Несколько лет назад Тимур Бекмамбетов выкупил права на ремейк культовой советской комедии «Джентльмены удачи» у правообладателей, чтобы экранизировать этот лихой сюжет для Голливуда. Но в июле этого года студия Bazelevs неожиданно начала съёмки российского ремейка в Петербурге.

Владимир Лапин
После просмотра ваших новых картин возникает главный вопрос - о вашем отношениии к ремейкам как направлению в индустрии?

В новых «Джентльменах удачи» все диалоги, ситуации, шутки, образы переписаны на современный манер


Тимур Бекмамбетов
Отношение простое. Я, вообще, в театре вырос. Там ремейки - вещь привычная. Потому, что одних и тех же авторов - Шекспира, Чехова - каждый театр обязан поставить. Я считаю, что ремейки - это то, что определяет культуру любого народа. Каждое поколение, повторяя одну и ту же историю много раз, что-то к ней добавляет, как-то для себя интерпретирует. И образуется то, что называется "канон" - когда от повторения совершенствуется форма. Что касается творческой стороны вопроса, то, каждый раз повторяя что-то, что было сделано до нас, мы учимся и находим фундамент.

Фильм Про
А если говорить про бизнес-составляющую, насколько создание ремейков может быть коммерчески оправдано?

Современным «Джентльменам удачи» - современный подбор актёров


]Что касается экономики, то это абсолютно выгодная, правильная вещь. У тебя есть гарантированный интерес и любопытство аудитории, которая хочет посмотреть, что же изменилось за это время, как новые авторы могут пересказать ту же самую историю. Как раз в интерпретации классической истории заложено понимание - что такое время. У нас это делают два режиссёра - Дима Кисилёв и Саша Баранов. Я выполняю функцию продюсера и моя задача была просто инициировать этот процесс, а дальше - творчество - это их ответственность. Я не берусь её оценивать. У нас в компании как-то так принято, что всё-таки очень много решений принимается творческими людьми. Я сам режиссёр, и я не могу представить, что буду им говорить, что делать. «Джентльмены удачи» - фильм, который предназначен для новогоднего показа. Сама история «Джентльменов» была новогодней. В нашем случае - она чуть более новогодняя, чем в оригинальном фильме. Потому что для новогоднего фильма очень важна романтическая история. И тот персонаж, которого в классической версии играл Видов (Олег Видов играл роль Владимира Николаевича Славина, старшего лейтенанта милиции - прим. ред.), в нашем случае - это женщина и любовный интерес главного героя. Поэтому это ещё история о том, как сбываются мечты. Не только в случае, когда герой наконец стал мужчиной, способным отвечать за свои поступки, а ещё и потому, что он нашёл вторую половину. И это - часть новогоднего настроения. Основная идея та же: заключённые - тоже люди, их нельзя маркировать, списывать со счетов только потому, что они сидели. Уголовники - как дети, выходя на свободу, учатся жить заново. И герой, который занимался воспитанием детей, он занимается воспитанием освободившихся из мест лишения свободы.[/ОТВЕТ

Выход новых «Джентльменов удачи» запланирован на 27 декабря 2012 года

Фильм Про
А что касается бизнес-составляющей, - у каждого произведения есть некий правообладатель, в том числе, и у старых фильмов. Каким образом происходит отбор проектов, для которых имеет смысл покупать эти права? И вы планируете их оставлять за собой, чтобы дальше развивать этот проект, работать над сиквелами?

[ОТВЕТ=]Нет-нет. Это просто фильмы, которые мы любим. Выбор очень простой - хочется повторять то, что ты любишь. Хочется каждый раз признания и любви. Это дань уважения по отношению к оригинальному фильму и некая проверка на вшивость собственных творческих способностей. Поэтому мы выбираем фильмы, которые мы любим. Говорить о тенденции нельзя. Их совсем мало. «Ирония судьбы» - это был фильм, который запустил Константин Эрнст. Я просто помогал и участвовал в этом проекте. А «Джентльмены удачи» - это первый раз, когда мы делаем такое кино сами. Лежал сценарий очень давно. Когда мы просили права у создателей, мы думали об англоязычной картине. Однако, это достаточно старомодная и не острая комедия, а это некоторый неформат для зарубежья. У них сейчас тенденция на комедии с рейтингом «R» - такие, как «Мальчишник» или «Третий лишний» . А это какая-то романтическая, добрая история, и она не в тренде. И я поэтому решил, что, может быть, стоит поробовать её сделать в России ещё раз. В общем-то, проект не имел никакого смысла пока не появился Серёжа Безруков, актёр, на самом деле, высочайшего класса. Мне было интересно сделать фильм, в котором Безруков наконец бы сделал то, чего никто другой сделать не может. Он гениальный комедийный актёр чеховского уровня, который может сыграть абсолютно всё: от табуретки до Высоцкого.

