандалов и согласований Росимущество, владеющее студией, принимает план антикризисных мер, воплощать в жизнь который "возложено на плечи новых управленцев - Фёдора Бондачука и Эдуарда Пичугина. Ленфильм" начинают постепенно "«очищать» от долгов, а также обещают в скором времени «оптимизировать и модернизировать».

Киносети находят новых инвесторов и укрупняются.


Год запомнился рядом крупных сделок, связанных с российскими киносетями. Так, в январе стало известно о том, что инвестиционная компания Альфа Групп" "А1" покупает более 55% акций кинотеатральной сети «Формула кино». Инвестору уже подконтрольна другая крупная сеть - «Кронверк синема» - и он намеренно объединяет компании в одну сеть. К концу года "слияние официально завершено новая сеть, вторая по величине в России, будет работать под брендом «Формула кино», но ранее открытым "Кронверкам" обещают сохранить название.

Другая старейшая киносеть страны - «Каро Фильм» - в 2012 году находит профильных инвесторов в лице бывшего владельца кинотеатров Kinostar De Luxe Пола Хета, привлекшего деньги пары инвестиционных фондов. Хет получает контроль на сетью, а сеть, по неподтверждённым данным, - около $200 млн., которые должны быть потрачены на развитие и модернизацию. Сегодня «Каро фильм» - третья по числу экранов сеть страны, а первой остаётся сеть «Синема Парк» (принадлежащая «Профмедиа»), которая продолжает открывать новые кинотеатры, предлагая зрителям различные форматы кинопоказа - от традиционного уже IMAX до экзотического 4DX.

IMAX укрепляет позиции в России, кинотеатры ищут новые форматы кинопоказа.


Канадская корпорация IMAX продолжает активную экспансию в Россию. Бороться есть за что - в нашей стране за первые две трети 2012 года фильмы IMAX собрали порядка $30 млн., что на 46% выше показателей 2011 года. Объявлено о съёмках первого российского фильма в формате IMAX (им станет драма «Сталинград»). Под конец 2012 года в России работают 30 кинотеатров IMAX - 12 из них - в сети «Синема Парк», которая в декабре подписывает новое соглашение с канадцами о намерении довести число управляемых ею IMAX до 26 штук. Сотрудничества с IMAX ищут и другие киносети: «Киномакс», «Люксор», Mori Cinema, People’s Cinema. Впрочем, не с ним одним: так "Люксор" внедряет технологию показа фильмов D-Box, включающую элементы 4D, а вышеупомянутый «Синема Парк» открывает кинозалы 4DX.

Крупнейший дистрибьютор западной Европы A Company начинает самостоятельно заниматься кинопрокатом в России.


После долгих лет работы через сторонние кинопрокатные компании, крупнейший дистрибьютор Восточной Европы A Company решается напрямую выйти на российский рынок. Компания открывает здесь своё представительство, A Company Russia, и формирует пакет фильмов для проката в кинотеатрах. Росписью этих фильмов за прокатное вознаграждение занимаются «Двадцатый век Фокс СНГ» и «Кино без границ». Первый же релиз новой компании - многобюджетный философский фантастический эпос "«Облачный атлас» - становится хитом проката и собирает невероятные для подобного кино 515 млн. руб.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100