Фильм Про
А нет ощущения, что люди подустали от Безрукова?

Современный "Доцент" (Сергей Безруков)

]Подустали, но это неважно. Я не думаю, что у нас такая интенсивность кинопроизводства. На самом деле, подустали критики, люди, которые обсуждают новинки. А это 3-5% всех зрителей. Остальная часть нашей аудитории ходит смотреть американское кино. Русское кино практически не смотрит. Безрукова помнят по нескольким вещам - по фильму «Участок», «Бригаде» и, может быть, «Высоцкому». А то, что он много снимается в каких-то фильмах, которые не очень известны, так их никто и не видит. Поэтому никто и не обращает внимания на это. Не было такого фильма с его участием, который бы сильно рекламировался и в итоге провалился. «Матч», в котором он играл, в принципе, неплохой фильм. То, что он не был коммерчески успешным, - это не вина Безрукова. Возможно, релиз был недостаточно прорекламирован. Ещё был замечательный фильм «Каникулы строгого режима», который вполне нормально сработал и где Безруков сыграл замечательную комедийную роль. Я не думаю, что для аудитории есть ощущение, что Безруков - надоевший всем персонаж. Я считаю, что его не хватает на экране именно в фильмах, которые являются событиями. Надеюсь, «Джентельмены» смогут стать таким фильмом.[/ОТВЕТ

У кинокомпании Bazelevs Тимура Бекмамбетова есть и ещё один зимний" проект. Совместно с новой российской анимационной компанией Wizart Animation (студии которой расположены в Москве и Воронеже) они сняли мультфильм "«Снежная королева». Проект разрабатывался сразу с прицелом на отечественный и мировой прокат (картина озвучивалась на русском и английском языках).

Фильм Про
Как вы считаете - каковы перспективы российского анимационного кино вообще и вашего нового мультфильма «Снежная королева» на мировом рынке?

Бюджет «Снежной королевы» составил $7 млн.

[ОТВЕТ=]Мне кажется, что у анимационного кино есть перспективы в России, просто потому, что оно проще адаптируется для других рынков, и соответственно бюджеты могут быть выше в надежде на то, что оно окупится не только в России. Но пока никому это не удавалось. Я надеюсь, что с «Королевой» это получится. У «Королевы» есть проблема одна - что в будущем году выходит диснеевская «Снежная королева» (прим.ред. - Анимационный проект от студии Disney, который в итоге получил название «Замороженный», должен выйти в прокат в конце ноября 2013 года). И к сожалению, в этом году уже слишком поздно выпускать её в кинотеатрах. Мы просто не успеем к Рождеству это сделать, а она, безусловно, зимняя. Но она может выйти в феврале, но всё равно это сложно. Если бы удалось её выпустить в феврале на экраны в Америке, то тогда этот прецедент существовал, и фильм по-другому совершенно выходил бы в мире. Но я думаю, что, скорее всего, «Королева» - это значительное событие в смысле индустрии. Студия, которую никто не знал, смогла с нуля сделать полноценный, индустриально качественный мультфильм. Даже «Смешарики» были результатом длительного процесса: были разработаны персонажи, телевизионная программа. Поэтому это был более предсказуемый проект. А «Королева» - это знак того, что инициативные люди, продюсеры могут с нуля поднять огромную машину производства анимационного фильма. Значит, если это смогли сделать в Воронеже, это смогут сделать в Новосибирске, Владивостоке, Казани. То есть, это реально. Если это начнётся, то не смотря на то, что из десяти только два будут по-настоящему сильными, появится рынок наш собственный.

Трейлер мультфильма «Снежная Королева»